Физические и химические явления
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Занятие творческой мастерской «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tm_fizicheskie_i_himicheskie_yavleniya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие творческой мастерской «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности, 4 класс.

Тема: Физические и химические явления.

Тип занятия: занятие  «открытия» новых знаний.

Цель  урока: создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями и раскрыть значение этих понятий: физические и  химические явления.

2. Развивать умение работать с текстом;

3. Развивать коммуникативные качества.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ  естественнонаучного мышления младших школьников

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: осознание важности изучения физических и химических явлений в человеческой жизни.

Методы: частично-поисковый, наглядный.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

1. Оргмомент.

Дыхательная гимнастика.

Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

2. Видеозарисовка:

«Орешек знаний твёрд,

Но всё же…

Мы не привыкли отступать.

Нам  расколоть его поможет

Творческая мастерская «Хочу всё знать»

2. Актуализация опорных знаний.

У. «Хочу всё знать». Так мы назвали один из модулей программы «Развитие творческих способностей».

У. Сегодня уже 4 занятие ТМ. О чём мы говорили с вами на предыдущих занятиях? О явлениях.

У. Какие бывают явления? Физические и химические.

У. Где познакомились с этими понятиями? В кабинетах физики и химии. Мы там были на экскурсии.

У. Расскажите, как происходило знакомство? Сергей Егорович, учитель физики, и Валентина Фирсовна, учитель химии, рассказывали и демонстрировали опыты.

У. Сегодня на занятии мы продолжим наблюдать явления, будем их сравнивать, учиться определять, какое явление физическое, а какое химическое?

У. Значит, какая тема занятия? Сформулируйте её. Физические и химические явления.

У. Я очень надеюсь, что мы справимся со всеми задачами урока. Помните, что в конце урока каждый оценит свою работу, работу своей группы и мне хочется, чтобы вы оценили занятие.

Успехов вам!

3. Работа с текстом.

У. Прочитайте текст.

У. Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте? (Словарная работа)

Характеристика текста.

У. Какой это текст? (Повествовательный).

У. Стиль изложения? (Художественный).

У. Определите тему. (Как семья устроила праздник в плохую погоду).

У. Главная мысль. (Когда вместе, то в семье уютно и тепло. Никакая беда, а тем более плохая погода, не страшна.)

У. Озаглавьте текст по теме или главной мысли.

У. Семья готовила пирог. Назовите вещества, которые она использовала.

У. Перечислите явления, которые встретились в тексте.  

У. Нашу работу по повторению оценят сейчас тьюторы – наши помощники. Им слово.

Слово тьюторам. Самопрезентация.

Здравствуйте, ребята! Я учусь в 10 классе, профиль. Считаю, что вы готовы сегодня работать со мною.

Здравствуйте, ребята! Я учусь в 10 классе, профиль. У вас достаточно знаний, чтобы продолжить изучать химические явления.

У. Тьюторы помогут нам в решении задач урока. Они будут демонстрировать опыты.

Всё лабораторное оборудование у них в наличии. Но тьюторы оборудование специально перепутали. Они хотят проверить,  насколько вы внимательны были в кабинетах физики и химии. Сумеете ли вы определить, какое оборудование для демонстрации физических, а какое для  демонстрации химических явлений.

Разделите на 2 группы  (на 2 стола)

У. Слово тьюторам. Оцените работу. (Разделили верно)

У. Значит, начинаем эксперименты.

4. Химические эксперименты. 

Тьютор демонстрирует опыты.

Что изменилось?

Заполняем схематичные рисунки.

Вывод: Это химические явления. Смешивая 2 раствора, мы получали новое вещество. Наблюдали образование осадка; выделение газа; изменение цвета.

5. Физические эксперименты.

Тьюторы демонстрируют опыты.

Что изменилось? (1) Появился звук. 2) Появился электрический заряд. Изменилось СОСТОЯНИЕ ТЕЛА)

Вывод: Это физические явления. Изменялись свойства тел. Новое вещество не возникает.

6. Закрепление. Работа в группах. 

У. Прочитайте задание.

У. Работайте строго по алгоритму. Помните правила работы в группе.

Алгоритм:

 Перед вами 2 одинаковых стакана с молоком.

  1. В один стакан добавьте сахар, размешайте. Заметили ли вы изменения?

Вывод: это явление _____________________

  1. В другой стакан добавьте лимонную кислоту, размешайте. Что вы заметили?

Вывод: это явление _____________________

  1. Подготовьте выступление от группы, используя информацию алгоритма: Что вы делали, и что вы наблюдали.

   Самостоятельная групповая работа.

У. Слово группам. Расскажите, что вы делали, и что вы наблюдали.

(В молоко мы добавили сахар, размешали. Сахар растворился – перешёл в иное состояние, новое вещество не получилось, только молоко стало сладкое. Это физическое явление.

В молоко добавили лимонную кислоту – появился осадок (хлопья), образовалось новое вещество. Это химическое явление.)

7.Вывод.

У. Попробуем дать определения: что же такое физическое явление, а что такое химическое явление?

Физическое – это такое явление, когда меняются свойства тел (состояние, форма, размер, положение), новое вещество не образуется. Приведите примеры из текста.

Химическое – это явление, при котором происходит превращения одних веществ в другие; появляется новое вещество с новыми признаками. Химическое явление сопровождается внешними признаками. Это: выделение газа, образование осадка; изменение цвета; выделение или поглощение тепла; изменение запаха и вкуса. Приведите примеры из текста.

У. А зачем мы всё это делали? Явления вокруг нас. Они повсюду. Надо уметь ориентироваться в окружающем мире.

8. Рефлексия.

У. Слова благодарности за урок мы должны сказать, прежде всего, нашим тьюторам.

У. (обращаюсь к тьюторам) Какое главное ключевое слово в физике? (тело). В химии? (вещество)

У. Ребята, а может у вас есть вопросы к тьюторам?

Оценочный лист.

У. Оцените занятие. 

У. Оцените каждый свою работу на занятии.

У. Оцените каждый работу своей группы.

У. Кто хочет представить нам свой оценочный лист?

«Нацеливание» на новое занятие

У. Ребята, мы продолжим работу с текстом на следующем занятии. Попробуем его отредактировать в соответствии с темой занятия.

У. Предположите, какой будет стиль изложения в новом тексте? (научно-популярный)

У. Спасибо всем за работу.

Приложение.

Оценочный лист

  1. Оцени занятие:

 Подчеркни слова, сочетания слов, которые характеризуют это занятие

Это занятие (какое?) познавательное, трудное, сладкое, бесполезное, скучное, увлекательное, заставляло мыслить,  не развивало, беззаботное.

  1. Выбери один ответ.

На занятии я: 

а) старался; было трудно, но интересно;

б) старался; было немного трудно, но интересно;

в) старался; было нетрудно и интересно;

г) старался; было легко и неинтересно;

д) не старался; было неинтересно.

  1. Из каждой пары подчерки один ответ.

Наша группа работала:

недружно - дружно;

мы слушали друг друга – друг к другу не прислушивались;

перессорились и каждый остался при своём мнении - сумели договориться и придти к одному мнению.

Прочитайте текст.

Хмурый осенний субботний день. Нудно по крыше  барабанит дождь. Воет ветер за окном.

Вся семья в сборе. Скучно и грустно в такую погоду. Чем бы заняться?

- А давайте устроим праздник! – предложила бабушка. Все оживились. Решили приготовить яблочный пирог и устроить чаепитие.

Мука, соль, сахар, сода, молоко – всё оказалось под рукой. Бабушка замесила тесто. Чтобы пирог получился пышным, она не забыла погасить соду. Мама приготовила начинку. Папа включил духовку, вскипятил чайник и заварил душистый травяной чай. Дети сервировали стол.

Вскоре пирог был готов. Когда он чуть остыл, папа разрезал его. Мама разлила чай по чашкам, добавила по кусочку лимона. Чай получился на удивление красивый!

Было вкусно! По-семейному тепло и уютно!

Вопрос: Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте?

Алгоритм работы в группе:

 Перед вами 2 одинаковых стакана с молоком.

  1. В один стакан добавьте сахар, размешайте. Заметили ли вы изменения?

Вывод: это явление _____________________

  1. В другой стакан добавьте лимонную кислоту, размешайте. Что вы заметили?

Вывод: это явление _____________________

  1. Подготовьте выступление от группы, используя информацию алгоритма: Что вы делали, и что вы наблюдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

копилка химических знаний

1.Тема занятия: КОПИЛКА ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ2.Краткая аннотация: «Копилка химических знаний» - тема занятия пропедевтического курса «Химия 5 класс» .Это итоговое занятие по систематизации и обобщен...

физические явления в биосфере и их влияние на них деятельности человека

исследовательская работа написана на тему сохранения экологической среды и защита от загрязнения атмосферы...

Исследовательская работа на тему "Плетение из резиночек - занимательная игра, развивающее творчество или вредное химическое изделие?"

Данная работа содержит теоретический и практический материал по теме "Плетение из резиночек - занимательная игра, развивающее творчество или вредное химическое изделие?"...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

формирование экологической культуры...

Научно-практическая конференция "Химические источники света".3 класс,

          В современном мире химические источники электроэнергии окружают нас повсюду,будь-то электронная книга или часы,пульт от телевизора,или аккумулятор в мобильном...

Химический диктант, как метод контроля

Химический диктант, как метод контроля ....