Химический диктант, как метод контроля
план-конспект урока

Рягузова Анна Алексеевна

Химический диктант, как метод контроля .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_diktant.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Химический диктант, как метод текущего контроля.

Автор: учитель химии

МБОУ СОШ №3

г. Воронежа

Рягузова Анна Алексеевна

Эффективность обучения  учащихся основам наук предполагает не только систематическое изучение нового материала на уроке, но и постоянный контроль результатов работы. Самой популярной работой является химический диктант на 7- 10 минут, состоящий из 2-х вариантов с дифференцированными заданиями.

Химический диктант по сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ. Так, с помощью диктанта можно проверить различные стороны химической подготовки учащихся, отработать умения и навыки в составлении формул по валентности, определения валентности по известной формуле, написание уравнений реакции и т.д. Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет выявить учителю пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется специальных уроков для проверки и закрепления изученных материалов.

В процессе обучения предлагается учащимся самостоятельно не только выполнять задания соответствующего диктанта , но и составлять простейшие проверочные работы  по определенному разделу программы . Такой подход позволяет развить творческое и логическое мышление учеников.

При проведении химических диктантов мы используем три важнейших группы методов в преподавании химии: словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические, в которых успешно сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность школьников в учебной работе. Задания химических диктантов, предусматривающие репродуктивную деятельность, требуют воспроизведения учащимися ранее полученных знаний: запись уравнений реакций, формул, схем, рисунков, таблиц, а также выполнение тренировочных задач.

Задания, предусматривающие продуктивную деятельность учащихся, подводят их к необходимости самостоятельного сравнения, обобщения, включают экспериментальные исследования, решение химических задач.

На первом уроке в начале учебного года определяем, как следует оформлять ответы на задания диктанта.

Некоторые задания (запись формул по названиям и определение соответствующих названий по формулам и т. п.) выполняются сразу, об этом предупреждаем учеников перед началом диктанта. Каждый вопрос повторяем два раза, чтобы учащиеся успели вникнуть в содержание задания. На выполнение других заданий (составление уравнений, решение задач, выполнение экспериментального опыта и т. д.) даем необходимое дополнительное время. Четкая организация работы позволяет мобилизовать внимание учащихся на самостоятельное выполнение заданий диктанта.

Затем мы вызываем к доске двух учеников, которые записывают правильные ответы на доске, при этом все учащиеся сразу видят допущенные ошибки и получают нужную консультацию.

Нередко работы проверяют сами ученики по контрольному тексту, записанному на доске, который закрыт во время диктанта. Для исправления ошибок учащиеся пользуются зеленой ручкой, ставят оценку согласно критерию, данному учителем.

Если работу проверяет другой ученик, то она оформляется следующим образом:

Графа отвечающего ученика

Графа проверяющего ученика

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Исправления, дополнения, сделанные проверяющим

1.

Na2SO4

1.

Na2SO3

2.

Al(OH)3

2.

3.

H2S

3.

4.

Сульфид калия

4.

Сульфит калия

                                             

                                            Оценка:

                                            Проверил(а): фамилия, имя

Проверяющий ученик заполняет свою графу только в том случае, если считает, что допущена ошибка. Такая проверка сопровождается повторением диктанта, проверяющий ставит свою оценку и подписывается. Ни одно исправление здесь не допускается. За рецензию учащиеся получают оценку. Этот вид проверки чаше практикуем в восьмых классах. Опыт показывает, что групповая работа на уроке, проведение общественных смотров знаний воспитывает у учащихся общественную мотивацию учения, а отсюда — чувство ответственности, долга, принципиальности, добросовестности.

В текстах диктантов условно обозначены дополнительные вопросы, задания, которые проецируются на экран, записываются на доске или предлагаются в виде таблицы.

Приведем содержание диктантов, задания которых  устно диктуются учителем.

Химический диктант в IX классе рассчитан на 8 мин урока и позволяет выявить знания учащихся о сильных и слабых  электролитах, умение  составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей, подготовить их к составлению полных и кратких ионных уравнений реакций.

I вариант

II вариант

1. Запишите формулы следующих веществ:

оксида хрома (VI)                                                              фосфорной кислоты

соляной   кислоты (концентрированной)                          метана

карбоната кальция                                                             сульфата бария

гидроксида марганца (II)                                                   разбавленной серной кислоты        

 нитрата серебра                                                                 воды                                                                 

 сульфида калия                                                                  силиката натрия

фосфата натрия                                                                   углекислого газа

 

                                               Подчеркните названия     

   электролитов                                                       неэлектролитов

                                                       

                         

2. Какие из перечисленных ионов являются:

катионами?                                                              анионами?

                                          Подчеркните их.

ион магния                                                                         сульфат-ион

фосфат-ион                                                                         ион  алюминия

карбонат-ион                                                                      сульфид-ион

иодид-ион                                                                           силикат-ион  

сульфид-ион                                                                       ион лития

3. Дополнительное задание:

Запишите механизм диссоциации соляной кислоты

Почему воду можно считать кислотой и основанием?

В этом диктанте все три задания учащиеся выполняют под диктовку. После выполнения первого задания делаем небольшую паузу, чтобы учащиеся успели подчеркнуть электролиты и неэлектролиты.

При помощи проектора также проецируем на экран условия задач, не требующих сложных вычислений и оформленных в виде таблиц. Например, текст химического диктанта в IX классе, рассчитанного на 10 мин, по теме «Гидролиз солей» оформляем на слайде:

                    I вариант                                                              II вариант

1. Как практически осуществить превращения, выраженные схемами:

SO32- + HOH HSO3- + OH-                           Al3+ + HOH AlOH2+ + H+

2. Решите задачу:

СО

O2

СО2

 2 моль

x моль

y моль

       

СО

O2

СО2

 x  л

44,8 л

y моль


3. Закончите уравнения окислительно-восстановительной реакции, напишите электронный баланс:

Al + НСl Н2 + ?                                        Сu + H2SO4 (конц.) SO2 + ?  +  ?

Укажите окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления.

Дополнительное задание: закончите уравнения окислительно-восстановительной реакции:

Zn + HN03 Zn (NO3)2 + NO + H20     Na + HNO3 NaNO3 + N2O + Н2О

Как показывает опыт, применение химических диктантов для проверки знаний учащихся позволяет более эффективно организовать учебный процесс и основную часть урочного времени использовать для объяснения нового материала и его закрепления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического и абстрактного мышления на уроках математики с использованием математических диктантов, как форма контроля.

Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и  учащимися.Проведение математического диктанта на этапе  устного счёта способствует не только развити...

Виды и методы контроля знаний и умений учащихся

Виды и методы контроля знаний и умений учащихся...

Презентация по теме «Изменение содержания и методов контроля в рамках ФГОС»

Презентация знакомит с системой контроля, ориентированной на выявление и оценку образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

статья по теме" Виды и методы контроля"

В указанной статье идёт речь о современных методах и  видах контроля используемых на уроках иностранного языка....

Тестирование как один из методов контроля качества знаний учащихся начальной школы

Тест - это средство, позволяющее выявить уровень качества усвоения материала. Различают несколько видов тестов.Избирательный тест, и его виды....

Современные формы и методы контроля и учета знаний учащихся

Учет и контроль в образовательной деятельности занимают такое же место, как соответствующие процедуры в управлении. Иными словами, поскольку педагогический и управленческий цикл построены аналогично, ...