Конспект урока "Праздник цветов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Яковлева Марина Александровна

Экологическое воспитание школьника.  Формирование правил  поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon праздник цветов60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник цветов

( Заранее выпустить стенгазеты о цветах, подобрать репродукции с картин, на которых изображены цветы; подготовить костюмы в соответствии с ролями; разучить песни о цветах; подготовить нагрудные эмблемы с изображением любимого цветка, выставку книг о цветах и по уходу за ними, выставку комнатных цветов. )

Ведущий 1: Первые сведения о декоративных цветах, за которыми ухаживает человек, относятся к далекому прошлому. Даже в гробнице фараона Тутанхамона археологи обнаружили венок из полевых цветов.

1-й ученик:    Цветы мне нежно улыбались,

                         Деревья брали за плечо.

                         И все шептались, все шептались

                         Со мной... о чем они? О чем?

2-й ученик:    Есть в травах и цветах

                         Целительная сила. Для всех,

                         Умеющих их тайну разгадать.

Ведущий 2:  На Земле произрастают десятки тысяч различных растений. Но у людей особое отношение к цветам. Еще 3000 лет до нашей эры садовники Египта и Сирии разводили розы, маки и ландыши.

3-й ученик:    О первый ландыш! Из-под снега

                         Ты просишь солнечных лучей;

                         Какая девственная нега

                         В душистой чистоте твоей.

                         Как первый луч весенний ярок,

                         Какие в нем нисходят сны!

                         Как ты пленителен, подарок

                         Воспламеняющей весны!

Ландыш:  Когда распускается ландыш, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышком книзу, и из каждого кувшинчика льется тончайший аромат. Когда ландыш отцветает, на месте белых цветов завязываются красные ягодки. Одна из легенд уверяет, что это горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. Ландыш поник с горя, и появились кровинки-слезинки.

4-й ученик:     У окна на столике в стакане

                          С чистою холодною водой

                          Тихо ландыш серебристый вянет,

                          Наполняя комнату весной.

                          Крошечные чашечки развесил,

                          Словно бусы, он на стебельке.

                          И, должно быть, думает о лесе,

                          Солнечной лужайке и реке.

Ведущий 1:  А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садего. А он отдал свое сердце девушке Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши — символ любви.

Юный эколог 1: К сожалению, ландыши исчезают, их рвут безжалостно, собирают в букеты  

вместе с листьями. А, значит, обрывают корневища. От этого цветы погибают.

                           С целым миром спорить я готов,

                           Я готов поклясться головою

                           В том, что есть глаза у всех цветов

                           И они глядят на нас с тобою

                           В час раздумий наших и тревог,

                           В горький час беды и неудачи

                           Видел я: цветы, как люди, плачут

                           И росу роняют на песок.

Ведущий 2: Еще лежат сугробы снега, а на проталинках появляются голубые перелески, подснежники.

Ведущий 1: Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. Пожалев Еву, снежинки превратились в цветы. С тех пор подснежник стал символом весны.

Подснежник:    Голубенький чистый

                         Подснежник- цветок,

                         А подле — сквозистый

                         Последний снежок.

                         Последние слезы

                         О горе былом

                         И первые грезы

                         О счастье ином.

Ведущий 2: Апрель — время подснежников. Так назвал Петр Ильич Чайковский четвертую песню цикла «Времена года». Послушайте.

Юный эколог 2: Но с каждой весной подснежников становится все меньше и меньше. Их рвут на букеты или для продажи, рвут просто так тысячи людей, вырывают прямо с корнями. В ближайшее время они могут вовсе исчезнуть.

                           Дерево, цветок, трава и птица

                           Не всегда умеют защититься.

                           Если будут уничтожены они,

                           На планете мы останемся одни.

                         

Примула 1:  Я — примула. Про меня в Дании существует легенду о том, что принцесса горных духов — эльфов полюбила земного юношу и за это была превращена в цветок — примулу.  На острове Ява есть вид примулы, которая называется королевской, и растет она на склонах вулканов. Расцветает она лишь тогда, когда приближается извержение вулкана. Цветок словно предупреждает людей об опасности.

Примула 2:  По другому примулу еще называют вдовьей травой. Если весной эту траву нарвать, положить на кровати под матрац, а один небольшой пучок освятить и держать в подвале, то она сбережет дом от воров. Так считали в старину на Руси. Про примулу даже пословицы есть:

Примула сиротам от голода умереть не дает.

Вдовья трава нервы сбережет.

Корни примулы кашель прогонят, сердце успокоят.

Незабудка:  Я — незабудка. Когда богиня Флора появилась на Земле, то стала одаривать именами цветы. Всем цветам дала имена и хотела уже удалиться, но вдруг услышала слабый голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай мне какое-нибудь имя». Пригляделась Флора и увидела совсем крохотный голубенький цветок. «Хорошо, - сказала Флора, - ты будешь называться незабудкой. Я наделю тебя чудесной силой — восстанавливать память тем людям, которые забудут близких, родных, Родину».

Белая кувшинка 1:  Белая кувшинка — удивительный цветок: днем на воде нежится, и все им любуются. А вечер настанет, упадет туман на реку, кувшинка сожмет свои лепестки, да и нырнет  под воду. На рассвете можно наблюдать неповторимое зрелище — из глубины воды что-то начинает подниматься, и вдруг на поверхности воды всплывает букет, второй, третий... Но чуть набегут тучи, лепестки сразу закроются, и бутоны уйдут в воду.

Юный эколог 1: Совсем мало осталось на реках белых кувшинок. Подвела их собственная красота, за которой охотятся люди. Но еще можно сохранить и их.

5-й ученик:       Раскинулась тихая заводь

                           На нашем с тобою пути,

                           Где листьям так нравится плавать,

                           И белым кувшинкам цвести.

                           Как чаши на глади речного залива

                           Раскрылись кувшинки в ясные дни.

                           Порою волна покачнет их лениво.

                           И вновь без движенья застынут они.

6-й ученик:      Кувшинки, глядящие в высь голубую,

                           Всегда неподвижные, словно во сне,

                           Вы знаете каждую тайну речную,

                           Вы сами родились глубоко на дне.

7-й ученик:      И выйдя на свет, где все ярче и краше,

                           Где лес, убаюканный зноем, затих,

                           Раскрыли свои белоснежные чаши

                           Над тихой водой в затонах родных.

8-й ученик :     Когда ты потянешься с лодки рукою

                           К цветку, что сверкает красой восковой,

                           То стебель, пружиня под темной водою,

                           Не сразу отдаст себе венчик живой.

Белая кувшинка2:   Ночь рассыпала росы жгучие,

                                   Затуманила восток,

                                   А затем из лунных лучиков

                                   Белый выткала цветок.

                                   Подняла цветочек бережно -

                                   Лепесточки руки жгут.

                                   Ночь испуганно замешкалась,

                                   И упал цветочек в пруд.

                                   Он плывет, а воды плавятся,

                                   Стебелек звенит струной,

                                   Ждет, когда луна появится,

                                   Хочет встретиться с луной.

                                   Белый с желтой сердцевинкою,

                                   Как похож он на сосуд.

                                   А зовут его кувшинкою.

                                   Очень правильно зовут.

 

Ведущий 1:  Мы не станем срывать ни лесные, ни полевые, ни луговые, ни речные цветы. Пусть они цветут и украшают нашу Землю.

 

9-й ученик:          Давай пройдемся медленно по лугу,

                               «Здравствуй», - скажем каждому цветку.

                               Я должен над цветами наклониться

                               Не для того, чтобы срывать или срезать.

                               А чтоб увидеть добрые их лица

                               И доброе лицо им показать.

Ведущий 2:  Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные, чарующие, изящные.

       

Колокольчик 1:           Колокольчики мои,

                                       Цветики степные!

                                       Что глядите на меня,

                                       Темно-голубые?

                                       И что звените вы

                                       В день веселый мая,

                                       Средь некошеной травы

                                       Головой качая?

                                       Конь несет меня стрелой

                                       На поле открытом.

                                       Он вас топчет под собой,

                                       Бьет своим копытом.

                                       Колокольчики мои,

                                       Цветики степные,

                                       Не кляните вы меня

                                       Темно-голубые.

                                       Я бы рад вас не топтать,

                                       Рад промчаться мимо.

                                       Но уздой не удержать

                                       Бег неукротимый.

Колокольчик 2:          На лугу со всех сторон

                                      Легкий- легкий, тонкий-тонкий

                                      Будто слышится мне звон.

                                      Колокольчик! Колокольчик!

                                      Неужели это ты?

                                      Так звенишь и так трепещешь

                                      Там, где травы и цветы.       

Ведущий 2:    Народная молва утверждает, что ромашка похожа на удивительный глаз, который все видит.

Ромашка 1:                 Ромашка, излучая свет,

                                      На солнышко похожая,

                                      Бежит везде за нами вслед

                                      Своя, а не прихожая.

                       

                                      До поздней осени на нас

                                      Бросает взгляды смелые.

                                      Ее веселый желтый глаз

                                      Через ресницы белые.

                                       Она в лугу, она в лесу

                                       И рядом — на обочине,

                                       По всей Земле ее красу

                                       Ветра рассредоточили.

                                       По всем полянам и полям

                                       Ромашка с мая месяца

                                       На счастье вам, на радость нам

                                       Растет, цветет и светится.

Ромашка 2:                  Знакомы с детства родные ромашки

                                       Растут на лужайке у тихой реки.

                                       Как белые звезды, средь розовой кашки

                                       Они развернули свои лепестки.

                                       Вся белое наша поляна одета.

                                       Качает цветы ветерок на бегу.

                                       Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

                                       Без вас и представить себе не могу.

Ведущий 1:  Фиалку называют лесной феей. У нее чудный нежный запах, очаровательная бледно-лиловая или белая окраска. В Древнем Риме, в Афинах, это был самый почитаемый цветок. Около древних городов простирались плантации фиалок.

Фиалка:                       На солнечной опушке

                                       Фиалка расцвела  -

                                       Лиловенькие ушки

                                       Тихонько подняла.

Ведущий 2 :  Многие поэты воспевали в стихах нежные полевые цветы.

( Песня  о полевых  цветах. )  

Василек:                      О васильке так часто говорят:

                                       Ты красив в венке душистом,

                                       А никак не пахнешь сам.

                                       Свежим венчиком лучистым

                                       Часто нравишься ты нам.

                                       Твой глазок на ножке твердой

                                       Затерялся в колосках.

                                       Все же ты, красавец гордый,

                                       Пусть не нужный на полях,

                                       В дни, когда пылает лето

                                       А в лугах блестит река,

                                       Годен ты лишь для букета

                                       И нарядного венка.

Полевая гвоздика:     Резвиться в поле тихом

                                       Цветочный карнавал.

                                       Я — пестрая гвоздика

                                       И к вам хочу на бал.

( Ученики исполняют танец цветов. )

Звучит музыка. На фоне музыки дети читают стихи.

10-й ученик:                Бежит, бежит тропинка полевая

                                       То под гору, то вновь под бугорок.

                                       И  от цветка к цветку перелетая

                                       Над ней лиловый вьется мотылек.

11-й ученик:                Бежит, бежит тропинка меж цветами

                                       Все дальше, дальше к нивам и лесам.

Клевер:                        Здесь, у рощицы березовой,

                                      Где к лугам сбегает рожь

                                      Кашки белой, кашки розовой

                                      Кашки алой не сочтешь.

                                      С колокольчиком, с ромашкою

                                      Клевер весело цветет,

                                      И его пчелиной кашкою

                                      Называет наш народ.

Ведущий 1:  Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны: снежно-белые, розовые, желтые, красные. Степь при их цветении становится сказочным ковром. Родина тюльпанов — Ближний Восток. Но столицей тюльпанов стала Голландия. Когда-то очень давно один чудак голландец за редкую луковицу тюльпана отдал свой каменный дом.

        Дикие тюльпаны с незапамятных времен росли в наших южных степях. Новые сорта тюльпанов принято называть именами знаменитых людей. Например, есть  сорт «Юрий Гагарин».

Ведущий 2:  А это цветок — белый с желтой сердцевинкой на стройной зеленой ножке — вы видели много раз. Склонится набок, как будто смотрит на свое отражение  в воде, и грустит, и  печалится. Это нарцисс.

Нарцисс:  Жил когда-то, рассказывает легенда, прекрасный юноша Нарцисс, который был сыном речного бога. Его полюбила не менее прекрасная девушка. Только Нарцисс любил только себя и не замечал никого вокруг. Он приходил к чистому ручью и любовался в нем своим отражением. И так любовался до тех пор, пока его не покинули силы, и он умер. На том месте, куда склонилась голова юноши, вырос белый душистый цветок, который назвали нарциссом.

Белая лилия:            Темной ночью белых лилий

                                     Сон неясный тих.

                                     Ветерок ночной прохладой

                                     Овевает их.

                                     Ночь их чашечки закрыла,

                                     Ночь хранит цветы

                                     В одеянии невинном

                                     Чистой красоты.

Ведущий 1:    Лилия получила свое название от древнегреческого слова «ла-ли», что означа-

ет «белый-белый».

Анютины глазки:     У нас в палисаднике

                                      Возле террасы растут

                                      Голубые анютины глазки.

                                    Они распускаются быстро, как в сказке.

                                    Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

                                     Анютины глазки уже засинели.

                                     На волю они пробиваются смело,

                                    Зимою под снегом им, знать, надоело.

Ведущий 2:   Анютины глазки — нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков — белые, желтые, фиолетовые. В Древней Греции об этих цветах существовала легенда: будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей.

Ведущий 1:  Розу называют царицей цветов. Поэты всех времен и народов не устают воспевать пленительную красоту розы.

Роза:                        Нет в мире ничего нежнее и краше,

                                 Чем этот сверток алых лепестков

                                 Раскрывшийся благоуханной чашей.

Римский император Нерон заплатил бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Родиной роз считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан — страной роз. Розы ставили в чаши, венками из роз украшали девушек.

Ведущий 2:  Порой и взрослые, и дети, возвращаясь с речки, из леса, с луга несут охапки цветов. Мы хотим принести в дом красоту, а на самом деле губим природу.

1-й ученик:           Не рви цветов, не надо!

                                Их нежный аромат

                                Наполнил воздух сада,

                                Они так красят сад.

                                Ведь у тебя, малютка,

                                Есть много дома роз...

                                А здесь вот незабудка,

                                Вот ландыш, полный слез;

                                Левкой — такой душистый,

                                Горошек, резеда,

2-й ученик:           Ромашки серебристой

                                Пахучая гряда,

                                И с нивы занесенный 

                                Прелестный василек ,

                                И так кичливо сонный

                                И белый -белый дрок.

                                Не рви цветов, не надо!

                                Их нежный аромат

                                Наполнил воздух сада,

                                Они так красят сад!

Юный эколог 3:      На земле исчезают цветы,

                                    С каждым годом заметнее это.

                                    Меньше радости и красоты

                                    Оставляет нам каждое лето.

Юный эколог 2:      Откровенье цветов луговых

                                    Нам понятно было едва ли,

                                    Беззаботно топтали мы их

                                    И безумно, безжалостно рвали.

Юный эколог 3:       В нас молчало предупреждение: «Стой!»

                                     Нам казалось все мало и мало,

                                     А потом в толчее городской

                                     Мы охапки тащили устало.

Юный эколог 4:       И не видели, как из-под ног

                                     Молчаливо, дыша еле-еле,

                                     Обреченно смотрел василек,

                                     Безнадежно гвоздики смотрели.

Ведущий 1:  Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25000 растений.

Ведущий 2:  Охрана природа — наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее — значит и его. Ведь немногим  выпадает удача помочь спасению тигра или кита. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому из нас.

           

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий «Цветы из вискозных салфеток»

Конспект занятий   «Цветы из вискозных салфеток»...

Конспект урока "Цветы".

Данный материал используется на уроке изобразительного искусства с целью  формирования у учащихся понимания красоты как ценности, потребности в творчестве и общении. Предполагается работа детей в...

Конспект урока. Цветы России на павловских платках (3 класс)

Цель: Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися цветов и цветущей ветки, помогая им почувствовать своеобразие связей декоративного мотива с действительностью и художественной традици...

Конспект урока "Цветы России на Павловских платках. Русская набойка" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство обучающихся с искусством русских головных уборов.Планируемые результатыПредметные:       - приобретение  новых знаний об искусстве Па...

Конспект занятия "Цвета осени"

Тема: «Цвета осени».Цель: Учить детей передавать характерные особенности цветов осени (форма и строение дерева, величина, цвет).Задачи:-формирование умения строить композицию рисунка...

Конспект занятия "Цветы"

Материал по формированию грамматического строя речи....