Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дзеранова Альбина Тузаровна

Цели:

·         ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;

·         учить быть наблюдательными.

·         развивать познавательный интерес.

·         воспитывать культуру общения, интерес к изучаемому предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"

Цели:

  • ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;
  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, интерес к изучаемому предмету

Оборудование:

  • мяч, шарики воздушные, свеча, банка
  • стеклянный сосуд, стеклянный стакан
  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха”

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности
  • Прозвенел долгожданный звонок.

Природа снова  с нетерпением встречи с вами ждет.

Вопросы интересные приготовила для вас.

Чтобы дружно работал весь второй класс.

Она желает вам  удачи!

За работу, в добрый час!

- Дорогие ребята, в природе столько таинственного и непознанного. Сегодня мы попытаемся проникнуть в новые её тайны, а какую тему мы рассматривали на прошлом занятии? Хотите ли вы и дальше постигать тайны природы и получить новые знания? А как мы будем открывать новое знание?

  • - Пожелайте друг другу успеха, вместе мы его обязательно добьёмся!

II. Актуализация знаний с индивидуальным затруднением.

- Предлагаю вам несколько загадок по пройденному материалу.

  • Миллиарды  лет назад я был могучим деревом.  А сейчас я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю людям лекарство. Вы меня узнали?    (Каменный уголь)
  • Этот мастер белый-белый 
    В школе не лежит без дела. 
    (Мел)
  • Он очень нужен детворе, 
    Он на дорожках во дворе. 
    Он и на стройке, и на пляже, 
    И он в стекле расплавлен даже. 
    (Песок)
  • Покрывают им дороги, 
    Улицы в селении, 
    А ещё он есть в цементе. 
    Сам он удобрение. 
    (Известняк)

– Какое из этих полезных ископаемых добывают в нашем регионе?

  • - А сейчас предлагаю вам небольшой тест.

 

  • 9. Мы это не видим, чаще всего даже не помним, но от него зависит наша жизнь, существование живых организмов на целой планете.
  • Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем

- Правильно, ребята, конечно, воздух.

II. Введение в тему  урока

– Откройте учебник на с.48 и прочитайте тему урока.

  • «Состав и свойства воздуха»
  • – На какие вопросы мы найдём ответ? Прочитайте, что мы узнаем на уроке.  (Целеполагание)
  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует?

III. Работа по теме урока

  • – В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух?

- Мы не видим окружающего нас воздуха, Но в некоторых случаях можем его обнаружить. Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную емкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, как из стакана выходит воздух, а на его место в стакан входит вода. (Демонстрирую)


  • - Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – 
    атмосферой. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
  • Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была  бы лишь безжизненным небесным телом.
  • – Что же такое воздух? Это не просто газ, а смесь  разных газов.

- Как вы понимаете слово «смесь»? 

  • - Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота (его в составе воздуха больше всего) – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
    - Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему?

– Какой из  газов в воздухе  необходим для дыхания, какой газ самый важный? Это кислород.

Опыт 1 со спичками

  • -Попробуем раскрыть важность кислорода хотя бы этим опытом- зажжем спичку. Почему ярко вспыхнуло пламя?
    - Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь  печь, сварить на газовой плите обед.  Почему  же кислород самый важный газ? 
    (Он необходим для дыхания и поддерживает горение) 
    – Как вы думаете, всегда ли состав воздуха одинаков?

- Что ж, давайте проверим.

Опыт 2 со свечой.) Почему потухла свеча? 

  • - Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился.  - Дышат люди, животные,  и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород.  Чем больше зелени, тем чище воздух.

Физкультминутка

– Сегодня вы еще больше узнаете о воздухе (его свойствах). Их много, но сегодня мы узнаем только часть их. Подрастая, вы будете знакомиться и с другими свойствами.

– Какие свойства воздуха вам уже известны?

–  Почему я вас вижу? (Воздух  прозрачный)

– Тетрадь  Саши голубая, доска в классе зеленая.  А какого цвета воздух? (Воздух бесцветный) Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

- Молодцы. Рассмотрим следующие свойства.

Опыт 3. Попробуйте сжать воздух? Получилось? А я покажу вам как его сжать.

- Надуем воздушный шарик.

– Почему же удается надуть красивый шар?

- При надувании воздушного шара воздух сжимается, пытаясь расшириться, раздувает его стенки.

- Почему можно, надавливая на шарик, получать вмятины? (Шарик наполняется воздухом. При движении сжатый воздух выдавливает стенки шарика)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем, воздух упруг).

- Это свойство используется в авто- и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации).

Опыт 4. Резиновый мяч при ударе о пол, отскакивает от пола вверх.
Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный объем).  Значит воздух 
упругий

– Кто- нибудь знает, чем сжимают воздух? (Компрессором, насосом).

Опыт 5. Послушайте загадку: «Он  такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что  пролезет в любую щель».  (воздух.)

-Воздух занимает место (если стакан опустить в воду вверх дном, вода не может зайти в него,  т.к. воздух занимает место; приподнимаю стакан– выходят пузырьки воздуха)

– На с.48 найдите первый абзац.  Как же почувствовать воздух?

Опыт 6. Что происходит, когда мы машем веером? (Мы чувствуем ветерок)

- Ветер – это и есть воздух в движении.

- А можно ли воздух нагреть?

– Если взять сосуд с водой и опустить воронку в воду, мы заметим, что вода не входит в нее – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать воду, из воронки станут выходить пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Если потом резко охладить сосуд с водой, вода поднимется по трубке. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод:  Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Предлагаю вам дома провести этот опыт с родителями и убедиться в этом.

Воздух плохой проводник тепла.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. 
– В сильные морозы вы наденете пальто или шубу? Почему?

Воздух имеет вес: теплый весит меньше, холодный – больше.
Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

- А сейчас ещё несколько интересных фактов о воздухе и его свойствах.

  • В сутки человеку необходимо около 20 килограмм воздуха, этот объем потребляет среднестатистический взрослый человек при 22000 вдохов, которые он делает за день, причем четверть этого количества кислорода используется мозгом.
  • По физическому состоянию воздух представляет собой особый состав газообразного вещества, но при охлаждении и значительном давлении такой газ может стать жидким.
  • Плохая экология и прежде всего колоссальное загрязнение воздушных слов сказывается не только на людях, даже морские жители страдают от этого, например, дельфины, обитающие у берегов населенных людьми территорий, часто погибают именно из-за большого количества химических примесей в воздушных слоях. При вскрытии дельфинов, погибших от плохого состояния воздуха, ученые установили факт, что их легкие подобны легким шахтеров.
  • Воздух на большой глубине или высоте отличается особым свойством – приводит человека к состоянию, которое напоминает опьянение наркотиками или алкоголем. Это объясняется особым химическим составом воздуха: на глубине кислород соединяется с молекулами азота, приобретая характеристики так называемого веселящего газа.
  • На большой высоте же у людей начинается кислородное голодание, для которого характерно состояние потери контроля, повышенной эмоциональности, ощущения невесомости.
  • Около 20% кислорода, который составляет основу вдыхаемого нами воздуха, вырабатывают леса, большинство из которых произрастает в Амазонии – территории вдоль реки Амазонки. Не случайно сейчас все леса называют легкими планеты Земля.

IV. Закрепление знаний

- А теперь обратимся к тексту нашего учебника.

Работа по учебнику. Чтение, ответы на вопросы

V. Вопросы  Почемучки:

- И, наконец, подведём итоги нашей работы, ответив на вопросы Почемучки.

Вспомните свойства воздуха и подумайте, о каких из них идет речь.

  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
  • Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?
  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
  • Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

VI. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы?
– Что нового узнали на уроке?

VII. Рефлексия

В начале урока раздаются карточки для  самооценки  учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.
карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала,   работы на уроке

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

http://festival.1september.ru/articles/601751/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/601751/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/601751/img3.gif

1. Мое настроение в начале урока

 

 

 

2. Мое настроение в конце урока

 

 

 

Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

1. Данную тему  я усвоил (а)

 

 

 

2. На уроке я работал (а)

 

 

 

VIII. Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы

1 вариант – Составить задачу на свойства воздуха
2 вариант – Нужно ли охранять воздух? Что для этого нужно сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".

Данная презентация  является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Открытый урок в 3 классе "Свойства воздуха"

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по программе перспективная начальная школа...

урок окружающего мира "человек и воздух"

разработка урока, презентация и самоанализ урока...

урок "Как человек использует свойства воздуха"

Урок по оркружающему миру по программе "Школа 2100"...

Разработка урока окружающего мира по теме "Воздух должен быть чистым"

Урок - презентация разработан  для учащихся 2 класса .  Так же урок может быть проведен и в 3 классе. В плане урока необходимо  заметить  ссылку на страницы учебника в соответствии...