Окружающий мир 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Тематическое планирование 4 класс. Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx58.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 

4 класс (68 ч)

Составлено на основе: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. М.: Просвещение

№ п/п

Дата

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

I четверть (18 ч)

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда

  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса» с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
  • понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома;
  • работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной  системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
  • извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;
  • работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Планеты Солнечной системы

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономии. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
  •  различать планеты и их спутники;
  • работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг  Солнца;
  •  практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;
  •  работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);
  •  извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Звёздное небо — Великая книга Природы

Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;
  • моделировать изучаемые созвездия;
  • определять направление на север по Полярной звезде;
  • выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Мир глазами географа

Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

сравнивать глобус и карту полушарий;

находить условные-знаки на карте полушарий;

обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; — составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Мир глазами историка

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

  • характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
  • обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
  • посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6

Когда и где?

Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
  • обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
  • работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Мир глазами эколога

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о мире с точки зрения эколога;

работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

9

Сокровища Земли под охраной человечества (2 ч)

Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

  • работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;
  • читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Природа России» (10 ч)

10

Равнины и горы России

Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник

  • Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;
  • работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

—        различать холмистые и плоские равнины;

— характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Моря, озёра и реки России

Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

— находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

  • работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;
  • готовить сочинения на тему урока;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Природные зоны России

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: знакомиться е картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
  • устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;
  • находить на карте природных зон области высотной поясности;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13

Зона арктических пустынь

Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияний. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;
  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;
  • работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;
  • рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
  • характеризовать зону арктических пустынь по плану;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Тундра

Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;
  • работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;
  • рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
  • характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;
  • изготавливать макет участка тундры;
  • извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Леса России

Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;
  • устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;
  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;
  • сравнивать природу тундры и лесных зон;
  • находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16

Лес и человек

Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон

  • Понимать учебную задачу "урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
  • обсуждать экологические проблемы леса; предлагать меры по его охране;
  • обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;
  • совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
  • характеризовать лесные зоны по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

Зона степей

Местоположение зоны степей; её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;
  • находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;
  • устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;
  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;
  • сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
  • обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;
  • совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;
  • характеризовать зону степей по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Пустыни

Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли»

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;
  • находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;
  • устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;
  • сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;
  • обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;
  • изготавливать макет участка пустыни;
  • характеризовать зону пустынь по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

II четверть (14 ч)

19

У Чёрного моря

Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья Кавказа. Дендрарий г. Сочи. Национальный парк «Сочинский»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; — совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»;

обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

работать с терминологическим словариком;

характеризовать зону субтропиков по плану;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Родной край — часть большой страны» (15 ч)

20

Наш край

Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

оценивать свои достижения на уроке

21

Поверхность нашего края

Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

— обсуждать меры по охране поверхности своего

края;

изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

работать со взрослыми: интервьюировать

взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

Водные богатства нашего края

Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

моделировать значение водных богатств в жизни людей;

  • выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;
  • обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
  • участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Наши подземные богатства

Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;
  • практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;
  • сравнивать изученные полезные ископаемые;
  • работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
  • извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;
  • обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

Земля кормилица

Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;
  • работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;
  • извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25

Жизнь леса

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;
  • рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
  • моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
  • обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
  • характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
  • обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Жизнь луга

Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

— характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

сравнивать природные особенности леса и луга;

приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

  • обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;
  • составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Жизнь в пресных водах

Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;
  • рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;
  • моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
  • характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;
  • обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
  • извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;
  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

29

30

Экскурсии в природные сообщества родного края  (3 ч)

Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся

Наблюдать объекты и явления природы;

определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

фиксировать результаты наблюдений;

сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

31

Растениеводство в нашем крае

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

  • работать в труппе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;
  • практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;
  • различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);
  • работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

Животноводство в нашем крае

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;
  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;
  • различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);
  • работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

III четверть (20 ч)

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тесты с выбором ответа;

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

34

Презентация проектов (по выбору).

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

  • интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;
  • готовить иллюстрации для презентации проекта, (фотографии, слайды, рисунки);
  • готовить тексты сообщений;
  • выступать с сообщением в классе;
  • оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч)

35

Начало истории человечества

История первобытного общества. Первобытное искусство

  • Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
  • понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;
  • обсуждать роль огня и приручения животных;
  • анализировать иллюстрации учебника;
  • рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
  • понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

Мир древности: далёкий и близкий

История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;
  • находить на карте местоположение древних государств;
  • извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
  • обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
  • понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
  • понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

Средние века: время рыцарей и замков

Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;
  • находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
  • описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
  • сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
  • развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
  • сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
  • понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

Новое время: встреча Европы и Америки

Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

  • развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;
  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;
  • характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
  • характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;
  • рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

40

Жизнь древних славян

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • анализировать карту расселения племён древних славян;
  • выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;
  • характеризовать верования древних славян;
  • моделировать древнеславянское жилище;
  • составлять план рассказа на материале учебника;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

Во времена Древней Руси

Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;
  • характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;
  • отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
  • обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

42

Страна городов

Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;
  • сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;
  • обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
  • развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
  • обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
  • характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.  Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

выявлять роль летописей для изучения истории России;

характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Трудные времена на Русской земле

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский

  • Понимать учебную задачу .урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
  • обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
  • описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;
  • рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
  • находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
  • по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;
  • высказывать своё отношение к личности Александра Невского;
  • работать с терминологическим словариком;
  • заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45

Русь расправляет крылья

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XTV века. Московский князь Иван Калита — собиратель русских земель. Сергий Радонежский

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
  • рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
  • прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;
  • обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

Куликовская битва

Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
  • составлять план рассказа о Куликовской битве;
  • рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
  • моделировать ход Куликовской битвы;
  • отмечать на «ленте времени» дату Куликовской-битвы;
  • обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
  • рассказывать о поединках богатырей;
  • заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

Иван Третий

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль — символ Москвы. Герб государства — двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый российский царь. Земский собор. Опричнина, Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
  • описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;
  • обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Мастера печатных дел

Начало книгопечатания в России, Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
  • на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;
  • сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
  • работать с терминологическим словариком;
  • развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

49

Патриоты России

Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
  • отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;
  • заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
  • осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Пётр Великий

Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
  • обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;
  • отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;
  • находить на карте приобретения города, основанные Петром I;
  • высказывать своё отношение к личности Петра Великого;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву;

обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;

отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;

высказывать своё отношение к личности М.В. Ломоносова;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52

Екатерина Великая

Екатерина Великая — продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая;

описывать достопримечательности Петербурга;

сравнивать положение разных слоев российского общества;

— рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

прослеживать по карте рост территории государства;

рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России b XVIII веке;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения, на уроке

IV четверть (16 ч)

53

Отечественная война 1812 года

Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

  • обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
  • извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

54

Страницы истории XIX века

Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;
  • работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;
  • сопоставлять исторические источники;

—        извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

55

Россия вступает в XX век

Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;

интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

56

Страницы истории 1920—1930-х годов

Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;
  • сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
  • сравнивать тексты гимнов дореволюционной в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
  • знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);
  • прослушивать в записях песни 1930-х годов;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

57

58

Великая Отечественная война и великая Победа (2 ч)

Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы, Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
  • обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

—        встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;

собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;

интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

готовить праздник ко-Дню Победы;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59

Страна, открывшая путь в космос

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в музей космонавтики);

  • интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
  • прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина;
  • знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;
  • интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
  • работать с электронным пособием;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Современная Россия» (9 ч)

60

Основной закон России и права человека

Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция — основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, Города федерального значения;

анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61

Мы — граждане России

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, Правительство

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;

следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

  • моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

Славные символы России

Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам — уважение к родной стране

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;
  • знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;
  • выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;
  • обсуждать, зачем государству нужны символы;
  • моделировать символы своего класса, семьи;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

Такие разные праздники

Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;
  • знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;
  • выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;
  • рассказывать о своих любимых праздниках;
  • работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

65

66

Путешествие по России (3 ч)

Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России

  • Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;
  • знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
  • совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;
  • рассказывать  по  личным  впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;
  • анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;
  • пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

67

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • Выполнять тесты с выбором ответа;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

68

Презентация проектов (по выбору).

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
  • посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
  • интервьюировать старших членов, семьи, других взрослых;
  • готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
  • готовить тексты сообщений;
  • выступать с сообщением в классе;
  • оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...