Путешествие по экологической тропе
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Яруллина Ольга Николаевна

Цель: формировать познавательный интерес к науке- экологии.

Задачи: развивать умение логически мыслить, проявлять смекалку и находить верное решение при работе в группе; расширять знания о природе родного края; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

“Путешествие по экологической тропе”

Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна

Цель: формировать познавательный интерес к науке- экологии.

Задачи: развивать умение логически мыслить, проявлять смекалку и находить верное решение при работе в группе; расширять знания о природе родного края; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

  1. Постановка цели.

- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по экологической тропе! Что такое экология? (природа)

-Может кто-то мне скажет, годом чего объявлен 2017 год в России? (экологии). Вот по этой причине мы проводим нашу сегодняшнюю игру. Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зелёной от лесов, синей от океанов, жёлтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от рождения жизни до грядущих судеб человечества.

1 чтец:

Мы речь свою ведем о том

Что вся Земля наш общий дом

Наш добрый дом просторный дом

Мы все с рожденья в нем живем

Еще о том ведем мы речь

Что мы наш дом должны беречь

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

2 чтец:

Природа – это дом, в котором мы живем

И в нем шумят леса, текут и плещут реки

Под сводом голубым под светом золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

3 чтец:

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только помогите!

Все что нас окружает: растения, животные, насекомые, воздух, вода- это и есть экология. Школьный двор и будет нашей экологической тропинкой, по которой вы пройдёте 10 этапов. Последовательность прохождения этапов показана в маршрутной карте. После каждого пройденного этапа команды получают определённый жетон: красный-5 баллов, зелёный-4 балла, коричневый-3 балла.

В завершении игры по количеству набранных жетонов мы сможем определить победителей. Желаю вам удачи!

  1. Игра на природе.

1 команда.

«Друзья природы»

Девиз: «Природы верные друзья! Дружны мы, как одна семья!

В игру пришли мы поиграть, чтоб больше о природе знать!»

2 команда.

«Лесной дозор»

Девиз: «Мы ваш отдых охраняем,

Будет круто – обещаем!»

  1. Станция “Жалобная книга природы”

Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя жалобная книга. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь:

  1. Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы. /Муравей/.

  1. Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. /Белая кувшинка/.

  1. Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост. /Ящерица/.

  1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят, глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. /сова/

  1. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. /лягушка/
  2. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. /волк/

Эмоциональные ситуации: «Обними дерево»

Известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является… а вот какое дерево, попробуйте отгадать загадку

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой. Найдите это дерево на нашей площадке и обнимите его.

  1. Станция “Экологический светофор”

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  3. Ребята огородили муравейник. (с)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
  12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
  13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
  14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  15. Дети вешают кормушку. (с)
  1. Станция “Логическая цепочка”

Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, сосна, ясень, клен – это лиственные деревья.
4.  Голубь, воробей, дятел, скворец, синица – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

  1. Станция “Где чей дом?”

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Воробей, кувшинка, цапля, медведь, щука. Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей-небо, цапля-болото)

Отдыхательная пауза

Физкультминутка – игра – “Да, нет”.

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

- Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Овраги - это хорошо

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

  1. Станция “Экологический показ мод”

В нашем показе главное- не название и предназначение костюмов, а то, из чего они изготовлены. Изготовить костюм из утильсырья, из мусора (старые газеты, полиэтилен, бутылочные пробки, фантики и шоколадные обёртки, природный материал и т.д.) и его презентовать нам. Для этого у вас 5 минут времени.

Мы приглашаем вас на демонстрацию новых моделей из коллекции “Эко-мода”. Изготовлены все модели из того, что сначала было чем-то, потом стало утильсырьём, а потом возродилось из мусора в новом качестве.

1. «Пикник на обочине». 
Вашему вниманию предлагается модель вечернего костюма «Пикник на обочине». Если вы на выходных выехали на природу, и вам вдруг звонит подруга и приглашает на вечеринку – вы сможете сделать костюм из пластиковых тарелок, стаканчиков, вилок и ложек прямо на месте. Вам не придется срочно бежать домой в поисках подходящего наряда, а природа не будет загрязнена следами вашего пикника. 

2. «Оригами - в помощь маме»
А теперь перед вами легкое, элегантное платье для летних пеших или конных прогулок. Оно не сковывает движений, удобно в употреблении. Обратите внимание на оригинальные цветочные принты. Модель доступна каждому, кто способен дотянуться до антресолей и вытащить оттуда пачку старых газет. Изготовление платья из газет необременительно для семейного бюджета, плюс ко всему мама будет очень довольна такой трудолюбивой и чистоплотной дочкой.

6. Станция “Экомячик”

«Экомячик» передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик, 
Долго-долго по рукам, 
У кого остался мячик, 
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

- Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу.

  1. Станция “Зелёная аптека”

Вопросы и загадки о травах, которые применяются для лечения различных заболеваний.

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки — 
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Ответ: подорожник)

Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли “Матерью всех трав” за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
(Ответ: крапива)

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Ответ - одуванчик)

Используют корни, понижает температуру, желчегонное и слабительное средство.

Белоствольные красавицы 
Дружно встали у дорожки, 
Книзу веточки спускаются, 
А на веточках сережки.
(Ответ: берёза)

Березовый сок – полезный напиток, хорошее общеукрепляющее средство, как мочегонное средство при заболевании сердца и почек.

8. Станция “Знатоков песен о природе”

По очереди команды поют пару строчек из песен о природе. Та команда, которая последняя исполнит песню и выигрывает в этом конкурсе.

9. Станция «Творческая»

Задание: каждая команда должна сделать с помощью шишек, веточек, желудей и любого природного материала какое - либо очень необычные животное, и придумать ему название

(дополнительное задание: охарактеризовать животное: размер, место обитания, питание (травоядное, хищник) и т.д.

10. Станция “Друг природы”

Я знаю, вы умеете отлично рисовать.

Свои таланты можете сейчас вы показать.

А для этого вам понадобятся цветные мелки.

Жду от вас красивых, ярких рисунков на экологическую тему и их обосновать.

Чтецы:

1. Мы с тобой всегда должны беречь природу,

Чтоб поднимались чувства к небосводу,

Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,

И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»

2. Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали,

Чтоб они луга собою украшали,

Чтоб чистый дождик поливал из тучи,

Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!

3.И пускай цветет моя Земля,

И леса, и реки, и поля.

Мы за все сейчас в ответе,

Если жить хотим на планете!

  1. Подведение итогов.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Вот вам несколько добрых советов:

- Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

А в завершении нашего мероприятия экологические частушки.

Всем беречь природу надо -

Это вовсе не наказ,

Это просьба к вам, ребята,

Слушайте вы наш рассказ!

Раз - деревья охраняем –

Это, чтоб для чистоты.

Два - животных защищаем -  

Это, чтоб для доброты!

 

Чтоб вода текла из крана,

Чистая, пречистая,

Берегите вы озёра

И речушки быстрые!

Птиц ребята уважают,

Строят им кормушки,

Чтобы пели в нашей роще

Разные пичужки!

Мы частушки сочиняли

Не для развлечения,

А беречь природу надо

Всем, без исключения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по экологической тропе

Путешествие по экологической тропе  -презентация...

Путешествие по экологической тропе

Путешествие по экологической тропе  -презентация...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе".

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4951675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 120px; float: left; margin-left: 10px; margin-right: 10...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" во 2-4 классах.

Внеклассное мероприятие представляет собой воображаемое путешествие по экологической тропе, где ребята выполняют интеллектуальные, проблемные, занимательные задания, которые помогают формировать элеме...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....

Экологический урок "Путешествие по экологической тропе"

Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бережного отношения к природе;формирование познавательных интересов....