Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Вагентова Лариса Алексеевна
Рабочая общеобразовательная программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по окружающему миру  для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по окружающему миру  для 2 класса

Программа по окружающему миру  для 2 класса изучается в объеме 68часов в год (2часа в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  1. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса окружающего мира 2 класса.
  • Предполагается, что результатом изучения окружающего мира во2 классе является формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

 процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

        - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ученик научится:

- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

- правилам поведения в природе;

- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

- распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья разные времена года; правила безопасного поведения на улице, на воде, в быту, при контактах с людьми;

- называть имена , отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности;

- называть основные стороны горизонта; устройства и назначения компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки; название нашей страны , ее столицы некоторых городов России; названия нескольких стран мира.

Ученик получит возможность научиться:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения и животных; вести наблюдения природы; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения и в быту;

- использовать основные приветствия, просьбы и т.д в отношениями с другими людьми;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

  1. Содержание  учебного курса  «Окружающий мир»  2 класс.

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. АСК. Смоленщина на карте России.

Природа  (20 ч)

      Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
      Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

       Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

      Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

      Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
      Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

      Сезонные изменения в природе: осенние явления.

      Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
      Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Осторожно! Железная дорога.
      Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
АСК. Меры по охране природы. Разнообразие растительного мира нашего края. Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Растения лесов, лугов и болот нашего края.

Смоленский лен. Красная книга Смоленской области. Категория охраняемых объектов природы. Правила поведения в природе.

     Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
      
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села (10 ч)

      Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
      Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

       Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
      Строительство в городе (селе).

      Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Дети и железная дорога. Правила перехода ж/д полотна.

      Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д.

      Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

      Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. АСК. Происхождение названия города Смоленска. Жилище и предметы быта. Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Современная культурная жизнь Смоленского края.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе.

Здоровье и безопасность (9 ч)

      Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения.
      Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Разбор опасных ситуаций на железной дороге.

      Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

      Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

      Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. АСК. Грибы нашего края.

      Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

      Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

      Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

      Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).Какую опасность представляет поезд. АСК. Правила поведения за столом.

Практическая работа. Составление правил поведения в общественных местах.

      Практическая работа: отработка основных правил этикета.


Путешествия (18 ч)

      Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

      Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

      Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

      Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

      Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Правила поведения на железной дороге. Соблюдайте правила поведения на железной дороге!
      Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
АСК. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг. Водоемы нашего края. Типы водоемов. Смоленщина на карте России. Климат нашего края. Географическое положение. Первый космонавт Юрий Гагарин.

      Экскурсии: наблюдение весенних изменений в природе.

      Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Где мы живем?

4

2.

Природа

20

3.

Жизнь города и села

10

4.

Здоровье и безопасность

9

5.

Общение

7

6

Путешествия

18

7.

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...