Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Максименко Ирина Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру для второго класса. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni2.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сторожевка»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______________/                          /

 «___» ________________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа

с. Сторожевка»

________________/                          /

 «___» ___________________ 2016г.

Приказ от _____________№____ ___

           

           РАССМОТРЕНО

         на заседании ШМО

          протокол № 1

от «___»  ____________ 2016 г.

        Руководитель ШМО

_____________ /        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

базовый уровень

срок реализации: 1 год

во 2 -«А» классе

Максименко Ирины Викторовны

Сторожевка

2016

Пояснительная записка

        Основная цель начального общего образования в рамках предмета «Окружающий мир» :

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

        Рабочая программа по окружающему мирусоставлена на основе нормативных документов:

 - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год;

- Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»;

- основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»;

- учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»;

Методическая основа для составления рабочей программы – это примерная авторская программа «Окружающий мир» 1-4 классы Н.Ф.Виноградовой (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная школаXXI века »  – М:Вентана-Граф,2012 год).

УМК включает в себя:

  1. Виноградова Н.Ф.: Окружающий мир: программа: 1-4 классы. - «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2016.

Описание места предмета (курса) в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ с.Сторожевка» на изучение предмета «Окружающий мир»  во  2-х классах отводится 2 часа в неделю, в год  68  часов.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих  целей:

-   развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-  освоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

        Задачи:

- установление более тесных связей между познанием природы и социальной жизни;

- понимание взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

- осознание необходимости выполненияправил поведения, сущности нравственно-этических установок;

- получение начальных навыков экологической культуры;

- подведение  к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание    возможности изменять себя,  понимание важности здорового образа жизни;

- подготовка к изучению базовых предметов в основной школе.

        Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Средства обучения:

- наглядно-демонстрационные;

- ТСО;

- печатные средства обучения;

- ЦОР и ЭОР.

        Формы обучения:

- урок (индивидуальная работа, работа в паре, в группе);

- урок - экскурсия;

- урок - путешествие;

- урок - обобщение;

- урок – викторина;

- проектная деятельность;

- практическая работа;

- целевые прогулки;

-  наблюдения из окна.

Формы контроля

В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихсяпредлагаются текущий, тематический, итоговый контроль в следующих формах:

- устный опрос (фронтальный, индивидуальный);

- письменный опрос (фронтальный, индивидуальный);

- взаимоконтроль;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- тестовые работы;

- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)

- диагностики;

- работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.

        Межпредметные связи на уроках окружающего мира.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный.  Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства, истории, музыки. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материла и более высокий уровень владения навыками по окружающему миру.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Предметные результаты:

-осознание целостности окружающего мира;

-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира( наблюдение, опыт, измерение);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Метапредметные результаты

Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую.

 С этой целью выделяют УУД:

-под познавательными понимают способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

-под регулятивными понимают владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой);

-под коммуникативными понимают способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России;

-воспитательное уважение к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения к людям независимо от возраста и вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие нравственных норм поведения в природе;

-формирование основ экологической культуры.

Содержание учебного предмета (курса)

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живет рядом с тобой (6ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (14 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы — жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек. (1ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей. Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, в учреждение культуры (КСЦ) и быта (Дом быта).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование  раздела

Количество часов

1

Введение. Что окружает человека.

1

2

Кто ты такой.

14

3

Кто живёт рядом с тобой.

6

4

Россия -твоя Родина.

13

5

Мы – жители Земли.

9

6

Природные сообщества.

23

7

Природа и человек.

2

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Количество часов по теме

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

Примечание

План

Факт

 Что окружает человека

1

Анализировать ситуации во время экскурсии по селу: безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

1

Окружающий нас мир.

Бывают ли на свете чудеса?

1

 Кто ты такой?

14

Познакомиться с учителем и одноклассниками.

 Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.  Описывать кратко особенности разных органов. Сопоставлять орган чувств  с выполняемой функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

Работать в группах по составлению режима дня.

Определять время по часам с точностью до часа.  Различать арабские и римские  цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры , закаливания.  Реализовывать  в учебных , игровых, житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

2

Я, ты, он, она…

Все- мы люди

1

3-4

 Наши помощники-органы чувств

2

5-6

 Поговорим о здоровье.

2

7-8

Режим дня

2

9-10

Физическая культура

2

11-13

Почему нужно правильно питаться.

3

14-15

Почему нужно быть осторожным. Проверочная работа.

2

 Кто живет рядом с тобой.

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.Поддерживать семейные традиции.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Подготовить рассказ о своих любимых занятиях.

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.Моделировать ситуацию похода в гости.

Различать формы поведения в гостях.

16-18

 Что такое семья.Проект «Моя семья».

3

19-21

 О правилах поведения.

3

Россия –твоя Родина

14

Научиться принимать инструкцию учителя, самостоятельно выполнять задание, проверять собственные действия.

22

 Родина - что это значит? Проверочная работа.

1

23-24

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.Проект «Моя малая Родина».

2

Ориентироваться  в понятии « Родина», приводить примеры синонимов к слову « Родина» Узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция  РФ».  Называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка. Воспроизводить в небольшом рассказе –повествовании( рассказе- рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Уважать и описывать обычаи народов России. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

25-26

Москва- столица России

2

27

Города России

1

28

Родной край-частица Родины

1

29-30

Как трудятся россияне

2

31

Все профессии важны

1

32-33

Мы – граждане России

2

34

Россия –многонацио-нальная страна

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

35

Проверочная работа

1

Научиться принимать инструкцию учителя, самостоятельно выполнять задание, проверять собственные действия.

 Мы - жители Земли

9

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Кратко характеризовать Солнечную систему. Называть отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения  как живого  существа.

36-37

 Твое первое знакомство со звездами.

2

38-39

 Чем Земля отличается от других планет

2

40

В некотором царстве. Проверочная работа.

1

41

Грибы

1

42

Какие животные живут на Земле.

1

43-44

Разнообразие растений. Проверочная работа.

2

 Природные сообщества

23

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Различать этажи леса.

Называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса ( с ориентировкой на родной край). Различать понятия : сообщество, деревья, кустарники, травы , лекарственные растения и ядовитые растения. Составлять небольшое описание  на тему « Лес- сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать  в игровых  и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

45

 Среда обитания –что это такое?

1

46

Лес и его обитатели

 1

47

Деревья леса

1

48

Кустарники леса

1

49-50

Травянистые растения леса

2

51-55

Животные леса

5

56-57

Что мы знаем о воде. Проверочная работа.

2

.Отличать водоем как сообщество, кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по  определению свойств воды. Отличать водоем от реки  как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга, поля, сада. Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения опасные для человека растения. Отличать поле, луг, сад, как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию , представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде. Различать плодовые и ягодные культуры.

58-62

Водоёмы и их обитатели.

5

63-64

Луг и его обитатели. Проверочная работа.

2

65-66

Поле и его обитатели.

2

67

Сад и его обитатели. Проверочная работа.

1

 Природа и человек

1

Составлять небольшой рассказ  о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи( музыки), посвященные природе. Приводить примеры из Красной книги России, своей мест.

68

Человек-часть природы.

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно – методическое обеспечение:

Для ученика:

-Окружающий мир: 2 класс. Учебник в двух частях./ Н.Ф.Виноградова–М.:Вентана-Граф,2012.

-Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь в двух частях./Н.Ф.Виноградова.-М.:Вентана-Граф, 2016.

Для учителя:

- Окружающий мир: 2 класс: Методика обучения: Виноградова, Н. Ф. – М.: Вентана-Граф, 2012;

- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Второй  класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008;

- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 2 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Печатные средства обучения:

- предметная линия учебников (на каждого ученика);

- рабочие тетради, дидактические материалы (на каждого ученика);

- географические карты;

- таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;

- демонстрационный материал;

- справочная литература;

- методическая литература для учителя.

2. Оборудование для проведения практических занятий:

- глобус, компас, лупа;

- гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы);

- оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

   3. Технические средства обучения:

- электронные презентации.

4. Интернет-ресурсы:

http://nachalka.edu.ru/ - Портал «Начальная школа»

http://interneturok.ru/okruj-mir/3-klass - сайт для детей «Интернет-урок»

http://www.openclass.ru/ - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу обучения во 2  классе обучающиеся научатся:

-составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

-называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

-оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

-различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

-кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

-называть царства природы;

-описывать признаки животного и растения как живого существа;

-моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

-различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

-устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

-описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

-«читать» информацию, представленную в виде схемы;

-воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

-ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

-приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Лист внесённых изменений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...