Главные вкладки

    Рабочие программы для 2 класса УМК Школа России
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Коломеец Татьяна Прокопьевна

    Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_okr_mir.docx47.24 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                           

    Окружающий мир

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  2  класса на 2017– 2018 учебный год составлена на основе Федерального государственного  стандарта  начального  общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2013)

              Для реализации программного содержания используются:

    - учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва; «Просвещение». 2016г.

    - рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2017г.

                                                                                    Цели курса

                Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

    • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
    • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

                                                                               Задачи курса:

    • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
    • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
    • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
    • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

               Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

    Разделы,   темы

    Количество часов

    1

    Где мы живём?

    2

    2

    Природа

    21

    3

    Жизнь города и села

    12

    4

    Здоровье и безопасность

    10

    5

    Общение

    5

    6

    Путешествия

    17

    7

    Заключение

    1

    Итого:

    68

    Содержание тем учебного курса

    Где мы живём? (2 часа)

    Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

    Природа (21 час)

    Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

    Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

    Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их родина. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

    Сезонные изменения в природе(осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.

    Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

    Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

    Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями

    Жизнь города и села (12 часов)

    Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

    Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

    Магазины  посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,  их охрана.

    Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

    Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

    Здоровье и безопасность (10 часов)

    Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

    Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

    Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.

    Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

    Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

    Общение (5 часов)

    Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

    Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

    Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)

    Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

    Путешествия (17 часов)

    Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

    Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

    Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

    Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

    Заключение (1)

    Планируемые результаты

    (в соответствии с ФГОС)

    Личностные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир; воспитание уважительного отношения к своей стране; умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; способность успешно осуществлять учебную деятельность; умение проводить опыты, наблюдения; способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками в учебной деятельности; владение методами представления полученной  информации (моделирование, рассуждение, описание и др);  понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание любви к своей семье; воспитание гуманного отношения к людям; умение соотносить информацию с имеющимися знаниями; формирование основ экологической культуры; формирование основ экологической культуры; понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения; принятие норм нравственного поведения в природе.

    Метапредметные УУД

    Познавательные УУД: умение различать государственные символы, ориентироваться в понятиях; умение различать город и село; воспитание любви к родному краю; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ); умение классифицировать объекты по существенным признакам;  ориентироваться в разнообразии способов решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе; умение классифицировать объекты по существенным признакам; владение способами организации, планирования различных видов деятельности

    ( исследовательской, поисковой и др.), понимание специфики каждой; владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, чтение и др.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи;  воспитание любви к родному краю;

    Регулятивные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста иллюстрации; умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, рассуждать и проверять свои выводы; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки;   умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;  умение моделировать различные ситуации, опасные для детей; умение моделировать различные ситуации в школе и дома; умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

    Коммуникативные УУД: способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (творческой, поисковой и др.); владение рассуждением, описанием, сравнением; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ и др.); владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др.); умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

    Учащиеся должны знать/уметь:

    1.Организация учебного труда

    • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
    • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

    2.Работа с книгой и другими источниками информации

    • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
    • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

    3.Мыслительные умения

    • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
    • Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
    • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
    • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
    • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
    • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
    • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

    Литература

    Учебники

    1.  Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2013. Учебник в 2-х ч.: 2 класс.

    Рабочие тетради

    1.  Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2015.  Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.

         

          Дополнительная литература

    Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.

    Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.

    Методические пособия

    Максимова Т.Н., Москва: «ВАКО» 2015. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А.  2 класс.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

    п/п

    Тема урока

    (страницы учебника)

    Дата проведения

    Домашнее задание

    План

    Факт

    «Где мы живем»

    1 четверть

    Родная страна.    С.4-7

    05.09

    С.4- 7 переск, отв.  вопр.

    Город и село.

    Проект «Родной город».  С.8-13

    07.09

    С.8-11 чит., вопросы

    Тетр. с. 12-13 проект

    Природа и рукотворный мир.   С.14-17

    12.09

    С.17пересказ,  отв.  вопр.

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

    « Где мы живём».   С.18-22

    14.09

    Работа в тетради

    Неживая и живая природа.  С.24-27

    19.09

    С. 27 отв. на вопр., тетрадь с. 19 № 6

    Явления природы.  С.28-31

    21.09

    С 28- 31 чит.,переск., тетр. с. 21 № 3

    Что такое погода.   С.32-35

    26.09

    С. 32 – 35 чит.,переск., тетр. с 24 № 3

    Экскурсия  «В гости к осени»   С36-37

    28.09

    С.36-37 переск, тетр. с. 28 №3 - 5

    В гости к осени. С.38-39

    03.10

    С. 38 – 39 чит.,пересказ

    Звёздное небо. С.40-43

    05.10

    С 40 -43 чит.,переск.

    Заглянем в кладовые Земли. С.44-47

    10.10

    С. 44 -47 чит.. тетр. с 34

    Про воздух…   С.48-51

    12.10

    С 48 – 51 тетрадь с 36 № 3

    … И про воду.  С.52-55

    17.10

    С. 52 – 55 чит.пересказ, тетрадь с 38 № 4

    Какие бывают растения.  С.56-59

    19.10

    С. 56 – 59чит.пересказ,  тетрадь с. 40 № 4,№ 5

    Какие бывают животные. С.60-63

    24.10

    С. 60 – 63 чит,переск.  тетрадь с. 45 № 8

    Невидимые нити.С.64-67

    26.10

    С. 64 – 67 чит.отв.вопр.

    2 четверть  Дикорастущие и культурные растения.С68-71

    07.11

    С68-71чит.пересказ

    Дикие и домашние животные.  С.72-75

    09.11

    С.72-75 чит.пересказ

    Комнатные растения.   С.76-79

    14.11

    С.76-79 чит.пересказ

    Животные живого уголка.  С.80-83

    16.11

    С.80-83  чит.пересказ

    Про кошек и собак.   С.84-87

    21.11

    С.84-86 чит.пересказ

    Красная книга.   С.88-91

    23.11

    С.88-91 чит.пересказ

    Будь природе другом. 92-97

    Проект « Красная книга, или возьмём под защиту».

    28.11

    С.92-95  чит.пересказ

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

    «Природа».  С.98-102

    30.11

    С.96-97 проект

    «Жизнь города и села»

    Что такое экономика?  С.104-107

    05.12

    С.104-107 чит.пересказ

    Из чего что сделано.   С.108-111

    07.12

    С.108-111 чит.пересказ

    Как построить дом.   С.112-115

    12.12

    С.112-115  чит.пересказ

    1. .

    Какой  бывает  транспорт.    С.116-119

    14.12

    С.116-119  чит.пересказ

    Культура и образование.  С.120-123

    19.12

    С.120-123 чит.вопр.

    Все профессии важны. С.124-127

    Проект «Профессии».  С.128-129

    21.12

    С.124-129 чит.вопр.

    С.128-129 проект

    Экскурсия « В гости к зиме» 

    26.12

    С.130-133 чит.пересказ

    В гости к зиме.

    28.12

     

    3 четверть      Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».  С.134-139

    11.01

    С.134-139 повтор, проверка

    «Здоровье и безопасность»

    Строение тела человека.  С.4-7

    16.01

    С.4-7 чит.пересказ

    Если хочешь быть здоров.  С.8-11

    18.01

    С.8-11 чит.пересказ

    Берегись автомобиля!    С.12-17

    23.01

    С.12-17 чит.пересказ

    Домашние опасности.  С.18-21

    25.01

    С.18-21 чит.пересказ

    Пожар!   С.22-25

    30.01

    С.22-25 чит.пересказ

    На водоёме и в лесу.   С.26-27

    01.02

    С.26-27 выуч.правило

    На водоёме и в лесу   С.28-29

    06.02

    С.28-29  чит.,вопросы

    Опасные незнакомцы.  С.30-35

    08.02

    С.30-35 чит., пересказ

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». 36-40

    13.02

    Работа в тетради

    «Общение»

    Наша дружная семья.  С.42-45

    15.02

    С.42-45 чит., пересказ

    Проект  «Родословная».С.46-47

    20.02

    С.46-47 проект

    В школе.  С.48-51

    22.02

    С.48-51 чит., пересказ

    Правила вежливости.   С.52-55

    27.02

    С.52-55 чит., пересказ

    Ты и твои друзья. С.56-59

    01.03

    С.56-59 чит.,вопросы

    Мы – зрители и пассажиры.  С.60-63

    06.03

    С.60-63  чит., уч памятку

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».  С.64-68

    13.03

    С.70-73 чит., пересказ

    «Путешествия»

    Посмотри вокруг.  С.70-73

    15.03

    4 четверть 

    Ориентирование на местности по компасу.  С.74-75

    29.03

    С74-75 чит переск,практ.

    Ориентирование на местности.  С.76-77

    03.04

    С.76-77 чит., пересказ

    Формы земной поверхности.  С.78-81

    05.04

    С.78-81 чит., пересказ

    Водные богатства  С.82-85

    10.04

    С.82-85 чит., пересказ

    Экскурсия  «В гости к весне».    С.86-87  

    12.04

    С.86-87 рассказ о весне

    В гости к весне.   С.88-89

    17.04

     С.88-89 чит., пересказ

    Россия на карте. С.90-93

    19.04

    С.90-93 раб. по карте

    Как читать карту. С.94-95

    24.04

    С.94-95 чит. вопросы

    Проект  «Города России».  С.96-97

    26.04

    С.96-97 проект

    Путешествие по Москве.  С.98-101

    03.05

    С.98-101 чит., пересказ

    Московский Кремль.  С.102-107

    08.05

    С.102-107 чит., пересказ

    Город на Неве.  С.108-113

    10.05

    С.108-113 чит., пересказ

    Путешествие по Оке. Краеведение

    15.05

    Проект

    Путешествие по планете.  С.114-117

    17.05

    С.114-117 чит.,вопросы

    1. 66

    Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира».  

    22.05

    С.118-127 проект

    67

    68

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».  Заключение. Обобщающий урок  

    24.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

    Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...

    Рабочая программа 2 класс УМК "школа России"

    Рабочая программа 2 класс УМК "Школа России"...

    Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России" ФГОС II поколения

    Рабочие программы за 2 класс УМК "Школа Росии" отвечают требованием ФГОС II  поколения....

    Рабочие программы 2 класс умк Школа России

    Программы  созданы на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    рабочие программы 2 класс УМК Школа России

    Рабочие программы по учебным предметам 2 класс по УМК Школа России...

    Рабочая программа. 2 класс. УМК "Школа России"

    Рабочая программа соответствует ФГОС....

    Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

    Рабочие программы  в соотвествии с требованими ФГОС...