Рабочие программы для 2 класса УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Коломеец Татьяна Прокопьевна

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  2  класса на 2017– 2018 учебный год составлена на основе Федерального государственного  стандарта  начального  общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2013)

          Для реализации программного содержания используются:

- учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва; «Просвещение». 2016г.

- рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2017г.

                                                                                Цели курса

            Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

                                                                           Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

           Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

Разделы,   темы

Количество часов

1

Где мы живём?

2

2

Природа

21

3

Жизнь города и села

12

4

Здоровье и безопасность

10

5

Общение

5

6

Путешествия

17

7

Заключение

1

Итого:

68

Содержание тем учебного курса

Где мы живём? (2 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их родина. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе(осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями

Жизнь города и села (12 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины  посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,  их охрана.

Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (10 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (5 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (17 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Заключение (1)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир; воспитание уважительного отношения к своей стране; умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; способность успешно осуществлять учебную деятельность; умение проводить опыты, наблюдения; способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками в учебной деятельности; владение методами представления полученной  информации (моделирование, рассуждение, описание и др);  понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание любви к своей семье; воспитание гуманного отношения к людям; умение соотносить информацию с имеющимися знаниями; формирование основ экологической культуры; формирование основ экологической культуры; понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения; принятие норм нравственного поведения в природе.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: умение различать государственные символы, ориентироваться в понятиях; умение различать город и село; воспитание любви к родному краю; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ); умение классифицировать объекты по существенным признакам;  ориентироваться в разнообразии способов решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе; умение классифицировать объекты по существенным признакам; владение способами организации, планирования различных видов деятельности

( исследовательской, поисковой и др.), понимание специфики каждой; владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, чтение и др.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи;  воспитание любви к родному краю;

Регулятивные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста иллюстрации; умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, рассуждать и проверять свои выводы; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки;   умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;  умение моделировать различные ситуации, опасные для детей; умение моделировать различные ситуации в школе и дома; умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (творческой, поисковой и др.); владение рассуждением, описанием, сравнением; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ и др.); владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др.); умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Учащиеся должны знать/уметь:

1.Организация учебного труда

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

2.Работа с книгой и другими источниками информации

  • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

3.Мыслительные умения

  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Литература

Учебники

  1.  Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2013. Учебник в 2-х ч.: 2 класс.

Рабочие тетради

  1.  Плешаков А.А. Окружающий мир: Москва, «Просвещение» 2015.  Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.

     

      Дополнительная литература

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.

Методические пособия

Максимова Т.Н., Москва: «ВАКО» 2015. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А.  2 класс.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

Тема урока

(страницы учебника)

Дата проведения

Домашнее задание

План

Факт

«Где мы живем»

1 четверть

Родная страна.    С.4-7

05.09

С.4- 7 переск, отв.  вопр.

Город и село.

Проект «Родной город».  С.8-13

07.09

С.8-11 чит., вопросы

Тетр. с. 12-13 проект

Природа и рукотворный мир.   С.14-17

12.09

С.17пересказ,  отв.  вопр.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

« Где мы живём».   С.18-22

14.09

Работа в тетради

Неживая и живая природа.  С.24-27

19.09

С. 27 отв. на вопр., тетрадь с. 19 № 6

Явления природы.  С.28-31

21.09

С 28- 31 чит.,переск., тетр. с. 21 № 3

Что такое погода.   С.32-35

26.09

С. 32 – 35 чит.,переск., тетр. с 24 № 3

Экскурсия  «В гости к осени»   С36-37

28.09

С.36-37 переск, тетр. с. 28 №3 - 5

В гости к осени. С.38-39

03.10

С. 38 – 39 чит.,пересказ

Звёздное небо. С.40-43

05.10

С 40 -43 чит.,переск.

Заглянем в кладовые Земли. С.44-47

10.10

С. 44 -47 чит.. тетр. с 34

Про воздух…   С.48-51

12.10

С 48 – 51 тетрадь с 36 № 3

… И про воду.  С.52-55

17.10

С. 52 – 55 чит.пересказ, тетрадь с 38 № 4

Какие бывают растения.  С.56-59

19.10

С. 56 – 59чит.пересказ,  тетрадь с. 40 № 4,№ 5

Какие бывают животные. С.60-63

24.10

С. 60 – 63 чит,переск.  тетрадь с. 45 № 8

Невидимые нити.С.64-67

26.10

С. 64 – 67 чит.отв.вопр.

2 четверть  Дикорастущие и культурные растения.С68-71

07.11

С68-71чит.пересказ

Дикие и домашние животные.  С.72-75

09.11

С.72-75 чит.пересказ

Комнатные растения.   С.76-79

14.11

С.76-79 чит.пересказ

Животные живого уголка.  С.80-83

16.11

С.80-83  чит.пересказ

Про кошек и собак.   С.84-87

21.11

С.84-86 чит.пересказ

Красная книга.   С.88-91

23.11

С.88-91 чит.пересказ

Будь природе другом. 92-97

Проект « Красная книга, или возьмём под защиту».

28.11

С.92-95  чит.пересказ

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Природа».  С.98-102

30.11

С.96-97 проект

«Жизнь города и села»

Что такое экономика?  С.104-107

05.12

С.104-107 чит.пересказ

Из чего что сделано.   С.108-111

07.12

С.108-111 чит.пересказ

Как построить дом.   С.112-115

12.12

С.112-115  чит.пересказ

  1. .

Какой  бывает  транспорт.    С.116-119

14.12

С.116-119  чит.пересказ

Культура и образование.  С.120-123

19.12

С.120-123 чит.вопр.

Все профессии важны. С.124-127

Проект «Профессии».  С.128-129

21.12

С.124-129 чит.вопр.

С.128-129 проект

Экскурсия « В гости к зиме» 

26.12

С.130-133 чит.пересказ

В гости к зиме.

28.12

 

3 четверть      Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».  С.134-139

11.01

С.134-139 повтор, проверка

«Здоровье и безопасность»

Строение тела человека.  С.4-7

16.01

С.4-7 чит.пересказ

Если хочешь быть здоров.  С.8-11

18.01

С.8-11 чит.пересказ

Берегись автомобиля!    С.12-17

23.01

С.12-17 чит.пересказ

Домашние опасности.  С.18-21

25.01

С.18-21 чит.пересказ

Пожар!   С.22-25

30.01

С.22-25 чит.пересказ

На водоёме и в лесу.   С.26-27

01.02

С.26-27 выуч.правило

На водоёме и в лесу   С.28-29

06.02

С.28-29  чит.,вопросы

Опасные незнакомцы.  С.30-35

08.02

С.30-35 чит., пересказ

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». 36-40

13.02

Работа в тетради

«Общение»

Наша дружная семья.  С.42-45

15.02

С.42-45 чит., пересказ

Проект  «Родословная».С.46-47

20.02

С.46-47 проект

В школе.  С.48-51

22.02

С.48-51 чит., пересказ

Правила вежливости.   С.52-55

27.02

С.52-55 чит., пересказ

Ты и твои друзья. С.56-59

01.03

С.56-59 чит.,вопросы

Мы – зрители и пассажиры.  С.60-63

06.03

С.60-63  чит., уч памятку

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».  С.64-68

13.03

С.70-73 чит., пересказ

«Путешествия»

Посмотри вокруг.  С.70-73

15.03

4 четверть 

Ориентирование на местности по компасу.  С.74-75

29.03

С74-75 чит переск,практ.

Ориентирование на местности.  С.76-77

03.04

С.76-77 чит., пересказ

Формы земной поверхности.  С.78-81

05.04

С.78-81 чит., пересказ

Водные богатства  С.82-85

10.04

С.82-85 чит., пересказ

Экскурсия  «В гости к весне».    С.86-87  

12.04

С.86-87 рассказ о весне

В гости к весне.   С.88-89

17.04

 С.88-89 чит., пересказ

Россия на карте. С.90-93

19.04

С.90-93 раб. по карте

Как читать карту. С.94-95

24.04

С.94-95 чит. вопросы

Проект  «Города России».  С.96-97

26.04

С.96-97 проект

Путешествие по Москве.  С.98-101

03.05

С.98-101 чит., пересказ

Московский Кремль.  С.102-107

08.05

С.102-107 чит., пересказ

Город на Неве.  С.108-113

10.05

С.108-113 чит., пересказ

Путешествие по Оке. Краеведение

15.05

Проект

Путешествие по планете.  С.114-117

17.05

С.114-117 чит.,вопросы

  1. 66

Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира».  

22.05

С.118-127 проект

67

68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».  Заключение. Обобщающий урок  

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.

В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...