План-конспект урока на тему: Время
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока на тему: Время

Класс: 2 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему: Время

Класс: 2 «Б»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего

Задачи:

Образовательные:

- учить приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт

- учить перечислять единицы времени в порядке их увеличения

- учить объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы

Развивающие:

- развивать познавательную активность

- развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

- развивать творческие способности

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к времени

Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкой, тетрадь с печатной основой, видео-фрагменты, различные виды часов

Структура урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (1 минута).
  2. Актуализация знаний (3 минуты).
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Усвоение новых знаний. (27 минут).
  5. Физкультминутка (1 минута)
  6. Обобщение и систематизация знаний. (5 минут).
  7. Подведение итогов урока, рефлексия. (2 минута).
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку и дают понять это учителю

Актуализация знаний

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой теме был посвящен прошлый урок?

- Что такое глобус?

- Покажите на глобусе океаны Земли.

- Покажите на глобусе материки Земли

Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку.

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет. (Время)

- Что возвратить нельзя?

Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.

Дети слушают учителя

Усвоение новых знаний

- А как вы думаете, что такое будущее?

- Если будущее – это то, что будет, то как называется то, уже было?

- А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас?

- Когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом?

- Откройте учебник на с. 16. Прочитайте текст.

- Что называют прошлым?

- Что называют настоящим?

- Что называют будущим?

- Рассмотрите рисунки на с. 16-17 учебника. На каком из них изображено прошлое, на каком – настоящее, на каком – будущее?

- Какие приметы времени вам это показали?

- Можно ли остановить время?

- Почему нельзя остановить время?

- Найдите на  с. 17 рубрику «Заглянем в семейный альбом». Какие из фотографий хранят моменты далекого прошлого, какие – настоящего?

- Какие приметы времени это подсказали?

- А где живет наше будущее?

- Прочитайте первый абзац текста на с. 17.

- Расскажите о добрых поступках – своих или друзей и знакомых, благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным.

- Можно ли измерить время? На что оно похоже?

(Учитель переливает воду тонкой струйкой из одного сосуда в другой или предлагает это сделать кому-то из учеников.)

- Можно ли сказать, что время похоже на воду?

(Учитель пересыпает песок из одного сосуда в другой.)

- Похоже ли время на песок?

- Мы можем узнать, сколько у нас воды, песка?

- А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?

- Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как?

- Как бы вы объяснили, что такое часы?

- Какие бывают часы?

Физкультминутка

Контролирует выполнение всеми обучающимися упражнений.

Дежурный показывает упражнения.

Дети встают и следуют указаниям дежурного.

Оказывается, часы не всегда были такими, как они выглядят сейчас. Давайте заглянем в прошлое часов, познакомимся с их историей.

- Рассмотрите рисунки разных часов на с. 18 учебника. Какие часы вы видите?

Слово часы вошло в обиход в XIV в. Это слово произошло от слова, означавшего «звонок».

- Как вы думаете, какие часы были придуманы первыми?

Впервые люди стали определять время, смотря на солнце, а также наблюдая за его движением по небосклону в течении дня. Когда солнце находилось в самой высокой точке небосклона, значит, в это время был полдень, т.е. середина дня. Когда солнце находилось ближе к горизонту, значит, это было либо утро (солнце восходило), либо вечер (закат). Конечно, такое время нельзя назвать точным. Поэтому люди начали изобретать часы. Вы сказали правильно: первыми были изобретены солнечные часы.

- Посмотрите на рисунок в учебнике, расскажите о принципе работы солнечных часов.

(Учитель показывает фотографии солнечных часов, установленных в разных городах мира.)

- Какие недостатки имеют солнечные часы?

- Потом появились песочные и водяные часы. Рассмотрите их на рисунке в учебнике.

- Расскажите о принципе работы этих часов.

- Какие недостатки имеют водяные и песочные часы?

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать, который час, по ним нельзя.

- Потом человек придумал пружину и прикрепил к ней зубчатое колесико. Колесико крутится, цепляется за другое колесико и крути его. Второе колесико передвигает стрелки, которые показывают время. Как называются такие часы?

(Учитель показывает механические часы с открытым механизмом.)

- Какие недостатки имеют механические часы?

- Назовите самые главные часы России.

Несколько столетий украшают Спасскую башню куранты. Каждый, кто приходит на Красную площадь, может услышать их бой.

(Учитель показывает видеозапись кремлевских курантов.)

- А есть ли главные часы в нашем городе?

- Где они находятся?

- Наш рост можно измерить в сантиметрах и метрах, вес в килограммах. А в каких единицах измеряется время? Время оказалось удобно измерять в минутах.

Минута – единица измерения времени. Как из кирпичей строится дом, так и из минут строится время. Есть и другие единицы измерения времени. Внутри минуты прячутся секунды, целых 60. Только они совсем короткие: раз – и секунда прошла. А из минут строятся часы, из часов- сутки, из суток – неделя, из недель – месяц, из месяцев – год.

(Учитель показывает секундомер. Делает запись на доске: «Секунда, минута, час, неделя, меся, год; 1 мин = 60 с; 60 мин = 1 час.)

- Игра «Угадай время».

- солнечные часы

- в разное время суток длина тени и ее положение различны

- не могут показать время в пасмурную или дождливую погоду, т.е. тогда, когда нет солнца

- водяные часы сделаны из двух емкостей, наполненных водой, причем уровень воды в одной из емкостей был выше, чем в другой; вода перетекала из одной емкости в другую; на емкости были нанесены деления, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда налили воду; так же работали и песочные часы, в которых вместо воды использовался песок; пересыпался песок из одного сосуда в другой за определенное время.

- в водяные часы надо подливать воду, песочные – все время переворачивать

- механические

- их нужно заводить

- кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля

- да, есть

- они находятся на Площади 1905 года на здании мэрии

- в минутах

Обобщение и систематизация знаний

- Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 2 (с. 12)

(Выполняется с последующей самопроверкой)

- Какая единица измерения времени самая маленькая?

- Поставьте рядом цифру 1.

- Какая единица времени следует за секундой в порядке увеличения?

- Поставьте рядом цифру 2.

- Продолжите выполнять задание самостоятельно.

- Какие единицы измерения времени можно проверить по часам?

- Какие единицы измерения времени можно проверить по календарю?

Задание 3 (с. 13)

(Практическая работа «Часы». Работа в группе.)

- Прочитайте. Рассмотрите часы.

- Покажите и назовите части часов.

- Какая стрелка самая «быстрая», а какая самая «медленная»?

Определите время по часам.

- Какое время вы записали?

- На модели часов нарисуйте стрелки, которые показывают 12 ч 10 мин, 6 ч 35 мин, 3 ч 50 мин. Сверьте свой рисунок и рисунок товарища по группе.

- Допишите определение. Часы - …

Самостоятельное выполнение задания

- секунда

- минута

- секунду, минуту, час

- сутки, неделю, год

Подведение итогов урока, рефлексия

- Что такое часы?

- Назовите единицы измерения времени.

Итак, говоря о времени, мы часто употребляем слова «прошлое», «настоящее» и «будущее». Единицы измерения времени – секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание

- Дома, прочитайте параграф учебника на страницах 16-19.

И выполните задание в рабочей тетради №1 на странице 12.

Дети записывают домашнее задание в дневниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...