Рабочая программа. Окружающий мир, 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Лукина Ольга Николаевна

Рабочая программа

Окружающий мир, 1 класс

УМК: «Школа России»

Учебник:  А.А. Плешаков. Окружающий мир, 1 класс  / М.  Просвещение, 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Окружающий мир, 1 класс

УМК: «Школа России»

Учебник:  А.А. Плешаков. Окружающий мир, 1 класс  / М.  Просвещение, 2016

            1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты
Ученик научится:

положительно относиться к школе и учебной деятельности;

представлению о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 

представлению о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;

использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

ценностным представлениям о своей семье  и своей малой родине;

представлять о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);

представлять о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

первоначально представлять о бережном отношении к окружающему миру;.

Ученик получит возможность научиться:

представлять о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России;

этическим нормам (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;

этическим чувствам на основе знакомства с культурой народов России*;

представлять о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

правилам работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
     
Ученик научится:

 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

 сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

 осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД
     
Ученик научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); 

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные УУД
     
Ученик научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Предметные результаты

      Ученик научится:

-правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
-различать флаг и герб России;
-узнавать некоторые достопримечательности столицы;
-называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
-проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
-проводить опыты с водой, снегом и льдом;
-различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
-различать овощи и фрукты;
-определять с помощью атласа-определителя  растения и животных;
-описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
-сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
-сравнивать реку и море;
-использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
-находить на глобусе холодные и жаркие районы;
-различать животных холодных и жарких районов;
-изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
-различать прошлое, настоящее и будущее;
-называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
-соотносить времена года и месяцы;
-находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
-объяснять причины возникновения дождя и ветра;
-перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
-ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
-мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
-раздельно собирать мусор в быту;
-соблюдать правила поведения в природе;
-правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
-подбирать одежду для разных случаев;
-правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
-правильно переходить улицу;
-соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
-различать виды транспорта;
-соблюдать правила безопасности в транспорте.

2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение (1 ч)

  Учимся задавать вопросы. Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения). Постоянные персонажи учебника—Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха.

Раздел 2. Что и кто? (20ч)

Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице.  Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней;

знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям;

 сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);

знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;

знакомство с глобусом.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Раздел 3. Как, откуда и куда? (12 ч )

Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи;

изучение свойств снега и льда;

 отработка простейших приемов  ухода  за  комнатными  растениями;  

 изготовление  простейшей кормушки для птиц.

Проект: Моя семья»

Раздел 4. Где и когда? (11 ч)

Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

       История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Проект: «Мой класс и моя школа»

 Раздел 5 Почему и зачем? (22 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

        Почему  идет дождь  и  дует  ветер.  Роль дождя  и  ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Проект: «Мои домашние питомцы».

График  проведения экскурсий, практических и проверочных работ  

№ п/п

Тема

Количество

часов

Лабораторные, практические работы/

Экскурсии

1.

Задавайте вопросы!

1ч.

Экск.-1

2.

Раздел «Что и кто?».

 20ч.

Пр. р.-5      Экск.-1

3.

Раздел «Как, откуда и куда?».

12ч.

Пр. р. -6     Экск.-1

4.

Раздел «Где и когда?».

11ч.

Пр. р.-1       Экск.-1

5.

Раздел «Почему и зачем?».

22ч.

Пр. р.-2       Экск.-1

Всего:

   66ч.

Пр. р. -14     Экск.-5

        В программу предмета Окружающего мира «Я и мир вокруг» в 1 классе включено 5 экскурсий:

Экскурсия по школе – 1 час;

Экскурсия «Что можно увидеть под ногами?– 1 час;

Экскурсия на пришкольный участок: « Разнообразие растений. Что общего у разных растений?»

Экскурсия по городу - 1час.

Экскурсия на почту-1 час.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов.

№ урока

Название раздела, темы урока

Дата проведения

Примечание, ЭОР

планируемая

фактическая

1

Задавайте вопросы! Экскурсия по школе

2

Раздел 1. «Что и кто?» (20 ч)

Что такое Родина?

3

Что мы знаем о народах России?

4

Что мы знаем о Москве?

5

Проект «Моя малая Родина»

6

Что у нас над головой?

7

Что у нас под ногами? Экскурсия «Что можно увидеть под ногами? 

8

Что общего у разных растений?

Практическая работа №1. Определение частей растений.

9

Что растет на подоконнике?

Практическая работа №2. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.

10

Что растет на клумбе? Практическая работа №3. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

11

Что это за листья? Урок – экскурсия на пришкольный участок: « Разнообразие растений. Что общего у разных растений?»

12

Что такое хвоинки?

Практическая работа №4.

Работа с гербарием.

13

Кто такие насекомые?

14

Кто такие рыбы?

15

Кто такие птицы? Практическая работа №5. Изучение строения птичьих перьев.

16

Кто такие звери?

17

Что окружает нас дома?

18

Что умеет компьютер?

19

Что вокруг нас может быть опасным?

20

На что похожа наша планета?

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина»

22

Раздел 2. «Как, откуда и куда?» (12 ч)

Как живет семья? Проект «Моя семья»

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?  Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

25

Как путешествует письмо? Экскурсия на почту.

26

Куда текут реки? Практическая работа №6. Приготовление «морской» воды. Правила поведения на водоемах (ОБЖ)

27

Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа №7 . Изучение свойств снега и льда.

28

Как живут растения? Практическая работа №8. Приемы ухода за комнатными растениями.

29

Как живут животные?

30

Как зимой помочь птицам? Практическая работа №9. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

31

Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа №10. Сортировка упаковок из-под продуктов.

32

Откуда в снежках грязь? Практическая работа №11. Исследование снежков и снеговой воды.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

34

Раздел 3. «Где и когда?» (11 ч)

Когда учится интересно?

35

Проект «Мой класс и моя школа»

36

Когда придет суббота?

37

Когда наступит лето?

38

Где живут белые медведи? Практическая работа №12.

Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

39

Где живут слоны? Практическая работа №13.

Определение на глобусе экватора.

40

Где зимуют птицы?

41

Когда появилась одежда?

42

Когда изобрели велосипед?

43

Когда мы станем взрослыми?

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

45

Раздел 4. «Почему и зачем?» (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

46

Почему Луна бывает разной?

47

Почему идет дождь и дует ветер?

48

Почему звенит звонок? Практическая работа №13. Изучение возникновения и распространения звуков.

49

Почему радуга разноцветная?

50

Почему мы любим кошек и собак?

51

Проект «Мои домашние питомцы»

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

54

Зачем мы спим ночью?

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №14.

Как правильно чистить зубы.

57

Зачем нам телефон и телевизор?

58

Зачем нужны автомобили?

59

Зачем нужны поезда?

60

Зачем строят корабли?

61

Зачем строят самолеты?

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

64

Зачем люди осваивают космос?

65

Почему мы часто слышим слово «экология»? Экскурсия по городу.

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....