Путешествие в космос
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кривцова Светлана Викторовна

конспект открытого урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_2_klassa_puteshestvie_v_kosmos.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в космос.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

1. Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического корабля.

2. Развивать наблюдательность и интеллектуальные способности учащихся.

3. Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Методы: словесные (беседа, обсуждение), наглядные (работа с иллюстрациями).

Средства обучения:

 портрет Ю. Гагарина;

 рисунки с изображением космического корабля;

 карточки со словами «космической азбуки»;

 «космический кроссворд».

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

Начинаем мы опять

 Думать, рассуждать, смекать!

II. Введение в тему урока (3 минуты)

Проверка домашнего задания

Кто мне скажет о чем мы говорили на прошлом уроке? Путешествие по планете. Какие вы материки теперь знаете?(Ю.А горы, птицы, С.А –большие деревья, дома, Аф.-река Нил, Ав.-кенгуру, коалы,Ев.- европа и азия)

Учитель: Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.)

Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды. Планеты, Луна. Звезды светятся сами и освещают планеты. Солнце – это тоже звезда. Оно светит и освещает планеты. Планеты сами не светятся, а освещаются Солнцем. Они постоянно движутся вокруг Солнца. Планеты, как и звезды, имеют форму шара. Земля – планета. Она освещается Солнцем. Когда на освещенной стороне Земли день, на другой стороне – ночь. Луна - спутник Земли и движется вокруг нее. Кроме Земли, вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Давайте посмотрим на доску и прочитаем название планет.

Посмотрите на рисунок Солнечной системы в учебнике и прочитайте, как называются планеты. (Дети читают названия планет.)

III. Изучение нового материала (20 минут)

1. Рассказ учителя: «Ю. Гагарин – первый космонавт»

- Кто такие космонавты?

- Когда первый человек полетел в космос? (12 апреля 1961 года.)

- Как зовут первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин.)Вывешивается портрет Ю. Гагарина.

- Что вы о нем знаете?

Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло в селе Клутино на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, бывшему мастеру на все руки, мастерил игрушечные самолетики .В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах.  После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолетах. В 1960 году начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина, 12 апреля 1961 года Совершив полный оборот вокруг планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно вернулся на Землю. Ликованию людей не было конца. Они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза. После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны.

Физкультминутка (2 минуты)

Отдых наш – физкультминутка.

 Занимай свои места.

 Шаг на месте левой, правой,

 Раз и два! Раз и два!

 Прямо спину все держите,

 Раз и два! Раз и два!

 И под ноги не смотрите,

 Раз и два! Раз и два

2. «Как устроен космический корабль»

Учитель: На чем космонавты летают в космос? Что вы знаете о космическом корабле? (Ответы детей.)

Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты.

История полетов человека в космос невелика. Но уже создано несколько типов космических кораблей. Ю.А. Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». Затем были созданы корабли «Восход» и «Союз».

- Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция»? (Ответы детей.)

Уточнение значения слов по учебнику на стр. 135.

- Итак, космический корабль состоит из нескольких отсеков. Главный отсек – это кабина космонавтов. Этот отсек полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни людей. Специальные приборы в отсеке следят, чтобы в нем было достаточное количество воздуха, чтобы были нормальные влажность и температура. Например, похолодало в кабине – и приток тепла внутрь корабля увеличивается. Источником тепла служит Солнце. Дело в том, что освещенная Солнцем сторона корабля сильно нагревается, а теневая сторона сильно охлаждается. Снаружи корабль покрывают очень теплой «шубой» - теплоизоляцией, а приборы распределяют тепло и холод.

В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают.

- Как вы понимаете слова «открытый космос»? (Ответы детей.)

Уточнение значения по учебнику (стр. 135).

Орбитальный отсек на Землю не возвращается. Есть в космическом корабле и еще один отсек. В нем размещается основное оборудование корабля.

- Как вы думаете, что такое «Центр управления полетами»? (Ответы детей.)

Читается определение в учебнике (стр. 135)

IV. Закрепление изученного материала (12 минут)

  1. Викторина
  2. Учитель:

Предлагаю всем загадки.

 Но подумайте, ребятки!

 И подайте мне ответ

 На космический секрет:

Он не летчик, не пилот,

 Он ведет не самолет,

 А огромную ракету,

 Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт)

Крыльев нет у этой птицы,

 Но нельзя не подивиться:

 Лишь распустит птица хвост -

 И поднимется до звезд.

(Ракета)

В голубой станице

 Девица краснолица.

 Ночью ей не спится –

 В зеркало глядится.

(Луна)

За бесчисленной отарой

 Ночью шел пастух усталый.

 А когда пропел петух –

 Скрылись овцы и пастух.

(Звезды и месяц)

Искры небо прожигают,

 А до нас не долетают.

(Метеорит)

- Что такое «метеорит»? (Ответы детей.)

Метеорит – металлическое или каменное тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.

По небу ходит

 Маляр без кистей.

 Краской коричневой

 Красит людей.

(Солнце)

Если ясной ночью выйдешь,

 Над собою ты увидишь

 Ту дорогу.

 Днем она – не видна.

(Млечный Путь)

- Что такое «Млечный Путь»? (Ответы детей.)

Млечный Путь – звездное скопление в виде неяркой полосы, пересекающей звездное небо.

Физкультминутка

2. Групповая работа

- А теперь проверим, как вы знаете космическую азбуку.

Дети делятся на три группы – по рядам. Каждая группа получает по две карточки со словами:

Первая группа: «космодром» «,космос».

Вторая группа: «спутник», «скафандр».

В течение нескольких минут дети обсуждают значения этих слов. Затем выходят к доске по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы. Значения слов можно уточнить в учебнике на стр. 134 – 135.

- А теперь посмотрим, умеете ли вы сочинять космические рассказы?

Продолжается работа в группах. Каждая группа составляет рассказ о путешествии на космическом корабле, используя предложенные слова (карточки вывешены на доске): космодром, скафандр,  спутник, космос. Затем рассказы заслушиваются, анализируются: отмечается, что особенно удалось в каждом из рассказов.

3. Кроссворд

- Пришло время разгадать «Космический кроссворд».

Вывешивается на доске кросворд:

Вопросы к кроссворду:

1. Небесное тело, которое светится.(звезда)

 2. Звезда вокруг которой вращается Земля.(солнце)

 3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.(планета)

 4. Планета солнечной системы, следующая после Земли.(марс)

 5. Самая удаленная от Солнца планета.(плутон)

 6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.(луна)

 7. Пространство, окружающее Землю, звезды. Планеты.(космос)

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Астроном.)

- Кто такой астроном? (Ответы детей.)

Астроном – это специалист по астрономии, науке о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

V. Итог урока

- О чем мы вели сегодня речь на уроке?

-Что нового узнали?

VI. Домашнее задание

Задание в рабочих тетрадях с.60-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Презентация "Путешествие в космос"

Презентация "Путешествие в космос" была показана на празднике " Космический КВН"....

Открытое мероприятие "Путешествие в космос"

Открытое школьное мероприятие для 1-2 классов школы-интерната...

конспект урока по математике в 1классе по теме: Числа от1 до 10" Урок - путешествие в космос. Устный счёт с презентацией.

Дети выполняют устный счёт, получая билеты на ракету. Путешествуя по планетам, помогают Буратино победить злых героев сказки, раздобыть золотой ключик....

Урок математики в 3 классе "Путешествие в космос"

Урок-путешествие. На основе решения тематических задач повторятся сведения о планетах Солнечной системы; отрабатываются навыки устных и письменных вычислений....

Конспект открытого - комплексного занятия "Путешествие в космос!"с элементами тестопластики для детей младшего школьного возроста.

Обобщающее  воспитательское занятие на тему "Космос" мы постарались преподать детям знакомый материал о космосе и новый в необычной форме путешествия, объединив это с кружковой работой с солёным ...

Конспект открытого - комплексного занятия "Путешествие в космос!"с элементами тестопластики для детей младшего школьного возроста.

Обобщающее  воспитательское занятие на тему "Космос" мы постарались преподать детям знакомый материал о космосе и новый в необычной форме путешествия, объединив это с кружковой работой с солёным ...