Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

3 класс

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Игримская СОШ № 1, входит в содержательный раздел.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО (утвержден Приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» курса УМК «Начальная школа XX Iвека».

Основная цель предмета:

 Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи программы обучения:

• установление связи между познанием природы и социальной жизни; понимание взаимозависимости в системе «человек – природа - общество»;

• осознание необходимости выполнения правил поведения, получение начальных навыков экологической культуры;

• подход к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни;

• подготовка к изучению базовых предметов в основной школе.

Объем программы

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели)

Педагогические технологии

- технология развивающего обучения;

- игровые технологии;

- технология коллективного взаимообучения и сотрудничества;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология уровневой дифференциации;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проблемного обучения;

- технологии проектной и исследовательской деятельности.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-путешествий, уроков – исследований, защиты проектов. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике, так и вне его, в справочной литературе. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.

Приоритетные виды и формы контроля

Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, контрольные работы, тесты.

Форма промежуточной аттестации запланирована в форме теста.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения курса являются:

  • Осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
  • Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • Установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • Осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры И ДР.);
  • Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 Предметными результатами изучения курса являются:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных и социальных дисциплин;
  • Умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в её современной жизни; понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

называть  (приводить примеры):

тела живой и неживой природы;

планеты Солнечной системы (2-3);

свойство воздуха, воды;

древние города и их достопримечательности;

имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой):

причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать  (соотносить):

год, век, арабские и римские цифры;

название русского государства и их соответствие исторической эпохе;

растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

животные различных групп (одноклеточные-многоклеточные, беспозвоночные-позвоночные);

приспособления животных к среде обитания;

особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

характеризовать  основные процессы жизнедеятельности животных;

раскрывать значение растений  и животных в природе и жизни человека;

составлять описательный рассказ о животных (растениях) по плану учителя и самостоятельно составленному;

соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

характеризовать  некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);

рассказывать об особенностях жизни в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

работать с географической и исторической картой, глобусом ( в соответствии с заданиями рабочей тетради),работать с контурной картой  по заданию учителя.

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля – наш общий дом(9 ч.)

Солнечная система. Солнце- звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли.  Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные  обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце- источник тепла и света. Вода.  Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойство воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения  и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (2 ч.)

Наблюдения опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение  Земли. Глобус – модель Земли . План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения  карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей  древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Бактерии  и грибы (4 ч.)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления  грибами.

Растительный мир Земли (8 ч.)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни : однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов  и семян.

Человек и растения 4ч.)

Культурные растения в жизни человека. Как и почему возникло земледелие. Влияние человека на расселение культурных растений. Хлеб – великое чудо Земли. Охрана растений. Красная книга. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Животный мир земли (13 ч.)

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные ( на примере отдельных групп и представителей). Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных, детёнышей. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих  детёнышей. Как человек одомашнил животных.

Человек и животные (2 ч.)

Почему  люди  приручали диких животных. Заповедники.

Наша Родина:  от Руси до России (6 ч.)

Древняя Русь. Древнерусское  государство. Московская  Русь. Российская империя. Советская  Россия. СССР.  Российская  Федерация.

Как  жили наши предки (8 ч.)

Из истории имён. Какими людьми были наши предки. Какие предметы окружали русских людей. Русская трапеза. Боги древних славян. Народные праздники. Принятие христианства на Руси.

Как трудились наши предки (13 ч.)

Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Что создавалось трудом ремесленника. Русские  оружейники. Что создавалось трудом рабочего. О  первых железных дорогах. Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.) Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство, первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей  родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Уроки – обобщения. Древняя Русь(повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события,  произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные  исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии.  В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения и использования воды человеком, её охрана от загрязнения. В краеведческий (исторический), на предприятие  (производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи.  Роли света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями  и гербарными экземплярами.

Тематическое планирование

Содержательная

линия

Количество

часов

Учебный

 материал

Введение (1 ч.)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории

Земля – наш общий дом(9 ч.)

Солнечная система. Солнце- звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли.  Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные  обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце- источник тепла и света. Вода.  Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойство воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения  и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (2 ч.)

Наблюдения опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение  Земли. Глобус – модель Земли . План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения  карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей  древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Бактерии  и грибы (4 ч.)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления  грибами.

Растительный мир Земли (8 ч.)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов  и семян.

Человек и растения (4ч.)

Культурные растения в жизни человека. Как и почему возникло земледелие. Влияние человека на расселение культурных растений. Хлеб – великое чудо Земли. Охрана растений. Красная книга. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Животный мир земли (13 ч.)

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные ( на примере отдельных групп и представителей). Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных, детёнышей. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих  детёнышей. Как человек одомашнил животных.

Человек и животные (2 ч.)

Почему  люди  приручали диких животных. Заповедники.

Наша Родина: от Руси до России (6 ч.)

Древняя Русь. Древнерусское государство. Московская  Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская  Федерация.

Как жили наши предки (8 ч.)

Из истории имён. Какими людьми были наши предки. Какие предметы окружали русских людей. Русская трапеза. Боги древних славян. Народные праздники. Принятие христианства на Руси.

Как трудились наши предки (13 ч.)

Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Что создавалось трудом ремесленника. Русские  оружейники. Что создавалось трудом рабочего. О  первых железных дорогах. Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.) Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство, первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников. Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей  родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Уроки – обобщения. Древняя Русь(повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события,  произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные  исторические события, произошедшие до 1917 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...