Урок окружающего мира "Зима-покой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_-pokoy_prirody.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»

(1 класс, «Школа 2100»)

Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы (1-я линия развития – уметь объяснять мир); научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия развития – уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление;  воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение устанавливать аналогии;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Оборудование: 

- учебник (1 ч.), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс.

Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан;

- карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы;

- зимняя одежда;

-  сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;

- модели снежинок (белые кружки);

- словарь русского языка С. И. Ожегова;

- мультимедийная установка


Ход урока

  1.  Орг. момент. Психологический настрой.  

Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.                                                                                                                                                                                                                                                          Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.                                                                                                                                                                                                                                                       Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть  другу.                                                                                                                                                                                                                 Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.                                                                                                                      

Вот спасибо! Как я рада!  Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                                                            

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  1. Показ  кадров из мультфильмов. (слайд  2 )

- Посмотрите на экран.

- Угадайте, из каких мультфильмов и сказок взяты следующие кадры. («Ну, погоди!»,     «Зима в Простоквашино», «Мороз Иванович», "Снежная королева")

- Кто главные герои?

- Что же объединяет эти кадры?

- В какое время года происходят все эти действия ?   ЗИМА     (слайд 3 )

(На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы).

Загадка, читает Всеволод

              Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?     
(Зимой)

- Сегодня мы будем говорить…  Продолжите мою мысль. (О зиме)

Открыть тему урока. (слайд  4 )

- Принято считать, что зима – это покой природы.

- Как вы понимаете слово покой?  (Если не отвечают, то прочитать значение слова в словаре)

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.  

- Ребята, а действительно ли зима – это покой природы?

- Давайте постараемся в этом разобраться.

  1. Совместное открытие новых знаний.
  1. Отгадывание загадок.

– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.

  1. Какой месяц год кончает, зиму начинает?  (декабрь)

(Кто родился в декабре?)

  1. Этот месяц – году начало, зиме середина!  (январь)

(Кто родился в январе?)

  1. А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга.  (февраль)

(Кто родился в феврале?)   Названия месяцев повесить на доску.

  1. Работа в учебнике на с. 84.

- В учебнике на с. 84 рассмотрите рисунок.

- Какое время года изображено на рисунке? (зима)

- По каким признакам вы догадались, что это зима?  

Дети называют признаки зимы.

3) Работа в учебнике на с. 87.

- Внимательно рассмотрите рисунки в учебнике на с. 87.

-  Сравните их (назвать сходства и различия).                                                                                                                        

  - На каком рисунке за окном утро? Почему вы так решили?

- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время?

Солнце  всходит  поздно, заходит рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.

-  Как вы думаете, это признак зимы?

 Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.

4)  Игра «Магазин».

- А сейчас я вас приглашаю в магазин.

На ваших столах лежат кепка, шапка, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты.

- Вы должны приклеить на листочках то, что подходит для зимнего времени года.

 Проверка: повешу на доску готовую работу.

- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться).

- Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло. 

Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.

- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.

Работа с учебником.

5) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) на с. 85 учебника.

- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника.

- Давайте, их сравним.  Что вы заметили? Какие изменения произошли?

- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег?

Назовите главную причину этих изменений.

(Главная причина изменений – холод.)

Повесить карточку с признаком  «холодно» на доску.

- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.

6) Беседа о снеге.

- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно.

Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.

 - Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

Послушайте Диану и скажите, о чём так говорят?

Диана:  Светло-пушистая,

               Искристая, белая,

               Какая чистая,

                Какая смелая!           (О снежинке)

 - Как образуются снежинки, кто знает?            (Слайд   5,  6 )

- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

 - Поднимите руки, кто знает эту сказку?

Арина  читает отрывок из сказки.

«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.

7) Рисование снежинок.

- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.

8) Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

 Перед вами сломанные снежинки, соберите, пожалуйста,  их.

Игра "Собери снежинку"                   (Слайд  7)

      9) – Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

        – О том, какие же изменения происходят с деревьями зимой, нам прочитает Кира.                                                        (Слайд  8 )

- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.

Повесить этот признак на доску.

- Все ли деревья сбрасывают листья? (Нет)                    (Слайд  9 )

 - Как называют такие деревья? (хвойные)

- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.

Физминутка

Игра  «Выбери рисунки и раскрась рамочки с тремя цветами»

Художник  нарисовал предметы из разных времён года. Да вот беда, забыл раскрасить рамочки с разными цветами.

Зелёный- с предметами, которые встречаются в разное время года.

Синий – с предметами, которые чаще всего встречаются зимой.

Красный - с предметами, которых не встретишь зимой.

Перед вами три цвета бумаги: зелёный, синий, красный.

- Вы очень наблюдательные и внимательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.

(Слайд  10)

  • Почему зимой многие звери и птицы  чаще посещают города и сёла? Как мы можем им помочь?
  • (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу).
  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)

- А хотели бы вы узнать о жизни животных в зимний период? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

1. Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

4. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

5. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

6. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

7. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

8. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

(+ 0 +  0 +  +  + 0 )    Взаимопроверка  выполненного  задания.

 V. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – покой природы», что «зимой природа спит».

- Можем ли мы теперь утверждать, что зима – это покой природы?

- Давайте прочитаем вывод в учебнике на с. 87.

- Какие признаки характеризуют зиму?  

(Прочитаем записи на доске)

- Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку, если вам было всё понятно и интересно на уроке. Если  нужна помощь друга, то нарисуйте  руку.

- Покой и умиротворение зимней природы выразили в своих стихах русские поэты. Давайте послушаем.

Стихи читают  наизусть  Ралина, София,  Ника.

Чтение стихотворений: И. Суриков «Зима»,    С. Есенин «Берёза»

ЗАГАДКИ

                Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом - хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный 
:(сугроб)

  Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это
:(град)

                На коньках я мчусь вперед, 
Под ногами крепкий 
:(лед)

                Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки, 
Не пушинки, а 
:(снежинки)

                Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки, 
Лыжи и 
:(коньки)

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?

(Снежная баба. Ее встречаем только зимой)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (
Варежки)

Использованные источники.

  1. Х. К. Андерсен «Снежна королева». – М.: Книжный дом, 2004 г.
  2. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Серия: Мои первые книжки. – М.: Детская литература, 1983 г.
  3. Мультфильм «Мороз Иванович». http://teramult.org.ua/m/1/1981_su_moroz/moroz.mp4
  4. Кадр  из мультфильма «Ну, погоди!».  http://abya.ru/load/russkie_multfilmy/russkie_multfilmy_smotret_onlajn/nu_pogodi_vypusk_8_volk_i_zajac_v_novyj_god/6-1-0-74
  5. Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». http://donbass.ua/news/culture/2012/12/22/chetyre-gavani-cheburashkinogo-papy.html
  6. Стихотворение  И. Сурикова «Зима». http://allforchildren.ru/poetry/winter29.php
  7. Стихотворение С. Есенина «Берёза». http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/3.htm

Зима» Иван Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

 

Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана природы"

На уроке дети знакомятся с некоторыми животными и растениями, занесенными в Красную Книгу Челябинской области...

Урок окружающего мира «Царства природы» 2 класс

Урок  окружающего мира  «Царства природы»   2 класс   по программе" Начальная школа 21 век"...

урок окружающего мира "Осень-природа готовится к зиме"

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Осень-природа готовится к зиме" для 1 класса по программе "Школа 2100" с использованием ЦОР....

Урок окружающего мира "Береги природу, человек"

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуацииТип урока: усвоение новых знанийЗадачи: сформировать знания о значении природы в...

Урок окружающего мира «Богата природа России».

Задачи:1)      познакомить детей с картой, как моделью пространства географического объекта( в данном случае- территория России), расширять знания о природе родной страны и её...

урок окружающего мира "Охрана природы"

Конспект и презентация ....