Урок окружающего мира «Царства природы» 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Титова Светлана Викторовна

Урок  окружающего мира  «Царства природы»   2 класс   по программе" Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mir..docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  Окружающего мира

«Царства природы»   2 класс

  1.   Организационный момент. 

Прозвенел звонок

       Начинается урок.

      Ты сиди за партой скромно

      И  веди себя достойно!

2   .Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.

  1. Работа над пройденным материалом. 

   – Ребята, в школу пришло письмо от Незнайки. Он написал его об осени. В письме есть ошибки, которые вы должны найти.
«Дорогие дети! Пишет вам письмо ваш знакомый сказочный герой Незнайка. Я очень люблю природу. Сейчас на дворе осень, и я решил написать рассказ об этом сезоне. Когда я прочитал его своим друзьям из Цветочного города, они долго смеялись, а потом сказали, что у меня в письме много ошибок. Помогите мне разобраться в них. С уважением, ваш друг Незнайка.


- Осенью все растения укрыты белым пушистым снежным покрывалом.

- На деревьях лопаются почки. Еще немного – и из-под коричневой кожицы появятся зеленые клейкие листочки.
- Птицы собираются в стаи. Им предстоит долгий перелет в теплые страны. На этом пути их подстерегают разные трудности: непогода, охотники, голод.
- .

   - Жабы, лягушки, змеи стараются найти себе уютное убежище на зиму. В ямах, под корнями они зимуют целыми группами

  . На деревьях, кустах, в полях и лугах вместо привычной зеленой краски появляется желтая, красная и оранжевая.
        Готовятся к зиме лесные животные, представители неживой природы. Заяц надел светлую шубку, белочка сменила яркую рыженькую шубку на серенькую, незаметную.

 В последнем предложении Незнайка говорил   о ком ?   (заяц, белка)   - назовите одним словом, кто это?  (животные-звери)

Мы сегодня поговорим с вами о представителях живой природы.. и окажемся  мы  в некотором царстве, в некотором государстве   где жили-

                                          были…   Нет – нет, не царь с царицей… Каждое из

                                          этих царств  особенное.

 Они находятся  не за три девять  земель, а совсем   рядом с нами, вокруг нас…  что же это за царства?-      музыка

Прослушивание песни «Живет на свете красота»

Ответы детей     …..

Это четыре царства живой природы.

                              Слайд.

Бактерии                                  Растения

                      Царства

                      живой

                       природы

Животные                               Грибы      

 Учитель. Назовите эти царства  живой природы.

                 На сегодняшнем уроке мы поведем разговор о царстве животных.

                 Вспомните, пожалуйста, что объединяет всех животных?

 

                            Слайд.                                    

           Питаются   Дышат   Растут   Передвигаются   Изменяются     Размножаются

 Учитель. По тому, как  животные питаются, на какие  группы их условно можно разделить?

                                       Слайд.        

 Травоядные      Зерноядные  Хищники  Всеядные      

 

 Учитель.                 Прежде, чем вы назовете животных, скажите, как передвигаются они?

 

                                      

                                               Слайд.             

         Летают

                      Бегают

                               Лазают

                                          Ползают

                                                   Прыгают

                                                                Плавают     

Учитель. А теперь назовите группы животных по способу их передвижения.

 

                                               Слайд.

 

          Звери

                  Рыбы

                           Птицы

                                      Земноводные

                                                   Пресмыкающиеся

                                                                             Насекомые    

 

Учитель. А сейчас поиграем  в игру « Угадай-ка!» Вы должны угадать животного и объяснить, к какой группе он относится и по каким характерным признакам.

Слайд

 Голубой аэропланчик

 Сел на белый одуванчик.(Стрекоза).

    (Маленькие по размеру, жесткие на ощупь, только у насекомых 6 лапок).

Бегает среди камней

Не угонишься за ней

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.(Ящерица).

   (Удлиненное тело, ползают по земле-пресмыкаются, отсюда и название – пресмыкающиеся).

Подрастала, хвост растила
Платье темное носила

Подросла -зеленой стала

Хвост на весла поменяла (Лягушка).

  (Живут и на воде и на суше, поэтому их и называют земноводные.)

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела,

А кого паук боится?

Угадали? Это …..       ( Птица).

  (Тело покрыто перьями, имеют крылья, умеют летать).

В воде она живет

Нет клюва, а клюет. (Рыба).

  (Наличие плавников, чешуи, живет в воде, плавает).

Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! ( Рысь).

(Наличие шерсти или меха, только звери вскармливают своих детенышей молоком).

   Физкультминутка.

 

3.Работа над новым материалом.

     Беседа.

А).Учитель. Как можно по-другому назвать животных леса?

                      Чем отличаются дикие животные от  домашних?

      Ученик. Дикие животные  не живут рядом с человеком, боятся его.

                     Места их обитания: лес, поле. Они сами добывают пищу себе, находят или

                     строят  жилище, воспитывают потомство.

     Учитель. А сейчас мы поиграем в игру « Давайте познакомимся».

(Дети в костюмах лесных зверей выходят по очереди).

 

Лиса.       Посмотрите-ка , какая,

                  Вся горю, как золотая,

                  Хожу в шубке дорогой

                  Хвост пушистый и большой.

Здравствуй, дружок. Здравствуйте, ребята.

В сказках - лиса самая хитрая. А на самом деле, если бы не мои зоркие глаза, острый слух,

удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак.

           Бегаю я быстро, умею ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух,

делать большие прыжки. Воды я не боюсь, так как я  умею плавать.

          Мы лисы живем в норе. Иногда в одной норе с барсуком. Живем мы недружно, поэтому  в стаи не собираемся.

           Питаемся мы птицами, насекомыми, чаще всего мышами. Реже всего зайцами, если догоним, иногда ягодами.

А ты кто такой? Давай, знакомиться!

 Лиса питается и ягодами и мышами – значит она - всеядная

Медведь. Я хозяин  лесной

                  Просыпаюсь весной

                  А зимой под вьюжный вой

                  Сплю в избушке снеговой.

Узнали меня? Я медведь -  хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Могу ношу тащить в 500 кг, могу бежать со скоростью лошади, а еще могу подкрасться незаметно. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди.

А вы, знаете, что мы еще  кушаем? Рыбу, мед, малину, орехи. А   так же птиц, улиток, насекомых. Когда растительной пищи не хватает, мы нападаем на   лосей, кабанов, тетеревов, рябчиков. Нам стыдно, но есть очень хочется.

А зимой мы впадаем в спячку. А сосем мы лапу знаете почему? Потому что  зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.

Ну, нам пора. Надеюсь, что мы еще встретимся. До свидания.

    Чем любит полакомится медведь ?  значит он -- всеяден

Зайчиха. Здравствуйте, ребята. Я – зайчиха, а это мой зайчонок. Мы живем небольшими группами. Днем мы всегда спим, а ночью выходим на поиски пищи. Кормимся мы ветками и корой деревьев. Ходим мы  неуклюже, это из-за того, что длинные ноги  затрудняют передвижение.

Мы всегда настороже, всегда готовы убежать. Знаете, сколько у нас врагов? Волки, мыши, человек.

__Но мы хорошо бегаем, особенно в гору, а с горы – кубарем.

__А еще нас зовут «косыми». Ничего подобного. У нас глаза большие, бархатисто – темные, красивые и совсем не косят. Но так как у нас шея  малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.

__До свидания!

 

Зайчонок.  Зато, когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.

                     А если нужно, то мы можем переплыть даже речку.

                          ___ А зимой мы линяем, меняем шубку серую на белую. Маскируемся.

             ___В свою ямку ложимся со скока, чтобы поблизости  не было следов.

                   Припасов на зиму не делаем, вот так и живем, не тужим. Ой, кто –то сюда идем,

                   Бежим!

   Вспомните чем лакомятся зайчики в лесу?  - значит они травоядные

Волк.  Зубовато, серовато

            По полю рыщет,

            Телят, овец ищет.

Узнали меня? Добрый день, ребята! Я сильный, выносливый, сообразительный хищник.

У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье.

Летом мы живем парами, а зимой собираемся в стаи. В стае царит железная дисциплина – все подчиняются вожаку.

Волки могут не есть по многу дней. А если нападаем, то только на больных животных.

А зимой из- за недостатка пищи,  мы  близко подходим к селениям, нападаем на скот.

Вот и я побегу, чую, где – то поблизости добыча.

 

Учитель. Молодцы, ребята! Мы узнали очень много интересного и полезного для себя из жизни этих животных.

 

 

В).Чтение телеграммы, пришедшей на адрес нашей школы 2 б  классу.

(Ученик читает телеграмму).

           Я  очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть днем не просто. Тело мое покрыто серебристо – серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато – белые полосы, а через глаза и уши  черная полоса.

Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться  к зиме. Хотя я на вид неуклюжий,

 но ловко ловлю  грызунов,  лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам  жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (Барсук).

   Вывод -   хищник

Г). Знакомство с жизнью других лесных зверей.

(Ученик читает по карточке).

 

Кабанам в поисках  пищи приходится преодолевать большие расстояния. Он  пробирается через густые заросли, по занесенным снегом лесным чащам, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, а также ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений.

Вывод - всеяден

Учитель. А теперь давайте подведем итог сказанному.

                Каких животных вы отнесете  к хищникам?  Травоядным? Всеядным?

                             

                                             Слайд.

                                 

5.Работа в тетради « Учимся думать и фантазировать» №2.

   Выбери из всех животных группу  звери , и расскрась соответствующие кружки.

   В какой среде обитания можно встретить моржа, тюленя, кита? Это – рыбы?

   Эти животные вскармливают своих детенышей молоком – поэтому  они не рыбы, а звери.

 

6.Обобщение.

     Учитель. Человек – часть живой природы, поэтому он не может жить вне ее. Природа дает человеку кров, одежду, лечит, украшает его жизнь. Человек не должен мешать природе и обязан бережно относиться к ее богатствам. Чтобы сохранить мир дикой природы, человек создает заповедники, где редкие животные охраняются. Ведет борьбу с браконьерством.    

     Слайды  с изображением редких животных.

 

Учитель. А какую помощь, как вы думаете, можно оказать лесным зверям в период зимовки? Рассматривание таблицы.

 

 Ребята  а что вы сами можете сделать , чтобы лесным жителям жилось спокойно?

 

7.Итог урока.

   Учитель.  А теперь  скажи , дружок

                      Тебе понравился урок?

                      Что расскажешь дома маме?

                       Поделись сейчас ты с нами.(делятся  впечатлениями  об уроке

Медведь. Я хозяин  лесной

                  Просыпаюсь весной

                  А зимой под вьюжный вой

                  Сплю в избушке снеговой.

Узнали меня? Я медведь -  хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Могу ношу тащить в 500 кг, могу бежать со скоростью лошади, а еще могу подкрасться незаметно. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди.

А вы, знаете, что мы еще  кушаем? Рыбу, мед, малину, орехи. А   так же птиц, улиток, насекомых. Когда растительной пищи не хватает, мы нападаем на   лосей, кабанов, тетеревов, рябчиков. Нам стыдно, но есть очень хочется.

А зимой мы впадаем в спячку. А сосем мы лапу знаете почему? Потому что  зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.

Ну, нам пора. Надеюсь, что мы еще встретимся. До свидания.

Волк.  Зубовато, серовато

            По полю рыщет,

            Телят, овец ищет.

Узнали меня? Добрый день, ребята! Я сильный, выносливый, сообразительный хищник.

У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье.

Летом мы живем парами, а зимой собираемся в стаи. В стае царит железная дисциплина – все подчиняются вожаку.

Волки могут не есть по многу дней. А если нападаем, то только на больных животных.

А зимой из- за недостатка пищи,  мы  близко подходим к селениям, нападаем на скот.

Вот и я побегу, чую, где – то поблизости добыча.

 

           Я  очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть днем не просто. Тело мое покрыто серебристо – серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато – белые полосы, а через глаза и уши  черная полоса.

Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться  к зиме. Хотя я на вид неуклюжий,

 но ловко ловлю  грызунов,  лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам  жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (Барсук).

Кабанам в поисках  пищи приходится преодолевать большие расстояния. Он  пробирается через густые заросли, по занесенным снегом лесным чащам, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, а также ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений.

Косулям приходится довольствоваться ветками осины, ивы, а иногда даже поедать молодые ветки хвойных деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Урок окружающего мира "Царства Живой природы"

Урок окружающего мира  «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Презентация по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Презентация по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Открытый урок окружающего мира "Царство грибов" 3 класс

В материале представлен план урока изучения новой темы "Царство грибов" по окружающему миру, а так же схема строения гриба и наглядный материал грибов - двойников....

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...