Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скворцова Ольга Владимировна

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mir_3_kl.docx141.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по окружающему миру в 3 классе

Тема: Царство растений

http://gou80.ucoz.ru/_nw/0/71908391.jpg

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, разнообразии, жизни и охране растений

Задачи:

Обучающие:

- учить бережно относиться к растениям;

- повторить основные экологические правила для растений, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

Развивающие:

- развивать творческие способности;

-развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

- способствовать развитию образного ассоциативного и логического мышления;

Воспитывающие:

- пробуждать интерес к изучению предмета через игры;

- воспитывать уважение и любовь к природе;

- воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

1.компьютер

2.мультимедийный проектор

3. экран

4. слайдовая презентация

5. раздаточный материал (карточки)

6.книги о растениях

7.Красная книга Тамбовской области

Ход урока:

                                                       Эпиграф:

                                                                                         «Чтобы жить, нужны солнце,

                                                                                        свобода и маленький цветок».

                                                                                                                       (Г.Х. Андерсен)

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинаем урок.

- Какое домашнее задание вам было задано?

(Повторить темы о растениях.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт наша речь на уроке?

(О растениях.)

II. Сообщение темы и цели урока.

Сл.1

- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем  все свои знания о строении, разнообразии, жизни и охране растений. Наша тема: «Царство растений».

- Как называется наука изучающая растения?

(Ботаника.)

III.Повторение пройденного материала.

Растения на Земле встречаются повсюду. Есть такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Зелёный наряд  делает нашу планету удивительной.

А)Фронтальный опрос.

- Перечислите, где могут расти растения?

(Леса, луга, поля, реки, озёра, сады, огороды, скверы, аллеи.)

Сл.2

Действительно так, куда бы мы не посмотрели везде есть растения.

Сл.3

- На какие группы можно распределить эти растения?

(Деревья, кустарники, травы.)

- Чем они отличаются друг от друга?

(У деревьев один ствол, у кустарников 3-4 тонких, а у трав стебель.)

Сл.4

- На какие две группы распределены эти деревья?

(Лиственные и хвойные деревья.)

- Чем эти деревья отличаются друг от друга?

(Деревья отличаются друг от друга формой листьев.)

Сл.5

-На какие две группы распределены эти растения?

 (Дикорастущие и культурные.)

- В чём их отличие?

(Растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживал называются дикорастущими, а те растения, которые выращивают люди называют культурными.)

- Все растения, которые мы сейчас видели на экране имеют между собой сходство. Какое?

(У них одинаковые органы.)

- Какие органы растений вы знаете?

(Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

Давайте проверим все ли органы вы назвали.

Сл.6

- Для чего служит корень растениям? Кто сможет ответить на этот вопрос?

(Корень служит для закрепления растения в почве. Из почвы он поглощает воду и минеральные вещества для  растения. Это подземный орган.)

- Для чего служат стебли растениям?

(Стебли выносят листья вверх к солнечному свету и соединяют их с корнями растения.)

- Для чего служат листья растениям?

(В листьях образуются органические питательные вещества необходимые растениям .Лист почти всегда имеет зелёную окраску и состоит из листовой пластинки и черешка, который прикрепляется к стеблю.)

- Чем простые листья отличаются от сложных?

(Если на черешке расположена одна листовая пластинка, лист называется простым, например, дуб, клён, берёза, а если на черешке несколько листовых пластинок, лист называется сложным, например, рябина, каштан, земляника.)

Цветок - самый красивый орган. Для чего он служит?

(Цветок служит для образования плодов. Цветы у растений имеют разнообразную окраску, форму и запахи.)

- Как образуется плод с семенами?

(Плод образуется после отцветания растения он постепенно растёт и созревает, а в плодах находятся семена. Он защищает их от повреждений.)

- Какие бывают плоды?

(Плоды бывают разные: сочные, например, у рябины, вишни; бывают сухие, например, у клёна; бывают твёрдые, например, у ореха.)

- Для чего служат семена растениям?

(Семена служат растениям для размножения.)

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: У всех растений одинаковые органы.

- Ребята, а все ли растения имеют названные органы? Как вы думаете?

(Нет. Растения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга размерами, окраской, формой своих органов, условием жизни, строением.)

- На какие группы учёные-ботаники делят царство растений?

Сл.7

(Растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

Б) Практическая работа.

Я предлагаю вам поработать в парах и заполнить таблицу о разнообразии растений.

Сл.8

Приготовьте ручку и карандаш. В первых 4-х столбцах вы отвечаете на вопрос только «да» или «нет», а в 5 и 6 столбцах ответ запишите словами. После заполнения мы вместе проверим ваши работы.

Разнообразие растений.

корень

стебель

листья

цветок

размножение

Где живут?

водоросли

нет

нет

нет

нет

споры

в  воде

мхи

нет

да

да

нет

споры

в сырых местах

папоротники

да

да

да

нет

споры

в увлажнённых местах

хвойные

да

да

да

(хвоинки)

нет

семена

(шишки)

в лесах

цветковые

да

да

да

да

семена

(плод с семенами)

везде (очень разнообразны и многочисленны)

Давайте проверим.

Сл.9

У кого нет ни одного исправления, поднимите руки. У кого 1…,2…,3…,4…,5…

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Растения разнообразны и могут жить в разных уголках природы.

IV.Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

- Сейчас с помощью индивидуальной работы мы обобщим знания о жизни растений.

В) Дифференцированные задания.

Я вам раздаю карточки с заданием. На выполнение заданий отводится 2 минуты. Будьте внимательны!

У кого карточка № 1. Прочитай задание и постарайся дать полный ответ (и т.д.).

Сл.10

К-1.

Сравни и объясни с помощью схем дыхание и питание растений.

Схема 1. (Дыхание растений.) Схема 2. (Питание растений.)

-Какой вывод следует из рассказа?

К-2.

Обозначь цифрами последовательность стадий роста растений:

Сл.11

1.Семя.

5.Взрослое растение с плодами и семенами.

2.Проросток с развивающимся корешком.

4.Взрослое растение с цветками.

3.Проросток с развивающимся стеблем и листочками.

-Какой вывод следует сделать?

Сл.12

К-3.

Перечисли необходимые условия для развития растений.

 (Для развития растений необходимы следующие условия: тепло, вода, воздух, свет.)

Сл.13

К-4.

Вставь пропущенные слова в данном тексте.

Большинство растений размножаются (семенами). Плоды с семенами образуются на месте (цветков) после(опыления).Они распространяются с помощью (ветра, животных, человека). Из семян в благоприятных условиях развиваются (новые растения).

Итак, можем ли мы растения считать живыми организмами? Докажите.

Вывод: Да. Растения – живые существа. Они питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются, стареют и умирают.

Сл.14

- Послушайте стихотворение.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте… .

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.  (Н.Старшинов)

- К чему призывают эти строки?

( К сохранению растений.)

- Из-за чего исчезают растения?

(Из-за деятельности человека.)

- Можно ли на Земле обойтись без растений?

( Нет.)

Сл.15

Значение растений:

-место отдыха

- аптека

-источники пищи

-источники древесины

- источники топлива

- дом для животных, грибов

- защитники воздуха, водоёмов, почв

Природа – наш дом, мы здесь живём, пьём воду, дышим воздухом. И наша задача быть природе другом, помогать  ей расти,  а не губить, чтобы сохранить её в здоровом виде. Больших проблем нам пока не решить, но как сейчас вы уже можете помочь природе?

 (Посадить деревья, создать экологические знаки, ухаживать за клумбой около дома, школы и самое простое это соблюдать правила поведения в природе самим и советовать своим друзьям.)

- Ребята, давайте повторим правила поведения в природе с помощью знаков, которые вы создавали на прошедших  уроках.

Сл.16

Памятка «Правила поведения в природе».( Экологические знаки для растений.)

1.Находясь в природе, не будим срывать растения для букетов. Будим составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

2.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

3.В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

4.Не будем ломать ветки деревьев и кустарников! Съедобные ягоды, орехи собирать так, чтобы не повредить веток.

5.Не разводи костры под деревьями, может быть пожар, обгорают ростки молодых растений, погибают подземные части, в результате некоторые из них совсем исчезают.

6.Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.

- Как охраняют редкие растения в нашей стране?

(Создают заповедники, заказники, природные парки, ботанические сады.)

- Для чего создана Красная книга?

(Она предупреждает нас о том, что растения находятся в опасности и могут навсегда исчезнуть. Эти растения нужно беречь и охранять.)

Сейчас мы поиграем в игру-домино «Мы из красной книги России».

Эта игра  немного  отличается от обычного домино. Ваша задача правильно и быстро разложить карточки. Например, рядом с картинкой растения из Красной книги нужно положить карточку с изображением любого другого растения, занесённого в Красную книгу. Если на картинке изображено растение не из Красной книги, то рядом надо положить карточку с изображением любого другого растения, не занесённого в Красную книгу. Карточки прикладываем вверху и внизу.

1 команда:

водяной орех

пастушья сумка

подснежник

сон-трава

подорожник

колокольчик

птичья гречишка

купальница

тысячелистник

ярутка

кувшинка белая

пижма

2 команда:

лопух

венерин башмачок

кубышка жёлтая

клевер

ландыш

сочевник

цикорий

медуница

ромашка

крапива

печёночница

зверобой

- А сейчас, поменяйтесь местами и проверьте друг друга.

V.Итоговая рефлексия.

Покажем своё отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью букетов разного цвета. Если вы довольны своей работой приклейте букет яркого цвета. Не довольны своей работой - приклейте букет тёмного цвета. Если вы частично довольны или не довольны приклейте букет в котором присутствуют и тёмные и светлые цвета.

Сегодня мы с вами обобщили и повторили знания об одном из четырёх царств живой природы царстве растений.

Сл.17

- Что главное вы должны знать о растениях?

VI.Выставление оценок.

VII.Домашнее задание.

Сходить в библиотеку и прочитать о любых лесных животных.