Внеклассные меропрятия
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Стебнева Ирина Ефимовна

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Занимательное путешествие

в страну school012

Лингвистику

school005

                                                   Автор разработки:

                                                                          Учитель начальных классов

                                          И.Е.Стебнева

Звук и буква

Ведущий: На земном шаре насчитывается более 2000 языков. На таких языках, как русский, английский, испанский, китайский, говорят сотни миллионов людей. А есть языки, на которых говорят всего несколько десятков человек; например, языком людей, живущих в Ленинградской области, пользуются всего около 50 человек; на языке жителей острова Пасхи говорят всего несколько сотен человек. Языки отличаются один от другого и своей фонетикой. Например, в абазинском языке, одной из народностей Кавказа, имеется 80 согласных звуков и всего 2 гласных. Отличаются языки и грамматическим строем. Так, в русском языке 6 падежей, а в английском? (вопрос учащимся). Правильно, их всего 2. А вот в одном из кавказских языков 52 падежа. Каждый язык живет своей жизнью, развивается по определённым законам, имеет свою историю. Только человек при помощи звуков, из которых состоят слова, может передавать свои мысли  другим людям и таким образом общаться с ними. Язык в словах закрепляет наши мысли, наше знание об окружающем мире. Через слово мы узнаём то, чего сами не видели. Так, расшифровав надписи на вазах, черепках, табличках, найденных при археологических раскопках, учёные узнали, как жили люди за тысячи лет до нас. Язык, таким образом, хранит и бережёт почти всё с древнейших времён до современности. Наука о языке (её называют лингвистикой или языкознанием) охватывает широкий круг вопросов: изучает звук и словарный состав языка, раскрывает значение слов и их строение, устанавливает законы изменения слов при соединении их в предложения, нормы произношения слов и их написания, занимается историей языка. Учёные-языковеды собирают и изучают языковые материалы, помогающие раскрыть историю народа, его прошлое, намечают пути дальнейшего его развития. Языковеды помогают нам понять значение слов, которые сохранились в языке только в определённых сочетаниях.

(Вопросы учащимся)

- Как вы понимаете выражение «от доски до доски»?

- «косая сажень в плечах»?

- «семи пядей во лбу»?

     От доски до доски – другими словами от начала до конца что-нибудь прочитать, знать. В старину переплёты книг делали не из картона, как теперь, а из досок и обтягивали их кожей с металлическими застёжками, поэтому прочесть от доски до доски означало: прочесть от начала до конца.

     Косая сажень в плечах, семи пядей во лбу. До введения метрической системы мерами длины были верста, сажень, аршин. Выражение косая сажень в плечах употребляем, говоря о статном, широкоплечем человеке. Но ещё раньше, чем сажень, аршин, мерами длины были пядь, локоть. Пядь – это протяжение между большими и указательными пальцами, растянутыми по плоскости. Слово пядь осталось в нашем языке в выражении семи пядей во лбу, которое употребляется для обозначения очень умного человека.

Ведущий:Чтобы знать язык, далеко не достаточно знать его орфографию и пунктуацию. Язык многогранен, сложен, и факультатив по русскому языку в 5 классе раскроет лишь немногое о многом. Но чем больше мы о нём будем знать, тем больше будем его любить. Русский язык – это наша гордость. Вот какой совет нам дал русский классик Лев Николаевич Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать всё знаками…»

(Ведущий сообщает тему занятия)

Ведущий: Вы все, очевидно, бывали в лесу, видели и, наверное, собирали ягоды: чернику, бруснику, клюкву. Расскажите, как они растут. (Ученики пытаются это сделать.)

   А теперь послушайте писателя М.М. Пришвина и сравните его наблюдения со своими:

   «Кто никогда не видал, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. Вот, взять ягоду чернику – та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Ещё растёт в болоте голубика кустиком – ягода голубая,  более крупная, не пройдёшь, не заметив. В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костеника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много её соберётся на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод…» («Кладовая солнца», глава IX).

(Дети пытаются объяснить, почему Михаил Пришвин сумел так точно описать названные растения).

Ведущий: люди наблюдательны по-разному. Одни видят тончайшие оттенки цвета, другие подмечают всевозможные очертания предметов, третьи улавливают малейшие изменения, вариации звуков и т.д.

    А сейчас проверим, насколько наблюдательны вы, как вы умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы записывайте их так, как слышите. Читаю: с Тамарой, с тётей, с братом, с Димой, с Шурой, с Женей. Проверяем. Перед всеми этими словами стоит один и тот же предлог с, но произносится  и слышится он по-разному: [c]  Тамарой

[c`] тётей

[ з]  братом

[з`]  Димой

[ш]  Шурой

[ж] Женей

   Как вы убедились, и звуки речи не все слышат одинаково.

   В чём причина этого? Прежде всего … в букве. Многие привыкли обращать основное внимание на письмо, видеть в нём главное, а в произнесённом звуке – второстепенное. В действительности же буква – только условный знак для передачи звука, письмо – лишь отражение звучащей речи.

   Когда говорят о языке, то обычно имеют в виду, прежде всего, звучащую речь, способность человека произносить звуки, которые образуют слова. Разговор о языке мы и начнём с его материи, природной основы – то есть звуков речи.

   Установление отличий звуков и букв, с помощью которых они изображаются, является одним из самых замечательных открытий науки о языке.

   Источником звуков является речевой аппарат человека (лёгкие, гортань, полости рта и носа); для восприятия речи служит наше ухо.

   Буква – это знак, условное обозначение для передачи того или иного звука. В русском языке 33 буквы, а звуков намного больше. Однако с помощью имеющихся у нас 33 букв мы можем передать многообразие человеческой речи. Одна буква может соответствовать разным звукам, например: водный – вода (вада); разные буквы могут обозначать один и тот же звук: плод (плот) – плот. Иногда сочетание звуков передаётся так условно, что из букв никак нельзя узнать, какие звуки они изображают. Например: заниматься –ться читается цца.

   В потоке речи одни звуки, встречаясь с другими, влияют друг на друга, уподобляются одни другим. Глухие перед звонкими озвончаются: пишем отделать, произносим о[дд]елать; пишем сделать, произносим[з]делать. В то же время звонкие перед глухими и на конце слов оглушаются: пишем подтянуть, произносим по[т]тянуть. Правда, приставки на з-с стали писать так, как произносим: рассказать, раздать.

   При произнесении некоторых групп согласных происходит упрощение. В словах грустный, звёздный не произносятся звуки т и д в сочетаниях стн, здн. В слове здравствуй не произносится первый звук в.

   Такие взаимодействия звуков упрощают нашу речь, вернее, «говорение».

   Изменения звуков под влиянием окружения мы не замечаем, что и помогает нам узнавать значимые части слова – корни, приставки, суффиксы, следовательно, и легко понимать слова.

   Изучая звуковой состав речи, мы наблюдаем и другие явления, например, выпадение слога. Вот какая интересная история произошла со словом близорукий, обозначающим: не видящий далеко. Образовалось оно из сложного слова близозорок, в котором повторяется слог зо. Один слог вытеснился другим; слово стало выглядеть так: «близорок», стало непонятным, и потому было переосмыслено. Вторая часть слова сблизилась со словом рука. Получилось слово близорук, то есть видящий не далее своих рук, иначе: не видящий далеко.

   Ещё пример. В слове свидетель мы пишем в корне и по ассоциации со словом видеть, в то время как оно образовалось от слова ведать – знать.

   Итак, для овладения языком важен и речевой слух, и умение различать звук и букву.

Игра «Заблудился»

   Ведущий читает карточку. Прослушав, играющие должны догадаться, в каком слове «заблудился» звук и поставить его на место.

Ведущий.

 Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

 И хозяйничает в нём.

(Содержание карточек)

1. Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной!   (звери)                                      

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)                                            

3. Посмотрите-ка, ребятки,

Баки выросли на грядке. (маки)                                        

4. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!   (жук)                                                

5. Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)                                            

6. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)                                      

7. Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки.  (венки)                            

8. Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.  (коне)                                  

9. Жучка будку не доела:

Неохота, надоело…       (булку)                                    

10. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.    (лес)                                  

11. Мама с бочками пошла   (дочками)                                

По дороге вдоль села.

12. Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)                                  

13. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)                            

14. Сели в ложку – и айда!                                   (лодку)

По реке – туда-сюда.

15. Забодал меня котёл,  (козёл)                                      

На него я очень зол.

16. Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.  (капель)                          

17. На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок!    (кочкам)                    

18. На волке сметана, творог, молоко.  (полке)                

И рад бы поесть, да достать нелегко.

Отгадайте:

С глухим согласным – наливаюсь в поле,      (колос -

Со звонким – сам звеню я на раздолье.     голос)

С глухим – траву она срезает,                               (коса -

Со звонким – и листочки объедает.                      коза)

Ты меня, наверно знаешь:

Я в сказке Пушкина герой.                   (Елисей -

Но если л на н мне сменишь,

Сибирской стану я рекой.                       Енисей)

С б мучительной бывает,                  (боль)

С м одежду пожирает,                      (моль)

С р актёру я нужна,                           (роль)

С с для повара важна.                        (соль)

   Игра и загадки дают возможность учителю показать, что

слово – основной элемент нашей речи – состоит из звуков. Слово – это сочетание определённых звуков, данных в определённой последовательности, с ним связано известное значение. Изменив тот или иной звук, мы нарушим слово, с которым связано определённое значение.

«Кто больше»

   Ведущий произносит односложное или двухсложное слово и предлагает изменить в нём тот или иной звук, чтоб получилось новое слово (имя существительное), например: дом – том, ком, сом, лом, дым, Дон; гора – пора, нора, горе…

   Выигрывает тот, кто за определённое время наберёт больше слов.

«Кто скорее»

   Ведущий предлагает написать 5 слов, в которых больше будет звуков, чем букв, и 5 слов, в которых больше будет букв, чем звуков. Выигрывает тот, кто скорее выполнит задание.

«Задача-шутка»

 Превратить реку в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву. (Река-рука-лука-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море.)

Практическая работа

   Прочесть написанное на доске и определить, чем отличаются со звуковой стороны выделенные слова, и что можно сказать об ударении в других словах.

   Инженерный замок – одна из достопримечательностей Петербурга.

   Вчера мы купили новый дверной замок.

   Впереди виднелись горы. С горы виднее.

   Партер, километр, портфель.

   Ведущий:

    В русском языке ударение свободное, или разноместное, т.е. оно может падать на любой слог слова, на разные его морфемные элементы – приставку, корень, суффикс, окончание. Во французском  же ударным слогом является последний; пришедшие оттуда к нам слова сохраняют это ударение.

    Для большинства слов ударение строго определённо, т.е. его невозможно перенести на какой-нибудь другой слог, оно является особым признаком слова. Подвижность ударения в современном русском языке используется для различения некоторых слов по смыслу. (замок – замок), для различения грамматических форм одного и того же слова (горы – с горы).

   Ударение в русском языке важно и для правописания, так как в неударном положении звуки, обозначаемые буквами а, о, я, е, и, произносятся неясно.

   В заключение учитель отмечает важность звуковой произносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи, в правильном и более глубоком понимании содержания.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\план воспит работы\музыка и сценарии\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Школьные картинки\school089.gif

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\план воспит работы\музыка и сценарии\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Школьные картинки\school026.gif

                                                                 Автор разработки:

                                                                                   Учитель начальных классов

                                                       И.Е.Стебнева

     Учитель. В русском языке ударение свободное, или разноместное, т. е. оно может падать на любой слог слова, на разные его морфемные элементы – приставку, корень, суффикс, окончание. Во французском же языке ударным слогом является последний; пришедшие к нам слова сохраняют это ударение.

     Для большинства слов ударение строго определено, т. е. его невозможно перенести на какой-нибудь другой слог, оно является особым признаком слова.

     Прочесть написанное на доске и определить, чем отличаются со звуковой стороны выделенные слова, и что можно сказать об ударении в других словах.

    Подвижность ударения в современном русском языке используется для различения некоторых слов по смыслу (за’мок – замо’к), для различения грамматических форм одного и того же слова (го’ры – с горы’).

     Ударение в русском языке важно и для правописания, так как в неударном положении звуки, обозначаемые буквами а, о, я, е, и, произносятся неясно.

     В качестве иллюстрации смыслоразличительной роли ударения можно предложить учащимся следующие загадки.

1. Я травянистое растение

ом сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(И‘рис, ири’с)

2.  Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

(А’тлас, атла’с)

3. Мы – для пильщика подставка,

Мы – для кучера сидение.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!

(Ко’злы, козлы’)

ЗАГАДКИ – СКЛАДКИ

     Запоминанию правильного ударения в некоторых словах способствует отгадывание следующих загадок с пропуском загаданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение.

4. На бахче у нас растёт,

Как разрежешь – сок течёт;

Свеж и сладок он на вкус,

Называется …

(Арбуз)

5. Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется …

(Крапива)

6. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор,

Называюсь я …

(Фарфор)

7. Стелют на матрас меня,

Называюсь …

(Простыня)

8. Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …

(Каталог)

9. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё …

(Алфавит)


ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ    ( Игра)     

                                                             

     Ведущий готовит к игре листочки бумаги по числу играющих и записывает на каждом листочке по 8 – 10 слов из данного ниже списка (список следует пополнять словами, которые в данной местности произносят с неправильным ударением). Раздав каждому по листку, ведущий предлагает по очереди прочитать вслух свои слова. Неправильно прочитанное слово играющий обязан трижды повторить правильно. Выигрывает тот, кто правильно прочитал все слова. На случай, если выигрывает несколько, следует заготовить запасные листочки с наиболее трудными словами. Выигравшему первенство выдаётся приз.

Слова для карточек (вписываются без обозначения ударений)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Укажите, почему не рифмуются помещённые ниже двустишья.

                                      «Рожь» мы пишем с мягким знаком,

                                       с этим я давно знаком.

                                      Уродились густые хлеба,

                                      будет много душистого хлеба.

2. Как  изменится смысл предложения Берега заросли, если прибавить вначале слово у?

3. Объясните значения слов пора, пахнуть, трусить, избегать, угольный, вычитать. От чего зависят различные значения этих слов?

4. Откуда взято следующее предложение: Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны… В каких словах здесь возможны иные ударения? Как они изменят смысл этих слов? Почему невозможно другое ударение в слове натяните?

5. Слова венец (житель Вены) и венец (венок) различаются лишь ударением (ве’нец – ве’нца, ве’нцу – венцу’ и т. д.) А в какой форме эти слова различаются также и правописанием?

     Учитель предлагает учащимся поработать с орфоэпическими словарями и выписать слова, в которых окружающие часто допускают ошибки: свёкла, щаве’ль и т. п.) – работа в группах.



Предварительный просмотр:

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\воспитательная работа\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Школьные картинки\school039.gif

Внеклассное занятие по русскому языку

Почему мы так говорим?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\воспитательная работа\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Школьные картинки\school005.gif

                                            Автор разработки:

                                                           Учитель начальных классов

                                     Стебнева И.Е.

Учитель. Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и «блоков» (словосочетаний). Среди словосочетаний встречаются устойчивые. Сравните два словосочетания: водить машину, водить за нос. Чем они отличаются?

Устойчивые сочетания слов изучаются в разделе лингвистики, который называется фразеология. А сами сочетания – фразеологизмами.

Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: phrasis (выражение, оборот речи) и logos (учение).

Значит, фразеология – раздел науки о словах, изучающий устойчивые словосочетания и обороты. А знаете ли вы фразеологизмы?

Попробуем провести такой опыт: «Я буду, - говорит учитель, обращаясь к ученикам, - произносить начало словосочетания, а вы его заканчивайте. Сколько лет…(сколько зим); честь имею…(кланяться); хорошенького…(понемножку); не за страх, а…(за совесть); добро…(пожаловать); в один прекрасный…(день); не тут-то…(было); всеми правдами…(и неправдами); идти нога…(в ногу); не по дням, а…(по часам); мастер на все…(руки).

Учитель. Вот видите, какие вы догадливые, а знаете, почему все вы правильно договаривали? Да потому, что слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в этот оборот. Такие сочетания ученые называют фразеологическими оборотами речи.

А сейчас вы услышите для многих из вас новое слово – идиомы. Слово это произошло от греческого слова idios – странный, необыкновенный, и идиома значит: своеобразное выражение. К идиомам относятся такие сочетания, как комар носа не подточит; попасть впросак; выучить на зубок; работать засучив рукава; бить баклуши (бездельничать); играть в бирюльки (заниматься пустяками); дело в шляпе (хорошо); смотреть чужими глазами (не иметь своего мнения); шить на живую нитку (непрочно); водой не разольешь (дружба); молоко на губах не обсохло (неопытен); после дождика в четверг (неизвестно когда) и т.д.

Употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизма можно сказать коротко о многом. Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новых слов или заменять одни другими. Нельзя сказать вместо сесть в калошу – «сесть в детскую калошу», или вместо положить в долгий ящик – «положить в длинный ящик». Как правило, фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии, а изучить ее по-настоящему – это значит понять, что значит тот или иной фразеологизм, откуда и как он появился в нашем языке.

Практические задания

  1. Заменить выделенные слова фразеологизмами.

1) У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен!

2) Юра – главный помощник вожатого.

3) «Мир приключений» все время у ребят; переходит от одного к другому.

4) Крепостные крестьяне должны были работать без отдыха на помещика.

5) Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему.

Для справок:

1) Держи ухо востро.

2) Правая рука.

3) Из рук в руки.

4) Не покладая рук.

5) Сломя голову.

2. Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.

1) на руках носить                                         1) держать в ежовых рукавицах

2) от доски до доски (читать)                        2) с пятого на десятое

3) с открытой душой                                      3) камень за пазухой держать        

4) своим горбом жить                                    4) на чужой шее сидеть

5) лясы точить                                                   5) воды в рот набрать

6) ворон считать                                             6) держать ухо востро

7) не покладая рук (работать)                       7) сидеть сложа руки

8) в руки взять                                                8) от рук отбиться

9) во всю ивановскую (кричать)                 9) держать язык за зубами

Далее учащиеся знакомятся и работают с фразеологическими словарями.

Задания. Найти и объяснить значения фразеологизмов.  Записать предложения с данными фразеологизмами.

- как с гуся вода;

- держи карман шире;

- хоть из-под земли достань;

- красная строка;

- взять быка за рога;

- открывать Америку;

- закусить удила;

- по щучьему веленью и т.п.

(Далее учащиеся работают в группах: называют понравившиеся фразеологизмы из словаря и предлагают учащимся из других групп объяснить значение. Выигрывает та группа, у которой  наибольшее количество правильных ответов.)

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\воспитательная работа\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Школьные картинки\school067.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\воспитательная работа\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Сентябрь\1sep.png

Внеклассное занятие по русскому языку

  «Тёзки наоборот»

АНТОНИМЫ

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\воспитательная работа\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Сентябрь\UTIHKw3STP.jpg

                                            Автор разработки:

                                                           Учитель начальных классов

                                     Стебнева И.Е.

Учитель. У слов имеются как бы тезки наоборот. Это антонимы. Антоним – слово греческого языка, состоит из приставки анти  (против) и noma (имя) и значит – слово, противоположное по значению другому слову. Поскольку слово может иметь несколько значений, то у него  и несколько антонимов.    

Например, слово плотный имеет следующие значения:

1) с тесно соединенными частицами или содержащий большое количество чего-нибудь в малом объеме, пространстве (плотное население);

2) сытный (плотный завтрак). Антонимы: к первому значению – редкий (редкое население), ко второму – голодный, пустой (голодный, пустой завтрак). Или к слову крепкий в зависимости от его значений антонимы будут следующими: крепкий орех – слабый орех; крепкий замок – ненадежный замок, крепкий организм – слабый организм, крепкий мороз – легкий мороз, крепкий сон – тревожный сон.

После этого вступительного слова учителя учащиеся подбирают антонимы к словам: высокий, густой, сухой, свежий, вольный - в следующих словосочетаниях, имея в виду многозначность слова: высокий дом (низкий), высокий гость (обычный), высокий слог (простой), густой лес (редкий), густой суп (жидкий), сухой сук (свежий), сухой прием (радушный), сухой пар (влажный), свежий хлеб (черствый), свежий ветер (теплый), свежий журнал (старый).

К словам подобрать антонимы:

1)сухой, начинать, ветер, рыхлый, трудолюбивый, короткий, свет (Ответ: влажный, кончать, затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота)

 2)восточный, длинный, трудный, отдохнувший, прямой, брать, мало, острый, тот, полон (краткая форма прилагательного), зимой, друзья, будущий, близко, темный, начинать, увезти, плакать (Ответ: западный, короткий, простой, усталый, кривой, давать, много, тупой, этот, пуст, летом, враги, бывший, далеко, светлый, кончать, привезти, смеяться).

ИГРА: все участники игры становятся в кружок, а один остается в кругу и, бросая любому играющему легкий мячик, которым пользуются для игры в настольный теннис, называет слово. Получивший мяч должен быстро назвать антоним к этому слову. Не сумевший найти нужное слово уступает свое место водящему, а сам занимает его место, и игра продолжается.

C:\Users\555\Desktop\начальные классы\воспитательная работа\ФАЙЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\Картинки для оформления\Школьные картинки\school067.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое внеклассное меропрятие по СМГ

Профилактика плоскостопия....

Внеклассное меропрятие "Этот праздник со слезами на глазах"

Сценарий мероприятия для 4 класса, посвящённого Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного меропрятия игра - соревнование " Птицв - наши друзья"

Данная методическая разработка поможет в интересной и игровой форме провести мероприятие, посвящённое празднованию Дня птиц. Вигровой форме дети должны показать своё смекалку, сообразительность и начи...

Внеклассные меропрятия

Внеклассные мероприятитя по окружающему миру...

Зарничка для маленьких . Внеурочное меропрятие для учеников 3 классов

Ноябрь 2019 года  посвящён  75 – годовщине освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Этому событию мы посвятили короткосрочный проект под названием «Горячий снег...

Внеклассное меропрятие "Браво, мальчики!"

Данное  мероприятие поможет классным руководителям 1-4 классов в организациии и проведении классного огонька "Браво, мальчики!", посвящённого Дню защитника Отечества....