Внеклассные меропрятия
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Стебнева Ирина Ефимовна

Внеклассные мероприятитя по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ МАЧУЛИНСКАЯ ОШ

ВИКТОРИНА

«ВОПРОСЫ ОТ КЛЕСТА»

В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»

http://www.stihi.ru/pics/2011/12/26/6043.jpg

Автор разработки: учитель начальных классов

Стебнева И.Е.

ВОРОБЕЙ

Воробей просыпается позже всех птиц, но всегда в одно и тоже время

            часов в 5-6.

                                       Скачет-скачет воробей,http://www.stihi.ru/pics/2013/06/10/6318.jpg

                                Кличет маленьких детей:
                                    «Киньте крошек воробью –
                       Я вам песенку спою:
         Чик-Чирик!
                              Киньте просо и ячмень –
                               Буду петь вам целый день:
          «Чик-Чирик!»

снегири

Гляньте, легкой стайкой снегири

К нам зимой летят на пустыри.
Черно-белый зимний скучный свет
Красят птицы в теплый алый цвет.
Нет, совсем они не бунтари,
Выправить хотят календари!
В холод от зари и до зари
Вместо солнца светят снегири.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=47652455-44-72&n=21


Снегири птицы не только красивые, но и солидные: никуда не торопятся, не суетятся. Красногрудые самцы по-рыцарски учтивы. В каждой стае снегирей есть свой вожак. Питаются зимой ягодами рябины, семенами клена, ясеня и самых разных трав, что торчат из-под снега.

СОЙКИСойкин день


 

 Сойка — лесная птица, которая известна тем, что подражает пению других птиц. Может она воспроизводить и другие звуки — от стука топора до человеческого голоса.

28 ноября (по старому стилю) празднуют Сойкин день

 На Руси в старые времена говорили, что если в свой день сойка прилетит к окну и станет у него кричать, то это добрый знак. Мудрый человек, услышав такой сигнал, выйдет из дома и последует за птичкой. Считалось, что сойка может показать дорогу к счастью.
        Также в Сойкин день гадали на монетах. Для этого в ближайший сугроб бросали горсть монет, а затем доставали их оттуда одна за другой. Если первой попадалась самая крупная из брошенных монет, можно было рассчитывать на удачу в делах, а если самая мелкая — напротив, не нужно было ждать дохода.

Непоседливая сойка
Хитрым делом занята:
Пересмешничает бойко
Возле каждого куста.
Всем она дает уроки,
И сама за полчаса
У дрозда и у сороки
Перехватит голоса,

Петухом зальется звонко,
Фыркнет кошкой у окна,
Передразнит жеребенка -
Молодого скакуна.
Лесоруб идет с пилой -
Сойка вертится юлой:
Глаз жемчужный завела
И запела, как пила!..
Всех смешит шальная птица,
Потерявшая покой.
И народ не зря дивится
Пересмешнице такой.

СОРОКИ

http://www.dropball.ru/gallery/2605_2.jpg

   

Возле дома на дороге,

Спор затеяли сороки.
Не могли решить подруги,
Кто болтливее в округе.

http://yandex.st/lego/_/La6qi18Z8LwgnZdsAr1qy1GwCwo.gif        Орнитолог С. А. Бутурлин пишет: «Сорока обращает на себя внимание не столько пестротой своего наряда, сколько подвижностью и стрекотаньем». Действительно, если идущего по лесу человека заметят сороки, всю дорогу будут сопровождать его их крики. Поэтому неудивительно, что в переносном значении слово сорока обозначает болтливого человека. В. И. Даль записал такие пословицы, отражающие болтливость сороки: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городуЗнать сороку по язычкуСорока нам нахвосту весть принесла. Есть в русских диалктах и глагол сорочить ‘говорить попусту, болтать’.
Насчёт «болтливости» сороки люди правы. Но «болтает» она не из’ любви к этому занятию. Она очень чуткая, осторожная птица и при малейшей с её точки зрения опасности—увидит ли человека или лису, кошку или собаку —своим громким трескучим криком немедленно предупреждает об этом всех в лесу.

ОЛЯПКА

http://img.huyandex.com/FilesPics/huyandex/140/000/050.jpg          Это оляпка

 Ее довольно звучная и продолжительная песня напоминает своим болтливым характером журчание бегущего по камням горного ручейка. Поется эта песня беспрестанно: во время купанья, беготни по берегу, в промежутках между подводной охотой, во время ссор с другими оляпками — непрошеными посетителями, во время чистки и перебирания перышек и даже, наконец, в последние, предсмертные минуты жизни. Песня эта звучит в зимние, морозные дни так же весело, как и в теплые, летние — было бы лишь над певцом голубое небо.

Пищу ее составляют насекомые в разных стадиях своего развития, а также и мелкая рыбешка; в воде же, преимущественно на дне, под камнями и между ними, живет множество личинок разных насекомых, а также нет недостатка и в рыбешке. Другие насекомоядные птицы вынуждены улетать от нас на зиму на юг, в теплые страны, потому что иначе им пришлось бы умереть у нас с голоду, оляпка же, будучи одарена удивительными способностями, может спокойно проводить у нас зиму, если только к ее услугам имеется незамерзающая речка.

В округе льды, мороз, снега...
Лишь шустрый ручеёк
Решил себя пустить в бега
От стужи наутёк.
Его журчанью вторит:"Церр" -
Оляпки позывной.
И нет для птицы ближе сфер,
Ручей ей дом родной.
Нырнёт под воду, и бегом
По дну она спешит,
Где каждый камень ей знаком.
Сквозь воду свет струит.
Так ищет белогрудка корм.
Изящна, весела,
Поёт, не зная на то норм.
Ей эта жизнь мила.
Оляпку силой заточить
в неволю терпит крах.
Голодной будет птица жить
С тоскою на глазах.
Но не смолкая, песнь летит.
Забившись в уголок,
Мелодию свою твердит,
Смертельный слыша рок.

Запасы могут делать многие  птицы. Совы по осени ловят мышей, мелких птиц и десятками складывают их в дупла. Синицы и сойки прячут заготовленные семена, личинок и гусениц в трещины коры на ветвях деревьев. В большинстве случаев зимние запасы служат для птиц лишь подкормкой, а в основном питаются они найденными в лесу остатками урожая или перелетают с места на места в поисках спрятавшихся насекомых.

Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!

Всё это - на чёрный день.

Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.

И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.

 Запасы делают кедровкви и поползни. Кедровки запасают кедровые орехи (семена сосны сибирской), закапывая их в землю, а в западных регионах - желуди. Поползни собирают всё съедобное и прячут в различные щели. По литературе, жуланы запасают насекомых и мелких грызунов, накалывая их на длинные шипы растений, например, боярышника.

СВИРИСТЕЛЬ

Красивые фотографии свиристелей (12 фото)

В вышине серебром зазвенели,
Разливают волшебные трели.
На вершине заснеженной ели
Как свирели поют свиристели. 
После вьюжной вечерней метели
Тихим утром во двор прилетели,
И звенят, и звенят как капели
В позабытом далеком апреле.

ТЕТЕРЕВА

      Это тетерева.  В морозные дни при температуре ниже −20 °C птицы способны проводить под снегом  до 23 часов в сутки, выбираясь наружу лишь для кормёжки.Вот как описывает выдающийся русский орнитолог  и писатель Сергей Бутурлин ныряние тетеревов  в снег.

          «Мороз крепчает к вечеру, и ещё до заката солнца тетерева стараются найти себе теплое и укромное место для ночлега. Вот один из тетеревов-косачей начинает присматриваться, вытягивает шею и наклоняет голову, некоторое время перебирает ногами по суку, а затем сразу бросается вниз и исчезает в рыхлом снегу. Его примеру следуют и остальные птицы стаи.

http://hunterexpert.ru/wp-content/uploads/2012/10/img4c11c2e0973df-300x168.jpg

Тетерева в снегу

Тетерев чёрный живёт в лесу.
Вы видали б такую красу:
Красны брови, распушенный хвост
И фазаньи и внешность, и рост.
Ищет к вечеру он ночлег,
Камнем падает с дерева в снег.
Все сородичи тоже туда,
Не нужна им вода и еда.
Тетерева там дружно живут,
Им в туннеле тепло и уют.

пищуга

птица пищуха

Кто в листве шуршит и рыщет?

Там пищуха пищу ищет

Для пищащих малышей:

Блошек, мошек, мелких тлей.

Трещины проверив, щелки,

Шаря клювиком-серпом

Она лечит сосны, ёлки

От вредителей-жучков!

КЛЕСТЫ

http://www.stihi.ru/pics/2011/12/26/6043.jpg

 Я думаю, что это клесты.  Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “Христовыми птицами”.. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения.

 Пища клестов – семена еловых и сосновых шишек, которые содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда по 15-20 лет.


Зимой, когда птицы на юг улетели, 
Покинув привычное место своё, 
В лесу закружили снега и метели, 
В берлоги и норы залезло зверьё. 

Лишь только клесты на ветвях веселятся, 
Еловые шишки проворно лущат. 
Они семенами с лихвой наедятся - 
Любые морозы тогда победят. 

Весёлые песни они распевают 
И в лютую стужу выводят птенцов. 
Их яркие перья на солнце сияют. 
Ну кто же поймёт этих смелых клестов? 

И вниз головой на ветвях повисают, 
Ухватистым клювом за ветку держась. 
Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают, 
В мерцающем небе подолгу кружась. 

Когда всё в лесу до весны замирает, 
Лесные тропинки печально пусты, 
Под снегом холодным земля засыпает. 
Но жизнь торжествует - на ветках клесты.

ВОРОНhttp://www.classicnatureprints.com/pr.PZS%20Fauna/pzs.macrocorax.sm.jpg

 ВОрон, вОрон – воронОк
Почему ты чёрный?
С головы до самых ног
Сажей закопчённый.
Цокнул громко воронок,
Будто рассердился:
«С головы до самых ног
Чёрным я родился!»

                        Ворон считается одной из самых умных птиц. Вороны живут парами, причем партнера они выбирают раз и на всю жизнь. Ворон живет довольно долго. Продолжительность жизни ворона может достигать 70 лет. Когда самец вырастает до определенного зрелого возраста, то он начинает присматриваться к самкам. Созданные пары не объединяются в большие стаи. Пара воронов живет отдельно. У воронов отмечена не только привязанность к своим партнерам, но и к созданному гнезду.

СОВЫ

http://100facts.ru/wp-content/uploads/2013/02/Owl.jpg

        

        Это совы.. А в Китае сова олицетворяла зло, жестокость, преступление и ужас Она являлась антиподом Феникса. Одна из легенд гласит, что молодые особи научатся летать исключительно после того, как повыцарапывают глаза своим родителям. 

Её не встретишь днём воочию.
Охотится лишь только ночью.
Когда вокруг темным-темно
Найдёт добычу всё равно.
Для грызунов она – гроза.
Большие, жёлтые глаза,
Летит практически бесшумно,
Её считают сильной, умной,
Как на шарнирах голова.
Она – ушастая сова.

ДЯТЛЫhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=142250378-16-72&n=21

Березы "кольцуют" дятлы - они тоже любят березовый сок 
дятел делает себе... питьевое колечко. Дырочка к дырочке, дырочка к дырочке — колечком вокруг березового ствола. Из дырочек сочится сок, дятел этот сок пьет. Как минеральную воду. Вкусно, удобно, полезно. И привычно: не надо по земле ковылять. 
. Почему дырочки не кое-как, а всегда рядком и колечком? 
Дятел прилепился к березе и тюкнул носом. Из дырочки выступила капелька сока, и дятел ее слизнул. Мало! Тюкнул еще и опять слизнул. И двух капель мало — еще две дырки пробил. Вот теперь промочил горлышко, можно снова погоняться и покричать. 
Дятел улетел, а на березе рядком четыре дырочки — четверть колечка! 
Через полчаса снова вспомнил про дырочки, прицепился напиться, а дырочки-то заплыли! Только на самой последней набухла капелька, да разве одной напьешься? Пробил рядом еще пяток, слизнул сок и — снова барабанить или дупло долбить. А на березке уже полукольцо... 
Вот так и получаются на березах кольца — дятловые поилки. И ничего другого и получиться не может. Такой уж у него способ работы.  Дырочка к дырочке, колечко к колечку.

Дятлу есть в лесу работа: 
Заглушая птичий свист, 
Он выстукивает что-то, 
Как лихой телеграфист. 
Ставит точки и тире 
На березовой коре.

Голуби

http://file.mobilmusic.ru/45/40/7c/860116-240.jpg

Как Ангелы, но только лишь Земные…
Творенье несусветной красоты…
Души моей частички дорогие…
Красивы словно майские цветы…

У них достоинств несомненно много…
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать…
Ведь голубь есть творение от Бога…
Господь вложил в них свет и благодать.

Некоторые памятники птицам

http://100facts.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8E-%D0%B2-%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5.jpg

В Петербурге

http://100facts.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8F%D0%BC-%D0%B2-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5.jpg

В Москве

http://100facts.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8C-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg

http://100facts.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%83-%D0%B2-%D0%91%D1%80%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5.jpg

Голубю-солдату в Брюсселе

http://100facts.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8E-%D0%B2-%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B5.jpg

В Пемзе

 Воробьи вдруг среди зимы начинают активно собирать пух и перья – через несколько  дней ударят морозы.

Вороны зимой собираются стаей, кричат, каркают – жди снега или мороза.

Вороны или галки зимой вьются в воздухе – перед снегом.

Вороны садятся на снег – к оттепели, на вершины деревьев – к морозу.

Синичка с утра кричит – к морозу.

Тетерева за несколько часов до бурана прячутся в снег.

Сорока под крышу лезет – к вьюге.

Дятел долбит дерево, начиная снизу и идет кверху, сдирая всю кору – это предвещает суровую зиму и глубокие снега.

Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу.

Раннее пение петуха в морозы – к оттепели.



Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

«Сохраним нашу Землю!»

(проблемы загрязнения окружающей среды и её защиты)

Красивые фотографии свиристелей (12 фото)

Автор разработки: учитель начальных классов

Стебнева И.Е.

Направление: экологическое воспитание младших школьников.

Участники: ученики 1,3 классов.

Цель:  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой.

Задачи:

- показать красоту и разнообразие природы; раскрывать ценность природы для людей;

- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- формировать правильные модели поведения в природе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Аннотация:

Мероприятие  поднимает  проблемы загрязнения окружающей среды и её защиты.

За неделю до мероприятия обучающиеся готовятся. Подбирают загадки, рисуют плакаты на тему, изготавливают экологические знаки, ищут ответы на вопросы по экологической проблеме, разучивают стихи, танцы, песни.

Ход мероприятия

Звуки природы

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Посмотри, как он хорош,

Дом, в котором ты живешь!

Край, который с детства дорого,

Родиной зовется.

Посмотри, как он хорош,

Край, в котором ты живешь!

Ведущий. Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Добрый день! Сегодня у нас праздник – день нашей Матушки Земли. На этот праздник пришли ребята и взрослые, гости и участники, и мы рады приветствовать всех вас!

Что же это за праздник – День Земли? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете.

Слайды о природе.

Ведущий. Все это наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие моря. А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные…

И нашей планете, нашей стране грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он ни выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь!

Ученик 2. Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.

Ученик 3 . Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

Ученик 4.  Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает землю огромным слоем мусора.

Ученик 5.  Люди! Опомнитесь! Нашей планете, нашему поселку грозит страшная беда.

(дети читают стихи)

1.Смотрю на глобус- шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
2.В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.                 
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
3.Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
4.Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги» .
5.Смотрю на глобус -шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас,сберегу…»
                               

     (Е. Шкваловский)

Ведущий. Наш праздник – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашей деревни, заботиться о природе родного Смоленскоо края.

Песня «Нам мир завещано беречь» (слова Пляцковского М., музыка Чичкова Ю.)

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

Нам этот мир завещано беречь

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту.

И Землю удивительную эту.

Должны беречь мы добрый этот Мир

Сверкающий на солнечном рассвете

Над нами ветер крылья распрямил

За будущее мира мы в ответе!

Должны беречь мы добрый этот Мир

Над нами ветер крылья распрямил

Над нами ветер крылья распрямил

За будущее мира мы в ответе

За будущее мира мы в ответе

Вовек не станет пеплом и золой

Всё то, что красотой земной зовётся

Пусть будет мирным небо над землёй,

Пусть вечно детство звонкое смеётся!

Пусть будет мирным небо над землёй,

Пусть будет мирным небо над землёй,

Пусть будет мирным небо над землёй,

Пусть вечно детство звонкое смеётся!

И детство звонкое смеётся!

Ведущий. Когда-то известный французский писатель А. де Сент-Экзюпери призвал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

Ученик 6. Я так относился к деревьям,
 Как будто умней их, главней.
 Ко мне относились деревья,
 Как будто нет друга верней.
(О. Дмитриев)

Ученик  7. Знаете ли вы что…Наилучшим очистителем воздуха является каштан.

Ученик 8. По веткам ели можно предсказывать погоду. (Перед дождём она опускает свои ветки и поднимает вверх при ясной погоде). Почему?

Ученик 6.  Лес в 7 раз уменьшает скорость ветра.

Ученик 7.  Задерживает потоки воды.

Ученик 8. Закрепляет пески.

Ученик 6. Очищает воздух от пыли.

Ученик 7. Испаряет влагу, делает воздух влажным, несколько увеличивает количество осадков.

Ведущий. Лес является домом для многих видов животных. Одни приносят лесу пользу, другие вред. Например, дубу вредят -1400 видов насекомых. Живое дерево противодействует всякому вторжению в его ткани и располагает для этого средством самозащиты: выделяет смолы, соки, фитонциды. Так же в борьбе с насекомыми помогает много многочисленная армия птиц населяющих лес.

 

Ведущий:. Народная мудрость гласит:

(на экране появляются пословицы)

  • Не высок лесок, а от ветра защита.
  • Возле леса жить голоду не видеть.
  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
  • Растение - берегам спасение.

Ведущий. Знаете ли вы, что за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. Лесов на земле становится все меньше и меньше, значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель.

Ведущий. Наш деревня прекрасна. Нас окружает удивительная природа: летом мы можем отдыхать на речке, озере, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Давайте закроем глазки и представим себя на лесной полянке.

(Звучат голоса птиц).

Светит солнце, раздаются голоса птиц, стрекочут  кузнечики, жужжат пчелы и шмели. Вся поляна в цветах. Вы вдыхаете их аромат. Какие вы видите цветы?

(появляется изображение цветов)

Ведущий. А теперь откройте глазки и посмотрите на нашу лесную полянку. Назовите растения, которые вы узнали.

Ведущий. Дети, а кто из вас знает загадки про цветы?

Ученик.  Белые горошки
              На зелёной ножке.
(Ландыш) 

Ученик. Над лугом парашютики
             Качаются на прутике. (О
дуванчик)

Ученик. Колосится в поле рожь.
             Там, во ржи, цветок найдёшь.
             Ярко-синий и пушистый,
             Только жаль, что не душистый.
(Василек)

Ученик. Стоят в лугах сестрички —
             Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашки) 

Ученик. Эх, звоночки, синий цвет,
             С язычком, а звону нет. (
Колокольчики)

Ученик. Я шариком пушистым
             Белею в поле чистом,
             А дунул ветерок —
             Остался стебелёк. (О
дуванчик)

Ученик.   Пробивается росток,
               Удивительный цветок.
               Из-под снега вырастает,
               Солнце глянет — расцветает.  (
Подснежник)

Ведущий. Ребята, а как надо вести себя на природе? (Ответы детей.)

Ведущий. Самое главное – не шуметь, чтобы не спугнуть жителей леса и не помешать их спокойной жизни. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
(игра «Если я приду в лесок».)

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Ведущий. Молодцы!     Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. К этому празднику многие из вас готовили такие знаки. А все ли знают, что они обозначают. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?     (Последние два знака про цветы и бабочки)

Ведущий. Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный вежливый человек, и научите этому своих друзей. А мы давайте попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать ошибок.

Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.

Ведущий. Будем надеться, что природа нас простит. Давайте посмотрим танец «Цветы и бабочки».

Танец «Цветы и бабочки».

Ученик 10.   Не разоряйте птичьего гнезда -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
(К. Кулиев)

Ведущий. Не пугай птиц, не разоряй их гнезда, не уноси с собой птенцов. Птицы уничтожают вредных насекомых. В период выращивания птенцов родители воробья приносят им за день 400-500 всевозможных насекомых. Одна синица с рассвета до темноты осматривает 2 тысячи веток, а за год уничтожает до 6 млн. личинок. Ребята, а кто из вас знает загадки про птиц?

Ученик 11. Кто в лесу деревья лечит,

                  Не жалея головы?

                  Тяжела его работа –

                  Целый день долбить стволы.   (Дятел)

Ученик 12. Бела, как снег,
черна, как жук,
поёт, как бес,
Любит  лес.
 (Сорока)

Ученик 13.  По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех… (грач).

Ученик 13. В каждом городском дворе

                   Есть на радость детворе –

                   Птичка, ты ее не бей!

                   Это птичка … (Воробей)

Ученик 14. На шесте дворец, во дворце певец.

                   Кто это? (Скворец) 

Ученик 15. В воде искупался,

                   А сух остался. (Гусь)

Ученик 16. Без рук, без топорёнка
                  построена избёнка.
(Гнездо)

(Звучит мелодия песни “В гостях у сказки”)

В зал входят Баба-Яга и Леший.

Ведущий.  Кто вы? Откуда путь держите?

Б.Я.:  Где это мы? Никак заблудились!

Л.: Ой и правда! Куда забрели? (оглядываются по сторонам) А хвастала, что все приметы в лесу знаешь!

Б. Я. Посмотрим мы, кто лучше знает народные приметы.

Л. Я!

Б. Я. Нет! Я!

Л. Я!

Б.Я. Нет! Я!

Ведущий. А к нам как вы попали?

Б.Я. Да услышала наши споры Мудрая Сова и сказала: “Ступайте на праздник в Мачулинскую школу, там во всём и разберётесь», - А мы куда попали?

Ведущий. Вы не ошиблись! Наши дети - настоящие знатоки и любители природы. Они вам помогут разобраться в вашем споре.

Задают вопросы:

Б.Я. Зимой воробьи притихли, нахохлились, что это значит? (Будет снег без ветра)

Леший. Как петух может подсказать нам, что будет мороз? (Если стоит на одной ноге)

Б.Я.  Назовите сказки, где главные герои – животные и птицы.

Б.Я. и Л. (показывают корзинки с лесными дарами) Это мы в лесу нашли. Вы уж сами разберитесь, что кому пригодится. (Высыпают из корзины грибы, желуди, шишки, мусор) 

Ведущий. Надо разобрать дары леса: в одну корзину положить то, что едят птицы, в другую корзину – звери, мусор положить в ведро. (Шишки – птицам, желуди, грибы – зверям)

Ведущий. Посмотрите, гости, справились ли ребята с вашим заданием. (Б.Я., Л.)

Б.Я. и Л. Справились. Молодцы!

Б.Я.  А теперь вам предлагаю следующее задание: “Выбери правильный ответ”

Л. Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

  1. Для красоты; 2) для очищения воздуха; 3) чтобы селились птицы и животные.

Б.Я.  На вырубке раньше всех вырастает?

            1) берёза; 2) клён; 3) сосна.

Л. Все знают чем опасен автомобиль. Какое из деревьев лучше поглощает выхлопные газы и выделяет кислород?

             1) берёза; 2) тополь; 3) сирень.

Б.Я.  Овраги портят землю. Как уменьшить вред наносимый ими?

1) засыпать из землёй; 2) насадить на склонах деревья; 3) превратить их в свалки.

Л. По присутствии какого животного можно определить чистоту водоёмов, озёр и рек?

1) уж; 2) рак; 3) кальмар; 4) лягушка.

Б.Я.  Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились!

Ведущий. Гости дорогие, проходите в зал. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных. Ребята, а какой водоемы нашего Смоленского края знаете? (Дети отвечают)

Ведущий.    За лето на озере побывало много отдыхающих и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому озеру, надо очень быстро очистить водоем.

Ведущий.  Прежде чем выкинуть мусор, хорошо подумайте, какой вред мы наносим земле, делая это. Знаете ли вы, что для полного разложения бумаги нужно более 2-х лет; консервной банки – более 90 лет; полиэтиленовому пакету – 200 лет, стеклу – 1 000 лет.    

Ученик.  Берегите эти земли, эти воды

               Даже малую былиночку любя.

               Берегите всех зверей внутри природы,

               Убивайте лишь зверей внутри себя!      

Ученик. Я сорвал цветок -  и он увял,

              Я поймал мотылька – и он умер

             У меня на ладони.

             И тогда я понял, что прикоснуться

             К красоте можно только сердцем.    

Ведущий.  Наша планета огромна. И за целую жизнь человек не может обойти ее всю, от края до края. Но свой край, в котором родился, должен знать человек. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир.     

Ученик 17.   Люблю мой край…

                     Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река.

А осень золотом одета.

Плывут клочками облака.

Лыжнёю манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит…

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти! (А. Коблова)

Ведущий.  Наша планета Земля очень щедра и богата.

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

Песня «Большой хоровод»  (слова Жигалкиной Е., музыка Хайта А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое внеклассное меропрятие по СМГ

Профилактика плоскостопия....

Внеклассное меропрятие "Этот праздник со слезами на глазах"

Сценарий мероприятия для 4 класса, посвящённого Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного меропрятия игра - соревнование " Птицв - наши друзья"

Данная методическая разработка поможет в интересной и игровой форме провести мероприятие, посвящённое празднованию Дня птиц. Вигровой форме дети должны показать своё смекалку, сообразительность и начи...

Внеклассные меропрятия

Внеклассные мероприятия по русскому языку...

Зарничка для маленьких . Внеурочное меропрятие для учеников 3 классов

Ноябрь 2019 года  посвящён  75 – годовщине освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Этому событию мы посвятили короткосрочный проект под названием «Горячий снег...

Внеклассное меропрятие "Браво, мальчики!"

Данное  мероприятие поможет классным руководителям 1-4 классов в организациии и проведении классного огонька "Браво, мальчики!", посвящённого Дню защитника Отечества....