Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

 

Эта тема изучается в 4 классе по окружающему миру. Многолетний опыт показывает, что изучение многообразия особенностей природных зон земли не может ограничиваться рамками учебника и рассказом учителя. Современный ребёнок имеет доступ к различным   источникам, которые могут предоставлять в его распоряжение материал на любую тему. Самое важное и интересное  ребята выберут и возьмут с собой .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog._karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Зона лесов

Класс: 4

Форма проведения: урок

Цели и задачи : Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, формировать умение работать в паре, в группе.

Воспитывать бережное отношение к растениям, животным

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знания

- отгадывание загадок

3.Формирование  новых знаний, умений, навыков

4.Закрепление и проверка изученного

- тестирование

Технические средства

-компьютер(голоса птиц)

Дидактические материалы

-тесты

Методическая литература

Интернет-ресурсы

- рисунки по теме

Технологическая карта изучения темы «Зона лесов».

Тема

Зона лесов

Цель темы

Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, формировать умение работать в паре, в группе.

Воспитывать бережное отношение к растениям, животным

Планируемый результат

Знать о зонах

Усвоить, что у разных зон есть общие части (животные. растения).

Научиться находить, показывать и называть зоны по карте

Основные понятия

Понятия: -зона, тайга, смешанный лес, широколиственный лес

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  А. А. Плешаков « Мир вокруг нас»

Тема: «Природные зоны»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса« Мир вокруг нас»

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный момент.

Делай с нами, делай как мы

Делай лучше нас

Руки вперед, вверх, в стороны, вниз

Руки перед грудью

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап.  Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие жизни растений и животных

ПР: Знать о лесной зоне

Работать с информацией, представленной в форме

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Правила поведения в лесу

Организовать фронтальную работу по отгадыванию загадок,

показать учащимся многообразие растений и животных лесной зоны , включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Слушание музыки (голоса птиц )

II этап. Актуализация знаний.

Отгадывание загадок о диких животных и растений

1.Словно ёлка,

Весь в иголках.(ёжик)

 2 .А  кто в дупле

Живёт в тепле?(Белка)

3.Зимой спит,

Летом  - ульи ворошит .( Медведь)

4.На гору бегом,

А с горы кувырком (заяц)

5.Кто зимой холодной

Ходит злой , голодный? Волк )

6.На зеленом шнурочке

Белые звоночки (ландыши)

7.Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.( колокольчики)

8.Зимой и летом

Одним цветом (ель)

9. Разбежались  по опушке

В белых платьицах подружки. (береза)

10 .Весной одевается

Осенью раздевается (лес)

II этап. Актуализация знаний.

Какую роль играют дикие животные в жизни людей?

-Какую роль играют растения в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Лес  – зелёный дом  земли.  Растения выделяют кислород, который так нам необходим. Растения одевают человека. Лесные растения  кормят человека – грибы, ягоды, плоды рябины, калины …Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо, многие  растения используют в медицине.

 

Познавательные УУД

Познавательные УУД

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с растениями и животными лесной зоны

ПР: Усвоить, что у разных зон есть общие черты

(растения, животные

Участвовать в исследовательс-кой  работе  по изучению животных  и растений.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать  исследовательс-кую работу по изучению животных и растений.

Организовать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

III этап. Изучение нового материала.

-Ребята, вы изучили  ёщё одну  природную зону. Природные зоны  очень разные! А есть ли у них что-нибудь общее?

Учитель открывает запись темы и карту природных зон на доске.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.

Учитель демонстрирует несколько растений   и животных предлагает охарактеризовать их.(растения, животные)

III этап. Изучение нового материала.

Практическая работа в группах: поиск  разных зон по карте. Каждая группа получает рисунки растений и  животных, карточку с заданием.

Карточка с заданием.

1.Как называется растение?

2. В какой природной зоне растёт? Найдите и покажите.

3. Как можно использовать в жизни человека? Доказать.

1.Как называется дикое животное?

2. В какой природной зоне  живёт? Найдите и покажите.

3.Какую пользу можно получить от него? Доказать.

По окончании работы группы отчитываются  о проведённом исследовании.

Делается вывод: « Все растения и животные нужны человеку"

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – Научиться находить, показывать и называть природные зоны.

ПР: уметь находить, называть показывать природные зоны.

 

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу  по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного  .

 1.Самостоятельная работа в паре с рисунками в верхней части на  с. 18

- Найти  животные и растения и соединить их линиями.

2. Работа по учебнику стр.87

- Ребята, что нарисовано в странице 89?

(волк, лиса, заяц, белка).

- Как это всё назвать одним словом ? (дикие животные).

IV этап. Закрепление изученного .

Работа в рабочей тетради с.18 (самостоятельная работа)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Контролирующее задание

2. Тест  « Природная зона лесов»

Самостоятельная работа.

1.Природная зона лесов состоит из…

А) пяти частей;

Б) трех  частей

В) двух частей

2.Самую большую территорию занимают…

А) смешанные леса

Б) широколиственные леса

В) хвойные

3.Природные зоны России расположены так :

А) тундра, арктическая зона, зона лесов;

Б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

В) арктическая зона, тундра, зона лесов;

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?                                                      - Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять природные зоны? (Практическая работа)

- Перечислите ещё раз  изученные  природные зоны .

Во время экскурсии и походов   понаблюдайте, как растения и животные приспособляются к временам года.  Сделайте  сравнение между природных зон. Человек также тесно связан с животными и растениями.

Методическая литература:

1.Краткая географическая энциклопедия А.А.Григорьев

2.1000 загадок Н. В. Елкина

3.Учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А.

4.Карта природных зон России

5.Методическая разработка по окружающему миру

Дидактические материалы- карточки

2. Тест  « Природная зона лесов»                                                                  4.В тайге растут:

                                                                                 а)пихты, сосны, ели;

         1.Природная зона лесов состоит из                                                             б)дубы, сосны, ели;

         А) пяти частей;

         Б) трех  частей                                                                                                 в)берёзы, липы, лиственницы;

В) двух частей

2.Самую большую территорию занимают…                                    5.Лесным исполином называют..

А) смешанные леса

Б) широколиственные леса                                                                  а)оленя;

В) хвойные                                                                                                б)лося;

3.Природные зоны России расположены так :                                  в)медведя

А) тундра, арктическая зона, зона лесов;                                         6.Охрана лесов – это:

Б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

В) арктическая зона, тундра, зона лесов;                                       а)обязанность государства;

                                                                                                                 б)долг каждого

                                                                                                           в)забота самих обитателей леса      




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...