Рабочая программа УМК "Перспектива", Окружающий мир, 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа УМК "Перспектива", Окружающий мир, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzh_mir_persp_2.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад

 

                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                     Директор МБОУ СОШ №11

                                                                                                                                             _______________

                                                                                                                                      «____» августа 2017г.

                                                                                                                                                  приказ №____ от "___" августа 2017г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по окружающему миру

для 2 «Г» класса

базовый уровень

2017 - 2018 учебный год

  

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру для 2 класса А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой  «Окружающий мир», Москва, «Просвещение» 2014г.; УМК «Перспектива».

Разработчик программы: Ермакова Елена Вячеславовна,  учитель начальных классов I квалификационной категории

2017г.

Предметные  результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся научатся:

  • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
  • влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
  • группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
  • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
  • сравнивать характерные для животных способы питания;
  • характеризовать роль грибов в жизни человека;
  • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • учиться работать со справочной литературой
  • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
  • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
  • рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  • принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
  • называть своих ближайших родственников;
  • знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  • называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
  • иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  • знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  • знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  • называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  • узнать правила безопасного поведения в природе.

Содержание курса

Данная программа рассчитана на 68 ч, 2 часа в неделю.

Авторская программа используется без изменений.

Тема

Количество часов по программе

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

Вселенная, время, календарь.

16

Мы – союз народов России. Россия на глобусе и карте. Традиционные религии народов России. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. Мы – жители Вселенной. Вселенная. Наша планета Земля. Небесные, или космические тела. Время. Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Сутки и неделя. Сутки и неделя как единицы измерения времени. Времена года. Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Погода. Составление погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Календарь – хранитель времени, стаж памяти. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочнения духовно-нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Народный календарь. Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой  и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Устройство старинных и современный календарей. Экологический календарь. Что такое экология. Экологический календарь – проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря.

Практическая работа с термометром.

Практическая работа в группе: работа с компасом.

Осень.

19

Осенние месяцы. Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Осень в неживой природе. Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звездное небо осенью. Красота и таинственность звездного неба. Трава у нашего дома. Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник; их особенности, значение для человека. Деревья и кустарники осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Грибы. Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Шестиногие и восьминогие. Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Птичьи секреты. Перелетные и зимующие птицы. Осенние изменения вы жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.  Невидимые нити в осеннем лесу. Невидимые нити – связи  в окружающем мире. Будь здоров. Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Охрана природы осенью. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России.  

Практическая работа: изготовление кормушек и подкормка птиц

Зима.

16

Зимние месяцы. Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима -  время науки и сказок. Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.  Зима в неживой природе. Зимние явления в неживой природе. Звездное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения. Зимняя жизнь птиц и зверей. Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Будь здоров.  Правила здорового жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Охрана природы зимой. Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Практическая работа: первая медицинская помощь.

Весна и лето.

18

Весенние месяцы. Старинные и современные названия весенних месяцев. Весна в неживой природе. Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. Весна – утро года. Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. Звездное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Какие растения называют раннецветущими. Чудесные цветники весной. Растения цветников, клумб, цветущих весной. Весна в мире насекомых. Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Невидимые нити в весеннем лесу. Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Весенней труд. Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений  в саду и огороде, уход за домашними животными). Старинные весенние праздники. «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов. Будь здоров. Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Школа здоровья. Охрана природы весной. Правила охраны природы весной. По страницам Красной книги России. Лето красное. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Летние праздники и труд. Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России.

                                                 

                                                                            Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата план.

Дата фактич.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Учебно-лабораторное оборудование

Вселенная, время, календарь. 16ч

1

05.09

05/09

Мы – союз народов России.

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное  культуре народов, к которым принадлежат одноклассники.

Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

CD-диск

2

07.09

08/09

Мы – жители Вселенной.

Определять по моделям и рисунку форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве.

Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку.

Узнавать небесные тела по описанию.

CD-диск

3

12.09

12/09

Наш «космический корабль» - Земля.

По своим представлениям рисовать Землю. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу.

Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку. Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

CD-диск

4

14.09

15/09

Наш «космический корабль» - Земля.

CD-диск

5

19.09

19/09

Время.

По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять примеры времени.

Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать свое решение. По фотография в учебнике определять временные хар-ки изображенных событий.

Располагать единицы измерения  времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

CD-диск

6

21.09

22/09

Сутки и неделя.

По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь». Придумывать сказочные объяснения смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком.

Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресении. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.

CD-диск

7

26.09

26/09

Месяц и год.

Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации.

Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяц.

Придумывать сказочные объяснения изменения облика Луны, иллюстрировать его. Отгадывать народные загадки о Луне. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года. Освоить старинный способ определения кол-ва дней в месяце. Наблюдать изменения облика Луны, фиксировать результаты  в виде рисунков.

CD-диск

8

28.09

29/09

Времена года.

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг) месяцы, предлагать для каждого времени год рисунки-символы.

Устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времен года, моделировать их.

Придумывать сказочное объяснение смены времен года, иллюстрировать их. Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных.

Рассказывать о сезонных явлениях по рисункам. Наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять специфические сезонные явления.

CD-диск

9

03.10

03/10

Погода (практическая работа с термометром).

Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике.

Рассказывать о явлениях погоды. Практическая работа: изучить  устройство термометра, сравнить  виды термометров, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерения.  

Объяснять  назначение метеорологических приборов, осуществлять самоконтроль. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

CD-диск

10

05.10

06/10

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

Сравнить календари разных типов.

Обсуждать правила пользования ими.

Сравнивать даты начала года в календарях разных религий.

CD-диск

11

10.10

10/10

Красные дни календаря.

CD-диск

12

12.10

13/10

Народный календарь.

Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущением разных чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Отражать наблюдения в календаре. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

CD-диск

13

17.10

17/10

Экологический календарь.

Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать  по рисунку о природе – нашем зеленом доме.

Выражать свое отношение к природе в собственном рисунке. Выписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате. (работа в паре).

Организовывать праздники, посвященные экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, организованных в школе.

CD-диск

14

19.10

20/10

Осенняя прогулка.

Составлять схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Сочинять устный рассказ по картине.

Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни народов России.

CD-диск

15

24.10

24/10

Проверочная работа.

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

CD-диск

16

26.10

27/10

ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

Формулировать правила поведения при чрезвычайных ситуациях.

CD-диск

Осень. 19ч

17

07.11

Осенние месяцы.

Составлять схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Сочинять устный рассказ по картине.

Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни народов России.

CD-диск

18

09.11

Осень в неживой природе.

По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе.

Извлекать информацию из текста об осенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради. Сравнивать  иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их,  делать выводы.

CD-диск

19

14.11

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Соотносить текст и иллюстрации в учебнике,  выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Обсуждать в паре сходство и различие осенних праздников.

Рассказывать об особенностях праздников. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников, как выражение благодарности природе.

CD-диск

20

16.11

Звездное небо осенью.

На основе наблюдений рассказывать  о впечатлениях от созерцания звездного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.

Анализировать схемы созвездий, соотносить схемы созвездий со старинными рисунками. Достраивать схемы созвездий. Наблюдать звездное небо, фиксировать результаты наблюдений.

Использовать дополнительную литературу для написания рассказа об одном из созвездий.

CD-диск

21

21.11

Трава у нашего дома.

Рассказывать о состоянии травянистых растений осенью.

Описывать внешний вид наиболее распространенных травянистых растений. Узнавать изученные растения, определять с помощью атласа-определителя. Составлять собственный рассказ о растении.

CD-диск

22

23.11

Старинная женская работа.

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскуты тканей из различных природных материалов.

Определять особенности натуральных тканей (лен).

Сравнивать и отмечать общее и различие в сезонной женской работе разных народов.

CD-диск

23

28.11

Деревья и кустарники осенью.

Сравнивать  осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Узнавать изученные кустарники и деревья по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных деревьев осенью. Узнавать изученные хвойные растения.

Определять деревья и кустарники по плодам; в природе. Наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результат.

CD-диск

24

30.11

Чудесные цветники осенью.

Знакомиться с растениями цветника. Определять растения цветника, узнавать изученные растения.

Различать реальные свойства  растений и отражение их в культуре разных народов. Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Сочинять сказочные истории из жизни цветника. Составлять рассказ о растении цветника.

CD-диск

25

05.12

Грибы.

Сравнивать грибы по внешнему виду. Узнавать и рассказывать о строении гриба, рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку.

Устанавливать связи грибов с растениями и животными.

Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам, приводить примеры. Обосновывать необходимость  бережливого отношения к грибам.

CD-диск

26

07.12

Шестиногие и восьминогие.

Отвечать на вопросы о насекомых и пауках. Рассказывать о многообразии насекомых.

Узнавать изученных насекомых. Прослеживать по рисункам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращения.

Приводить примеры насекомых различных групп. Использовать дополнительную литературу для написания рассказа об одном из насекомых. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне».

CD-диск

27

12.12

Птичьи секреты.

Отвечать на вопросы о птицах. Выяснить какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим.

Узнавать изученных птиц, классифицировать их (перелетные и зимующие). Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них. Работать со взрослыми: наблюдать  за птицами, фиксировать результаты.

CD-диск

28

14.12

Как разные животные готовятся к зиме.

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.

Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Узнавать изученных животных. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне».

CD-диск

29

19.12

Невидимые нити в осеннем лесу.

Извлекать  из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы.

Рассказывать о невидимых нитях по схемам.

Моделировать связи в осеннем лесу. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне».

CD-диск

30

21.12

Осенний труд.

Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней природы, выявлять общее и различное.

Конструировать и контролировать свое поведение в ходе совместной работы (изготовление куклы).

CD-диск

31

26.12

Будь здоров!

Формулировать правила здорового образа жизни осенью.

Объяснять правила народных игр.

Контролировать свое поведение по отношению к сверстниками соответствии с правилами игры.

CD-диск

32

28.12

ОБЖ. Ориентиры местности.

Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

Использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из представителей Красной книги.

Работать со взрослыми: изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке.

CD-диск

33

16.01

Охрана природы осенью.

CD-диск

34

18.01

Проверочная работа.

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

CD-диск

Зима. 16ч

35

23.01

Зимние месяцы.

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Сочинять устный рассказ по картине.

Подобрать народные приметы и прогнозировать изменение природы. Наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето.

CD-диск

36

25.01

Зима – время науки и сказок.

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение.

CD-диск

37

30.01

Зима в неживой природе.

По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Извлекать информацию из текста о зимних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради. Высказывать свое отношение к красоте зимней природы.

Рассказывать о зимних видах отдыха детей, устанавливать между ними и зимними изменениями в неживой природе. Работа со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их,  делать выводы.

CD-диск

38

01.02

Звездное небо зимой.

Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия.

Сравнивать схемы Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.

Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион. Работ со взрослыми: наблюдать звездное небо ,применять способы поиска звезд и созвездий.

CD-диск

39

06.02

ОБЖ. Если ты потерялся.

Формулировать правила поведения в случае потери.

CD-диск

40

08.02

Зима в мире растений.

Рассказывать о состоянии растений зимой. Извлекать из текста информацию о признаках. По которым можно узнать растения зимой. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам.

Определять растения, зимующие под снегом.

Устанавливать связи изученных растений с животными. Работа со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде.

CD-диск

41

13.02

Зимние праздники.

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота.

Различать общее и различное в зимних праздниках. Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

CD-диск

42

15.02

Растения в домашней аптечке.

Отвечать на вопросы о лекарственных растениях.

Узнавать распространенные лекарственные растения, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения.

Практическая работа в группах рассматривать лекарственные  растения и изготовленное из них сырьё, заполнить таблицу.

Работая в парах, распознавать лекарственные растения по сырью, осуществлять самопроверку, извлекать  из текста информацию о целебных свойствах растений. Работа со взрослыми: знакомиться  с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать  их названия.

CD-диск

43

20.02

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Работая в паре, извлекать  информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц. Узнавать зимующих птиц по клювам (работа в паре).

Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птиц.

Обсуждать  причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им. Готовить сообщения о особенностях зимней жизни зверей.

Узнавать зверей по описанию. Работа со взрослыми: наблюдать за птицами в городе, определять их, продолжать подкармливать, написать рассказ, проиллюстрировать его.

CD-диск

44

22.02

Невидимые нити в зимнем лесу.

Извлекать  из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы, прослеживать по схеме связи между елью и другими животными.

Рассказывать о невидимых нитях по схемам.

Моделировать связи в зимнем лесу. Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса.

CD-диск

45

27.02

В феврале зима с весной встречается впервой.

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы, инсценировать обход дворов на Масленицу.

Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края.

CD-диск

46

01.03

Зимний труд.

Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе.

Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой.

CD-диск

47

06.03

Охрана природы зимой.

Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

Использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из представителей Красной книги. Работать со взрослыми: изготовить кормушку и подкармливать птиц, наблюдать за ними у кормушки. Проектное задание: составить фоторассказ о зимней прогулке.

CD-диск

48

13.03

Будь здоров!

Формулировать правила здорового образа жизни зимой.

Объяснять правила народных игр.

Контролировать свое поведение по отношению к сверстниками соответствии с правилами игры.

CD-диск

49

15.03

ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры.

CD-диск

50

20.03

ОБЖ. Уроки Айболита. Первая медицинская помощь. Перевязываем рану. Как передаются болезни?

Формулировать правила здорового образа жизни зимой.

CD-диск

Весна и лето. 18ч

51

22.03

Весенние месяцы.

Сопоставлять старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Сочинять устный рассказ по картине.

Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия.

CD-диск

52

05.04

Весна в неживой природе.

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Извлекать информацию из текста о весенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений в рабочей тетради.

Рассказывать по  иллюстрациям  о признаках весны в городе и в селе. Устанавливать между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе.

Работа со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их,  делать выводы.

CD-диск

53

10.04

Весна – утро года.

Знакомиться  с народными традициями встречи весны, инсценировать праздничные ритуалы. Изготавливать игрушку в виде весенней птички, украшать  ими дерево (работа в паре).

Участвовать в весеннем празднике по старинному календарю.

CD-диск

54

12.04

Звездное небо весной.

Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большой Медведицы в разное время, выявлять различия.

Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Работая в паре, анализировать схему созвездия Лев.

с помощь атласа другие созвездия. Работ со взрослыми: наблюдать звездное небо ,применять способы поиска звезд и созвездий. Придумать сказку о созвездиях весеннего неба.

CD-диск

55

17.04

ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.

Формулировать ПДД. Объяснять ПДД. Контролировать свое поведение на улицах и дорогах.

CD-диск

56

19.04

Весеннее пробуждение растений.

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться с разными видами раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения.

Узнавать раннецветущие растения. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Работа со взрослыми:  наблюдать за весенним цветением растений, фиксировать сроки цветения.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия раннецветущих растений.

CD-диск

57

24.04

Чудесные цветники весной.

Знакомиться с растениями цветника. Определять растения цветника, узнавать изученные растения. Различать реальные свойства  растений и отражение их в культуре разных народов.

Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Сочинять сказочные истории из жизни цветника. Составлять рассказ о растении цветника.

CD-диск

58

26.04

Весна в мире насекомых.

Знакомиться с весенними изменениями в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, рассказывать о них.

Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним.

Предлагать различные варианты поведения при встрече с насекомыми. Наблюдать весеннее появление насекомых.

CD-диск

59

01.05

Весна в мире птиц и зверей.

Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться с жизнью птиц и зверей весной. Определять последовательность возвращения перелетных птиц. Находить изучаемых птиц.

Обсуждать отношение людей к птицам, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Узнавать зверей по описанию. Придумывать диалоги зверей-родителей с и детенышами. Работа со взрослыми: наблюдать за птицами в городе, определять их, слушать весеннее пение птиц, написать рассказ, проиллюстрировать его.

CD-диск

60

03.05

Невидимые нити в весеннем лесу.

Извлекать  из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, делать выводы..

Рассказывать о невидимых нитях по схемам.

Моделировать связи в весеннем лесу. Использовать дополнительную литературу для написания рассказа о кукушке.

CD-диск

61

08.05

Весенний труд.

Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе.

Объяснять значение пословиц о труде весной. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами

CD-диск

62

10.05

Старинные весенние праздники.

Характеризовать весенние народные праздники, сравнивать традиции отношения к березе в разных культурах, определить нравственный смысл легенд и песен  березе в культуре народов Севера

CD-диск

63

15.05

Будь здоров!

Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр.

Контролировать свое поведение по отношению к сверстниками соответствии с правилами игры.

CD-диск

64

17.05

Охрана природы весной.

Знакомиться с правилами охраны природы. Работая в паре, анализировать условные знаки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста информацию о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

Использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из представителей Красной книги.

Работать со взрослыми: изготовить домик для птиц и размещать его в подходящем месте. Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке.

CD-диск

65

22.05

Лето красное.

Сопоставлять старинные и современные названия весенних и летних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями летних месяцев и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка. Сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину.

Наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты, сравнивать их, делать выводы. Сравнивать результаты наблюдений в течение всего года, делать выводы.

CD-диск

66

24.05

Летние праздники и труд.

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время. Сопоставлять традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России.

Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

CD-диск

67

29.05

Итоговая контрольная работа.

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

CD-диск

68

31.05

Повторение пройденного за год.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                            СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов                                                                                  заместитель директора по УВР                                                                                                  

от  «___» августа 2017г.                                                                                                 _____________                            

протокол №_________                                                                                                        «____» августа 2017г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...