Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Земля - планета Солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Валько Валентина Сергеевна

Урок окружающего мира соответствует требованиям ФГОС и предназначен для обучающихся 4 класса общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новосёловка

Учитель: Валько Валентина Сергеевна

2017 год

Земля – планета Солнечной системы

Цели  урока: закрепить и углубить знания о форме и движении Земли, сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе; развивать пространственное воображение, абстрактное мышление; воспитывать интерес к изучению астрономии.

Оборудование: -  карточки  для работы в группе, тесты для проверки знаний;

- таблички с названиями тел, входящих в состав Солнечной системы;

- видеоролик «Земля – красивейшее зрелище»;

- компьютер, проектор;

- презентация «Земля – планета Солнечной системы»;

- учебник «Окружающий мир» (1 ч.) О.Т.Поглазовой;

Формируемые УУД

  • Личностные:
  • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
  •  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
  • Познавательные:
  • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций
  • -осуществлять  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий .
  • - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;
  • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
  • Коммуникативные:
  •  - Слушать и понимать речь других.
  • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • · уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  • · создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, модели, небольшие сообщения).

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно – побудительный

I Организационный момент

Добрый день!

-Сегодня у нас с вами  урок  окружающего мира.

 Ребята, подарите друг другу улыбку. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.

 А теперь соедините свои ладошки, собрав в них свое добро и  передайте его соседу, а нашим гостям подарите свою самую добрую улыбку.

Дети соединяют ладоши, собрав в них свое добро и передают его соседу.

-Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;  

проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II Повторение, воспроизведение и коррекция знаний учащихся, необходимых для решения поставленных задач

- Вспомним,  о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Выполните тест, оцените свою работу, используя памятку.

-На прошлом уроке мы говорили о Солнце и звёздах.

Самостоятельно работают с тестами, оценивают свою работу, используя памятку.

-Коммуникативные:  способность к  речевому общению и умение слушать.

III Актуализация знаний, определение темы и цели урока

-Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, смекалка, умение наблюдать и анализировать.

- Что вы можете пожелать своим одноклассникам?

- А чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, предлагаю посмотреть на ИАД и прочитать запись:

ПЛАНЕТА, СИСТЕМЫ, СОЛНЕЧНОЙ , ЗЕМЛЯ-

-Вам все понятно? А что нужно сделать?

-Какую цель поставим перед собой?

Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.

-Дети читают запись и формулируют тему урока:

Земля – планета Солнечной системы.

-Изучить нашу планету, раскрыть ее тайны и загадки.

-Коммуникативные:  способность к речевому общению и умение слушать.

Регулятивные:

умение определять и формулировать учебную задачу на уроке

Практический этап

IV Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Проблемный вопрос

Работа с иллюстрацией учебника

Работа с текстом учебника

Работа в группе

Проверка работы

Какие тела входят в Солнечную систему?

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Планеты спутники солнце звезды

           Метеоры              болиды

-Поработайте в парах, рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 67 и дополните предыдущие ответы, не читая текста. (Слайд на ИАД, стр. 67 учебника)

-Прочитайте I абзац в учебнике на стр. 66, отметьте новые сведения.

-Какие тела составляют Солнечную  систему?

-Какие еще открытия сделали для себя?

-Что еще включает Солнечная система?

-Ребята, вы готовы к открытию новых тайн , которые хранит Солнечная система?

-Предлагаю поработать в группах

-Давайте вспомним правила работы в группах.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:

  • Умей выслушать товарища
  • Своё мнение должен высказать каждый
  • Закончив дело, помоги другу
  • Работать тихо, чтобы не мешать другим
  • Рабочее место содержи в порядке
  • Договоритесь, кто будет выступать

- Работаем с учебником стр. 67. Прочитайте текст, заполните схему на карточке.

-Одна группа начинает отвечать, другая – продолжает, а третья – заканчивает.

-Распределите планеты (карточки) на две группы:

-планеты-гиганты;

-планеты земной группы.

-Продолжаем нашу работу с учебником на стр. 68.

-Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на следующие вопросы:

-Какие планеты являются ближайшими соседями Земли?

- Какие космические явления могут наблюдать земляне? Почему они происходят?

/По ответам учащихся составляем из табличек на доске схему, которая в течение урока будет пополняться./

-Планеты, спутники, Солнце, звезды, метеоры, болиды.

-На иллюстрации изображены малые планеты Солнечной системы: Земля, Венера, Марс, Меркурий, Плутон

-Сегодня известно 8 больших планет, которые движутся вокруг Солнца

/на доске в схеме , в графе ПЛАНЕТЫ добавляем цифру 8/

-Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

- Есть еще одна карликовая планета  Плутон.

/на доске в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляю надпись карликовая планета/

-Пути движения планет вокруг Солнца называют орбитами.

-Кроме больших планет есть и малые планеты – астероиды.

/на доске в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляю надпись малые планеты – астероиды/

-Вокруг большинства планет движутся спутники.

/на доске в схеме добавить графу СПУТНИКИ/

-Солнце, планеты и их спутники составляют Солнечную систему.

-Солнце по массе превосходит все планеты, и оно в 333 тысячи раз больше массы Земли.

/на доске в схеме в графе СОЛНЦЕ добавить надпись в 333 тысячи раз больше массы Земли/

- Кометы, метеорные тела, космическую пыль, разрежённый газ.

/на доске в схеме в графе ПЛАНЕТЫ добавить надпись кометы, метеорные тела/

Проговаривают правила работы в группах.

Работают в группе

Сравнивают планеты, заполняют схему, называют планеты типа Земля и планеты-гиганты.

    В Солнечной системе восемь  планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность

Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.

 Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары.

/ответ учащихся сопровождается слайдом на ИАД/

Учащиеся у доски в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ  добавляют две группы планет с помощью карточек.

-Ближайшими соседями земли являются Венера и Марс.

-Земляне могут наблюдать явления солнечного и лунного затмений.

- Диск Луны может закрывать Солнце, и тогда мы наблюдаем солнечное затмение. Когда Земля отбрасывает тень на Луну, то наблюдается лунное затмение.

  • Личностные:
  • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
  • Познавательные:
  • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций

  • Коммуникативные:
  •  - Слушать и понимать речь других.
  • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  •  уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

  • Личностные:
  • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
  • Познавательные:
  • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций

  • Коммуникативные:
  •  - Слушать и понимать речь других.
  • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Древние представления о форме Земли

-Это сейчас даже малыши знают, что наша планета имеет форму шара. Но когда-то для человечества внешний облик земли оставался загадкой. Представления народов о Земле дошли до нас в старинных учебниках, в древних мифах и легендах. Об этом нам расскажут ребята.

Заранее подготовленные ученики  рассказывают:

- Греки считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант.

-Египтяне считали, что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.

V Физминутка

«Космос»

Слова

Действие

1,2,3,4,5

Ходьба на месте

В космос мы летим опять

Соединить руки над головой

Отрываюсь от Земли

Подпрыгиваем

Долетаю до Луны

Руки в сторону, покружиться

На орбите повисим

Покачать руками вперед-назад

И опять домой спешим

Ходьба на месте

Выполняют движения согласно словам физминутки.

Рефлексивно-оценочный этап

VI Первичное закрепление

- У вас на столах маленькие листочки с номерами. Я буду читать утверждения. Если они верные, ставите «+», если нет – «-».

1. Солнце – одна из планет Солнечной системы. (-)

2. Вокруг Солнца обращается 9 планет. (+)

3. У всех планет есть естественные спутники. (-)

4. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер, а самая маленькая – Плутон. (+)

5. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. (+)

6. Разница температуры на планетах Солнечной системы не зависит от их удалённости от Солнца, а зависит от оси наклона планет. (-)

7.Земля кажется неподвижной, но смена времён года зависит от вращения Солнца вокруг Земли. (-)

Выполняют задание на индивидуальных листах.

Проверка по эталону, самооценка

  • Познавательные:
  • Умение воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства.
  • - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;
  • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
  • Коммуникативные:
  •  - Слушать и понимать речь других.
  • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.

VII Творческая работа в группах

1 группа.

Трое животных затеяли спор.  Разберитесь, кто из них прав? Обоснуйте ответ.

1. Наша Земля плоская. Солнце, звёзды и Луна расположены на небесной сфере и вращаются вместе с ней.

2. Земля – шар. Вокруг Земли вращаются звёзды и планеты.

3. Наша Земля – шар. Она вращается вокруг раскалённого Солнца, расположенного далеко от Земли.

2 группа.

- Сравните Землю и Солнце, назовите три отличия Земли от Солнца. /Работа с карточкой/

3 группа.

Смоделируйте явление солнечного затмения.

Дети предоставляют свои ответы

Активизация мыслительных операций:

- анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение;

- конкретизация.

VIII Итог урока. Рефлексия

-Посмотрите видеоролик

Есть одна планета-сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц  скликая перелётных,

 Лишь на ней одной цветут

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!

- Какие чувства у вас возникли во время просмотра видеоролика и стихотворения?

-Какой вывод сделаем?

- Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии, и я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Береги планету эту – ведь другой, похожей, нету!» и организовать конкурс рисунков в нашей школе. Победителей ждет награда.

-Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного.

 - Какую цель ставили? Достигли цели?  (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.)

- Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам подумать и поработать творчески, все вместе составим картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные.

- Если вам на уроке было всё понятно, интересно, то поднимите зелёную . А если вам было интересно, но у вас остались ещё вопросы, то – синюю.

А если совсем ничего не понятно и трудно было на уроке, то- красную.

- Обоснуйте свой выбор, почему вы сделали именно так.

-Молодцы! Посмотрите, какое красивое у нас получилось звёздное небо!

- Просмотр видеоролика сопровождается чтением наизусть стихотворения заранее подготовленным учеником.

  • Личностные:
  • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
  •  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

  • Познавательные:
  • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

IX Домашнее задание. Оценки

Стр. 66-69, читать, ответить на вопросы стр. 68, ТПО, стр. 28, задание 6.

Карточка (по желанию), рисунок для конкурса.

Выбирают задание и записывают в дневник

  • Познавательные:
  • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Задания по окружающему миру 4 класс по теме: "Земля-кормилица".

Материал содержит кроссворд для повторения темы "Полезные ископаемые" и задания по окружающему миру для 4 класса по теме: "Земля кормилица". Материал представлен в форме рабочего листа....

07. Открытый урок по окружающему миру «Проектная деятельность по теме «Земля – наш общий дом»» 3 класс

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОткрытый урок проводится в рамках предметной недели по окружающему миру и реализации долгосрочного проекта "Земля - наш ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по планете». УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки ...