Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Земля - планета Солнечной системы"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Валько Валентина Сергеевна

    Урок окружающего мира соответствует требованиям ФГОС и предназначен для обучающихся 4 класса общеобразовательных школ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новосёловка

    Учитель: Валько Валентина Сергеевна

    2017 год

    Земля – планета Солнечной системы

    Цели  урока: закрепить и углубить знания о форме и движении Земли, сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе; развивать пространственное воображение, абстрактное мышление; воспитывать интерес к изучению астрономии.

    Оборудование: -  карточки  для работы в группе, тесты для проверки знаний;

    - таблички с названиями тел, входящих в состав Солнечной системы;

    - видеоролик «Земля – красивейшее зрелище»;

    - компьютер, проектор;

    - презентация «Земля – планета Солнечной системы»;

    - учебник «Окружающий мир» (1 ч.) О.Т.Поглазовой;

    Формируемые УУД

    • Личностные:
    • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
    •  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
    • Познавательные:
    • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций
    • -осуществлять  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий .
    • - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
    • · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;
    • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
    • Коммуникативные:
    •  - Слушать и понимать речь других.
    • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
    • · уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
    • · создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, модели, небольшие сообщения).

    Ход урока

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Мотивационно – побудительный

    I Организационный момент

    Добрый день!

    -Сегодня у нас с вами  урок  окружающего мира.

     Ребята, подарите друг другу улыбку. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.

     А теперь соедините свои ладошки, собрав в них свое добро и  передайте его соседу, а нашим гостям подарите свою самую добрую улыбку.

    Дети соединяют ладоши, собрав в них свое добро и передают его соседу.

    -Личностные

    -формировать мотивацию к обучению и познанию;  

    проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    II Повторение, воспроизведение и коррекция знаний учащихся, необходимых для решения поставленных задач

    - Вспомним,  о чем мы говорили на прошлом уроке.

    -Выполните тест, оцените свою работу, используя памятку.

    -На прошлом уроке мы говорили о Солнце и звёздах.

    Самостоятельно работают с тестами, оценивают свою работу, используя памятку.

    -Коммуникативные:  способность к  речевому общению и умение слушать.

    III Актуализация знаний, определение темы и цели урока

    -Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, смекалка, умение наблюдать и анализировать.

    - Что вы можете пожелать своим одноклассникам?

    - А чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, предлагаю посмотреть на ИАД и прочитать запись:

    ПЛАНЕТА, СИСТЕМЫ, СОЛНЕЧНОЙ , ЗЕМЛЯ-

    -Вам все понятно? А что нужно сделать?

    -Какую цель поставим перед собой?

    Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.

    -Дети читают запись и формулируют тему урока:

    Земля – планета Солнечной системы.

    -Изучить нашу планету, раскрыть ее тайны и загадки.

    -Коммуникативные:  способность к речевому общению и умение слушать.

    Регулятивные:

    умение определять и формулировать учебную задачу на уроке

    Практический этап

    IV Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

    Проблемный вопрос

    Работа с иллюстрацией учебника

    Работа с текстом учебника

    Работа в группе

    Проверка работы

    Какие тела входят в Солнечную систему?

    СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

    Планеты спутники солнце звезды

               Метеоры              болиды

    -Поработайте в парах, рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 67 и дополните предыдущие ответы, не читая текста. (Слайд на ИАД, стр. 67 учебника)

    -Прочитайте I абзац в учебнике на стр. 66, отметьте новые сведения.

    -Какие тела составляют Солнечную  систему?

    -Какие еще открытия сделали для себя?

    -Что еще включает Солнечная система?

    -Ребята, вы готовы к открытию новых тайн , которые хранит Солнечная система?

    -Предлагаю поработать в группах

    -Давайте вспомним правила работы в группах.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:

    • Умей выслушать товарища
    • Своё мнение должен высказать каждый
    • Закончив дело, помоги другу
    • Работать тихо, чтобы не мешать другим
    • Рабочее место содержи в порядке
    • Договоритесь, кто будет выступать

    - Работаем с учебником стр. 67. Прочитайте текст, заполните схему на карточке.

    -Одна группа начинает отвечать, другая – продолжает, а третья – заканчивает.

    -Распределите планеты (карточки) на две группы:

    -планеты-гиганты;

    -планеты земной группы.

    -Продолжаем нашу работу с учебником на стр. 68.

    -Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на следующие вопросы:

    -Какие планеты являются ближайшими соседями Земли?

    - Какие космические явления могут наблюдать земляне? Почему они происходят?

    /По ответам учащихся составляем из табличек на доске схему, которая в течение урока будет пополняться./

    -Планеты, спутники, Солнце, звезды, метеоры, болиды.

    -На иллюстрации изображены малые планеты Солнечной системы: Земля, Венера, Марс, Меркурий, Плутон

    -Сегодня известно 8 больших планет, которые движутся вокруг Солнца

    /на доске в схеме , в графе ПЛАНЕТЫ добавляем цифру 8/

    -Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

    - Есть еще одна карликовая планета  Плутон.

    /на доске в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляю надпись карликовая планета/

    -Пути движения планет вокруг Солнца называют орбитами.

    -Кроме больших планет есть и малые планеты – астероиды.

    /на доске в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляю надпись малые планеты – астероиды/

    -Вокруг большинства планет движутся спутники.

    /на доске в схеме добавить графу СПУТНИКИ/

    -Солнце, планеты и их спутники составляют Солнечную систему.

    -Солнце по массе превосходит все планеты, и оно в 333 тысячи раз больше массы Земли.

    /на доске в схеме в графе СОЛНЦЕ добавить надпись в 333 тысячи раз больше массы Земли/

    - Кометы, метеорные тела, космическую пыль, разрежённый газ.

    /на доске в схеме в графе ПЛАНЕТЫ добавить надпись кометы, метеорные тела/

    Проговаривают правила работы в группах.

    Работают в группе

    Сравнивают планеты, заполняют схему, называют планеты типа Земля и планеты-гиганты.

        В Солнечной системе восемь  планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность

    Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.

     Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары.

    /ответ учащихся сопровождается слайдом на ИАД/

    Учащиеся у доски в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ  добавляют две группы планет с помощью карточек.

    -Ближайшими соседями земли являются Венера и Марс.

    -Земляне могут наблюдать явления солнечного и лунного затмений.

    - Диск Луны может закрывать Солнце, и тогда мы наблюдаем солнечное затмение. Когда Земля отбрасывает тень на Луну, то наблюдается лунное затмение.

    • Личностные:
    • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
    • Познавательные:
    • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций

    • Коммуникативные:
    •  - Слушать и понимать речь других.
    • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
    •  уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

    • Личностные:
    • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
    • Познавательные:
    • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций

    • Коммуникативные:
    •  - Слушать и понимать речь других.
    • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

     уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

    Древние представления о форме Земли

    -Это сейчас даже малыши знают, что наша планета имеет форму шара. Но когда-то для человечества внешний облик земли оставался загадкой. Представления народов о Земле дошли до нас в старинных учебниках, в древних мифах и легендах. Об этом нам расскажут ребята.

    Заранее подготовленные ученики  рассказывают:

    - Греки считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант.

    -Египтяне считали, что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.

    V Физминутка

    «Космос»

    Слова

    Действие

    1,2,3,4,5

    Ходьба на месте

    В космос мы летим опять

    Соединить руки над головой

    Отрываюсь от Земли

    Подпрыгиваем

    Долетаю до Луны

    Руки в сторону, покружиться

    На орбите повисим

    Покачать руками вперед-назад

    И опять домой спешим

    Ходьба на месте

    Выполняют движения согласно словам физминутки.

    Рефлексивно-оценочный этап

    VI Первичное закрепление

    - У вас на столах маленькие листочки с номерами. Я буду читать утверждения. Если они верные, ставите «+», если нет – «-».

    1. Солнце – одна из планет Солнечной системы. (-)

    2. Вокруг Солнца обращается 9 планет. (+)

    3. У всех планет есть естественные спутники. (-)

    4. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер, а самая маленькая – Плутон. (+)

    5. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. (+)

    6. Разница температуры на планетах Солнечной системы не зависит от их удалённости от Солнца, а зависит от оси наклона планет. (-)

    7.Земля кажется неподвижной, но смена времён года зависит от вращения Солнца вокруг Земли. (-)

    Выполняют задание на индивидуальных листах.

    Проверка по эталону, самооценка

    • Познавательные:
    • Умение воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства.
    • - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
    • · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;
    • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
    • Коммуникативные:
    •  - Слушать и понимать речь других.
    • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.

    VII Творческая работа в группах

    1 группа.

    Трое животных затеяли спор.  Разберитесь, кто из них прав? Обоснуйте ответ.

    1. Наша Земля плоская. Солнце, звёзды и Луна расположены на небесной сфере и вращаются вместе с ней.

    2. Земля – шар. Вокруг Земли вращаются звёзды и планеты.

    3. Наша Земля – шар. Она вращается вокруг раскалённого Солнца, расположенного далеко от Земли.

    2 группа.

    - Сравните Землю и Солнце, назовите три отличия Земли от Солнца. /Работа с карточкой/

    3 группа.

    Смоделируйте явление солнечного затмения.

    Дети предоставляют свои ответы

    Активизация мыслительных операций:

    - анализ и синтез;

    - сравнение;

    - обобщение;

    - конкретизация.

    VIII Итог урока. Рефлексия

    -Посмотрите видеоролик

    Есть одна планета-сад

     В этом космосе холодном.

     Только здесь леса шумят,

     Птиц  скликая перелётных,

     Лишь на ней одной цветут

     Ландыши в траве зелёной,

     И стрекозы только тут

     В речку смотрят удивлённо…

    Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!

    - Какие чувства у вас возникли во время просмотра видеоролика и стихотворения?

    -Какой вывод сделаем?

    - Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии, и я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Береги планету эту – ведь другой, похожей, нету!» и организовать конкурс рисунков в нашей школе. Победителей ждет награда.

    -Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного.

     - Какую цель ставили? Достигли цели?  (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.)

    - Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам подумать и поработать творчески, все вместе составим картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные.

    - Если вам на уроке было всё понятно, интересно, то поднимите зелёную . А если вам было интересно, но у вас остались ещё вопросы, то – синюю.

    А если совсем ничего не понятно и трудно было на уроке, то- красную.

    - Обоснуйте свой выбор, почему вы сделали именно так.

    -Молодцы! Посмотрите, какое красивое у нас получилось звёздное небо!

    - Просмотр видеоролика сопровождается чтением наизусть стихотворения заранее подготовленным учеником.

    • Личностные:
    • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
    •  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

    • Познавательные:
    • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

    IX Домашнее задание. Оценки

    Стр. 66-69, читать, ответить на вопросы стр. 68, ТПО, стр. 28, задание 6.

    Карточка (по желанию), рисунок для конкурса.

    Выбирают задание и записывают в дневник

    • Познавательные:
    • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

    Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...

    Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»

    Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли;  развивать умение сравнивать,  обобщать,  делать выводы, умение работать в паре...

    Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Кровь.Значение кровеносной системы"

    Конспект урока  окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В.Занкова  в 4 классе....

    Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".

    На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...

    Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наука и техника в 19-20 в." 4 класс "Планета Знаний"

    4 класс "Планета Знаний"  технологическая карта урока "Наука и техникав 19-20 в."...