Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК 21 век
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Бороденко Татьяна Владимировна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_okr_mir.docx380.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказами  Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями,  внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. авторской программы  Н.Ф. Виноградовой  «Начальная школа XXI века, 2011 г.» и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №18»  на 2014-2015 учебный год.

В Учебном плане МБОУ «СОШ №18» окружающий мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчёркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение в обязательной части учебного плана отведено  во 2 классе  68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Рабочая программа составлена с учётом соблюдения преемственности содержания, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Основная цель учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи учебного предмета «Окружающий мир»:

  1. Осознание целостности окружающего мира.
  2. Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
  3. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
  4. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
  5. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
  6. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
  7. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
  8. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
  9. Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
  10. Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
  11. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • человек как биологическое существо;
  • человек и другие люди;
  • человек и мир природы;
  • человек и общество;
  • история родной страны.

Данный учебный предмет носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.

Русский язык служит основой для развития устной речи; для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.

Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования  у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

В программу учебного предмета «Окружающий мир» включена профориентационная работа и уроки о правильном питании.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»

                 1.  Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

                 2.  Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

                3. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

         4. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

5. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

6. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

7. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

8. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

9. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

10. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

11. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

12. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

  1. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
  2. Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
  3. Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
  4. Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности.
  2. Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
  3. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
  4. Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
  5. Понимание особой роли России в мировой истории.
  6. Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
  7. Воспитание уважительного отношения к своей стране.
  8. Воспитание уважительного отношения к истории страны.
  9. Воспитание любви к родному краю.
  10. Воспитание любви к своей семье.
  11. Воспитание гуманного отношения к людям.
  12. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
  13. Понимание роли человека в обществе.
  14. Принятие норм нравственного поведения в природе.
  15. Принятие норм нравственного поведения в обществе.
  16. Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  17. Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
  18. Формирование основ экологической культуры.
  19. Понимание ценности любой жизни.
  20. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  1. Осознание целостности окружающего мира.
  2. Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
  3. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
  4. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
  5. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
  6. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
  7. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
  8. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
  9. Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
  10. Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
  11. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Оценивание планируемых результатов учащихся осуществляется согласно Уставу, в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке осуществления текущего контроля  успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №18» и Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях, утвержденных приказом №286 от 19.05.2014г. -  в РП  на 2014-2015 учебный год..

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание программного материала

Количество часов

1

Введение. Что тебя окружает

1

2

Кто ты такой

11

3

Кто живет рядом с тобой

8

4

Россия — твоя Родина

13

5

Мы — жители Земли

33

6

Резерв

2

Итого

68

Практическая часть программы

Форма работы

Содержание

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа».

Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Примерное планирование проверочных работ

№ п/п

Вид проверки .

Время выполнения

1

Проверочная работа. Итоговая проверка

Октябрь

2

Проверочная работа. Итоговая проверка

Декабрь

3

Проверочная работа. Итоговая проверка

Март

4

Проверочная работа. Итоговая проверка

Май


  Тема урока

(использование цор)

Тип урока

Цели урока

Результаты (П-предметные, Л.-личностные, М.-метапредметные)

Сокращения в рабочей программе: Пр. ор. – профориентационная работа, ПР. ПИТ. – Программа «Разговор о правильном питании»

Дата

Примечание

По плану

Факт.

1.Что тебя окружает.

Краеведение. Р.К

Югорские леса и лесные чудеса.

Лес – природное сообщество.

Вводный урок

Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая - неживая природа».

ПР. ПИТ. 

Золотые правила питания.

П. Называние объектов «живой», «неживой» природы.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

03.09.

2. Я, ты, он, она... Все мы люди...

Урок изучения нового материала.

Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества».

Пр. ор. Профессия учитель 

П. Рассказ о себе, составление словесного портрета.

Л. Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

05.09.

3.Наши помощники - органы чувств.

Краеведение.

Югорские леса и лесные чудеса. Какие же они наши леса?

Комбинированный урок.

Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)».

ПР. ПИТ.

Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты.

П. Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)».

Л. Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

М. Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

10.09.

4.Что такое здоровье?

Урок-

исследование

Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня.

П. Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня. Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь».

Л. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

12.09.

5. Режим дня.

Практическая работа

«Составление режима дня для будней и выходных».

Краеведение.Р.К.

Югорские леса и лесные чудеса. Кустарники.

Урок- практикум.

Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха.

Пр. ор. Профессии моих родителей

П. Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его.

Л. Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

17.09.

6. Физическая культура.

Урок применения знаний на практике.

Создание условий для знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека.

П. Понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека:

Л. Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

19.09.

7. Почему нужно правильно питаться.

Краеведение.Р.К.

Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)».

питания. ПР. ПИТ.

Гигиена и безопасность

П. Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания.

Л. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

24.09.

8. Здоровье и питание.

Урок-диалог.

Создание условий для углубленного знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)».

П. Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)».

Л. Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

26.09.

9. Умеешь ли ты есть?

Краеведение.Р.К.

Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания».

ПР. ПИТ.

Овощи- кладовая витаминов.

П. Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.

Л. Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

1.10.

10. Почему нужно быть осторожным. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы).

Урок- практикум.

Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения.

П. Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты.

Л. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

03.10.

11. Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

Краеведение.Р.К.

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

Комбинированный урок.

Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце.

Пр. ор. Что ты знаешь о профессии лесника?

П. Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах.

Л. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

08.10

12. Можно ли изменить себя.

Урок-

исследование.

Создание условий для обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.

П. Понимание, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

10.10

13. Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа».

Краеведение.Р.К.

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

 Пр. ор.

Главные профессии нашего города

П. Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье.

Л. Воспитание любви к своей семье.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

15.10

14. Труд в семье. Как семья отдыхает?

Урок-проект.

Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции».

Пр. ор. Кто следит за нашим здоровьем? 

П. Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.

Л. Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви к своей семье.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

17.10

15. Проверочная работа.

Краеведение.Р.К.

 Югорские леса и лесные чудеса. КВН

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

П. Достижение необходимых результатов обучения по программе.

Л. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

22.10

16. Твои друзья - взрослые и дети.

Урок-праздник.

Создание условий для знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения.

П. Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения.

Л. Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

24.10

17. Твои друзья - взрослые и дети.

Краеведение.Р.К.

Ягоды нашего края.

Урок-

театрализация.

Создание условий для объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

П. Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Л. Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

29.10

18.

О правилах поведения.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

ПР. ПИТ.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

П. Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Л. Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

31.10

19. О дружбе.

Краеведение.

Ягоды нашего края.

Урок-диалог.

Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить.

П. Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе.

Л. Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

12.11

20. О дружбе. Настроение.

Урок- практикум.

Создание условий для знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы».

П. Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике.

Л. Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

14.11

21. Родина - что это значит?

Краеведение.Р.К.

Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.

Урок-

исследование.

Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к Родине.

П. Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

19.11

22. Родной край — частица Родины.

Урок погружения в тему.

Создание условий для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство.

П. Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Л. Формирование основ российской гражданской идентичности.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение).

21.11

23. Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей.

Краеведение.Р.К.

Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.

Урок- экскурсия.

Создание условий для знакомства с предками русских людей - древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями.

ПР. ПИТ.

Вода- источник жизни.

П. Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее.

Л. Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

26.11

24. Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия

в художественный музей.

Урок-

путешествие.

Создание условий для знакомства с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне.

П. Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Л. Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Понимание особой роли России в мировой истории.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

28.11

25. Зачем человек трудится?

Краеведение.Р.К

Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.

Урок-

исследование.

Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд - основа жизни.

ПР. ПИТ.

Полдник. Время есть булочки.

П. Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Понимание роли человека в обществе.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

03.12

26. Хлеб - главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда.

Урок-игра.

Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца.

ПР. ПИТ.

Пора ужинать.

П. Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

05.12

27. Как работают в пекарне (на хлебозаводе). Экскурсия на предприятие

Краеведение.Р.К.

 Югорское разнотравье. Мхи и лишайники

Урок- экскурсия.

Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб.

П. Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

10.12

28. Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

Урок закрепления и систематизации знаний.

Обобщение знаний о значении труда в жизни человека.

Пр. ор. Работа полицейских. 

П. Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Л. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

12.12

29. О труде фермера и экономиста, программиста.

Краеведение. Р.К

Наши грибы.

Урок-диалог.

Создание условий для знакомства с профессиями фер-мера, экономиста, программиста; выяс-нить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.

П. Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Умение называть несколько профессий.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

17.12

30. Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей.

Урок- экскурсия.

Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы - Юрием Долгоруким.

П. Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы - Юрии Долгоруком.

Л. Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

19.12

31. Древние города России.

Краеведение. Р.К.

Лес даёт нам стол и дом.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода.

П. Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

24.12

32. Проверочная работа.

Краеведение.Р.К.

Жилище народов Севера раньше и теперь.

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

П. Достижение запланированных результатов обучения.

Л. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

26.12

33. Мы - граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

Урок-

исследование.

Создание условий для знакомства с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей»,с названием нашей страны - Российская Федерация. Создание условий для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России.

П. Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны - Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

14.01

34. Солнечная система.

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для знакомства с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет.

П. Понимание понятия «Солнечная система». Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет.

Л. Умение соотн29.01осить информацию с имеющимися знаниями. Формирован31.01ие основ экологической культуры.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

16.01

35. Земля - планета Солнечной системы.

Краеведение.Р.К.

Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

Урок-

исследование

Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле.

П. Воспроизведение. Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операций (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

21.01

36. Глобус - модель Земли.

Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше.

П. Осознание, что глобус является моделью Земли.

Умение находить несколько географических объектов на глобусе.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

23.01

37. Царства живой

природы.

Бактерии.

Краеведение.Р.К.

Праздники в нашем доме.

Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях.

ПР. ПИТ.

Где найти витамины весной.

П. Понимание, что в природе есть большие разделы - царства. Умение называть некоторые из царств природы.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

28.01

38. Грибы.

Краеведение.Р.К.

Медвежий праздник.

Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о грибах.

П. Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

30.01

39. Жизнь животных. Какие животные живут на Земле.

Краеведение.Р.К.

 Праздники в нашем доме. У нас гости.

Урок-диалог.

Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.

П. Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

4.02

40. Как животные воспринимают мир.

Урок-проект.

Создание условий для систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни.

ПР. ПИТ.

Как утолить жажду.

П. Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

6.02

41.Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

Краеведение.Р.К.

Праздники в нашем доме. У нас гости.

Урок-квест.

Создание условий для знакомства с питанием и жизненными условиями животных.

П. Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

11.02

42. Как животные

воспитывают

потомство.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства с особенностями воспитания животными своих детенышей и играми с потомством

П. Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

13.02

43. Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности).

Краеведение.Р.К.

Дружная семья: дети помощники родителей

Урок изучения

нового

материала.

Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

ПР. ПИТ.

На вкус и цвет товарищей нет.

П. Осознание разнообразия растительного мира.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

18.02

44. Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений).

Урок-

исследование.

Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды).

П. Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

20.02

45. Что такое лес? Экскурсия.

Краеведение.Р.К.

Дружная семья: с мамы начинается Земля.

Урок-экскурсия

Обобщение знаний учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

П. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

25.02

46. Как развиваются растения.

Урок применения знаний на практике.

Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием.

П. Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

27.02

47. Деревья леса.

Краеведение.Р.К.

Дружная семья: наша бабушка.

Урок-

исследование.

Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями.

ПР. ПИТ.

Что растет в волшебном лесу

П. Понимание, что такое «паспорт» дерева.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

4.03

48. Кустарники леса.

Урок-

наблюдение.

Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках).

П. Осознание того, что второй ярус леса - кустарники. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

6.03

49. Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.

Краеведение.Р.К.

Образы детей в Югорских сказках.

Урок применения знаний на практике.

Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

П. Понимание, что такое травянистые растения.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование ,конструирование, рассуждение, описание и др.).

11.03

50. Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса).

Урок-игра.

Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами.

П. Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

13.03

51. Звери леса.

Краеведение. Р.К.

Образы детей в Югорских сказках.

Урок-загадка.

Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками.

П. Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

18.03

52. Проверочная работа по теме « Природное сообщество – лес»

Контрольный урок.

Оценить результаты освоения программы.

П. Достижение необходимых результатов освоения программы.

Л. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

20.03

53. Птицы - лесные жители. Ужи - обитатели леса.

Краеведение.Р.К.

Образы детей в Югорских сказках.

Урок-вопрос.

Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.

П. Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

1.04

54.Ужиное семейство.

Урок-вопрос.

Создание условий для знакомства детей с пресмыкающимися с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.

П. Воспроизведение названий нескольких пресмыкающихся, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

3.04

55. Насекомые леса.

Краеведение. Р.К.

Игры и игрушки детей Югры.

Урок-

исследование.

Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками.

П. Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

8.04

56. Мы пришли в лес. Экскурсия.

Урок- экскурсия.

Создание условий для знакомства с правилами поведения в лесу

Пр. ор. Чем занимаются работники ДПС. 

П. Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

М. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

10.04

57.Путешествие капельки. Образы детей в Югорских сказках.

Краеведение.Р.К.

Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.

Урок-сказка.

Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе.

П. Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

15.04

58. Какие бывают водоемы.  Краеведение.

Игры и игрушки детей Югры.

Урок-

исследование.

Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием.

П. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.

Л. Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

М. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

17.04

59. Рыбы - обитатели водоёмов.

Краеведение.Р.К.

 Игры и игрушки детей Югры.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни.

П. Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

М. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

22.04

60. Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. Экскурсия на водоем.

Урок- экскурсия.

Создание условий для знакомства с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных.

П. Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема.

Л. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

24.04

61. Растения пресных водоемов. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями,муляжами (растения водоема).

Краеведение.Р.К.

Народный календарь.

Урок-

исследование.

Создание условий для знакомства с растительным миром пресных водоемов.

П. Узнавание и называние нескольких видов растений.

Л. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

29.04

62. Обитатели соленых водоемов. 

Комбинированный урок.

Создание условий для знакомства с животным миром соленых водоемов, с особенностями питания и обитания животных.

П. Узнавание и называние нескольких обитателей соленых водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира соленого водоема.

Л. Понимание ценности любой жизни.

М. Владение способами получения, анализа , чтение).

1.05

63.Луг и его обитатели

Краеведение. Р.К. Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва"

Комбинированный урок.

Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром луга.

П. Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга.

Л. Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

6.05

64. Поле и его обитатели.  Краеведение.Р.К.

Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры ханты и манси.

Комбинированный урок.

Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром  полей.

П. Узнавание и называние нескольких обитателей полей,  знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира поля.

Л. Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

8.05

65. Сад и его обитатели.

Краеведение.Р.К.

Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы"

Комбинированный урок.

Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром  садов.

П. Узнавание и называние нескольких обитателей сада,  знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира сада.

Л. Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

13.05

66. Проверочная работа.

Краеведение.Р.К.

Игры и игрушки детей Югры.

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

П. Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе.

Л. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

М. Владение способами получения, анализа и обработки информации.

15.05

67. Будем беречь нашу Землю. Народный календарь.

Урок-праздник.

Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру.

П. Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Л. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

20.05

68. Будем беречь нашу Землю. Народный календарь.

Краеведение.Р.К.

Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый».

Урок-праздник.

Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру.

П. Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Л. Формирование основ экологической культуры.

М. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

22.05


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

1

2

3

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. - 5 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).

Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. - 4 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).

Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009. - (Начальная школа XXI века).

К

Д

Д

2

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

П

3

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

П

4

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 

3.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с.

Д

Д

Д

2. Печатные пособия

1

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Д

2

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Д

3

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Д

4

Географические и исторические настенные карты

Д

5

Атлас географических и исторических карт

П

6

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

4. Технические средства обучения (ТСО)

1

Мультимедийный проектор acer

1

2

Монитор samsung

1

3

Системный блок Pentium

1

4

Документ- камера Aver Media

1

5

Доска маркерная

1

6

Магнитофон Panasonic

1

7

Mimio Interactive Studio linkUSB

1

8

Колонки Genius

1

9

Интерактивный стол SMART Table

1

10

Бесперебойник Cyber Power

1

5. Экранно-звуковые пособия

1

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Д

2

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

П

2

Термометр медицинский

Д

3

Лупа

Ф

4

Компас

Ф

5

Часы с синхронизированными стрелками

Д

6

Микроскоп (цифровой по возможности)

Д

7

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Д

8

Модель "Торс человека" с внутренними органами

Д

9

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Д

10

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Д

11

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

Д

7. Натуральные объекты

1

Коллекции полезных ископаемых

Д

2

Коллекции плодов и семян растений

Д

3

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Д

4

Живые объекты (комнатные растения)

Д

8. Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.).

П

2

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по  темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

П

3

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

9. Оборудование класса

1

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

К

2

Стол учительский с тумбой

Д

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

5

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...