ПНШ 1 класс Окружающий мир "С лукошком за грибами. Лесные опасности"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема : "С лукошком за грибами" Подтема : «Лесные опасности»
Урок - обобщение
1-й класс УМК "Перспективная начальная школа"
Автор : учитель высшей квалификационной категории Соколова Елена Валентиновна
Раздел: Преподавание в начальной школе
Цель темы:
- Расширить знания детей о лесе, лесных растениях, грибах, змеях.
- Формировать умения различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
- Сформулировать и запомнить правила сбора грибов.
- Развивать интерес к учению через введение игровых ситуаций.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесным обитателям и растениям.
- Совершенствовать навык чтения на материале урока.
Планируемый результат: Знать названия распространённых съедобных и ядовитых грибов, встречающихся в нашей местности, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов.
Повторить названия распространенных съедобных и ядовитых лесных ягод. Познакомить с ядовитой змеёй нашей местности, её отличительными признаками и правилом поведения при встрече.
Межпредметные связи : Литературное чтение.
Ресурсы:
– основные: Презентация (Интерактивная доска)
– дополнительные: Учебник О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир» 1 класс Тема: «С лукошком за грибами»
Хрестоматия О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»
«Тетрадь для самостоятельных работ» к учебнику, методическое пособие «Методические разработки» по курсу «Окружающий мир»
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.
I этап. Организационный момент
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Поприветствовали гостей.
– Тихо сели. Настраиваемся на урок.
II этап. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глаза. И вы окажетесь далеко – далеко… А где – скажете, когда вернётесь.
СЛАЙД № 2 Шум леса
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
- Где же вы оказались? (в лесу)
-Правильно, и сейчас мы не во сне, а наяву отправимся гулять по лесу. Но мы не просто будем гулять, а узнаем много нового и интересного, полезного о ягодах, грибах и некоторых животных.
III этап. Организация взаимодействия с учащимися.
- А какую пользу приносит лес? (ягоды, грибы, древесина, свежий чистый воздух, отсутствие городского шума, дом для диких животных.)
- Знаете ли вы, какие правила нужно соблюдать в лесу?
АКАДЕМКНИГА Электронный ресурс « Правила поведения в лесу»
(дети обсуждают в парах, формулируют правильное высказывание, отвечают)
ИТОГ: Взрослые и дети должны беречь природу и охранять её богатства.
- Прежде чем отправиться в лес, нужно правильно одеться.
СЛАЙД № 3 (объяснить – почему именно так) Это безопасно.
Правила вспомнили, с одеждой определились. В путь!
Физкультминутка
Встали, пошли… (топ – топ)
Какая красота кругом… (руки в стороны, потянулись)
Ветер слегка колышет ветви деревьев… (руки вверх, покачиваем)
Под ногами шелестят сухие листья… (ладошки потёрли)
Идём осторожно… (на цыпочках)
- В лесу нас могут подстерегать опасности… надо быть очень внимательными
- Пришли (садятся)
-------------------------------------------------------------------------------- «ЯГОДЫ» --------------
СЛАЙД № 4
- Куда это мы попали? Сколько здесь ягод!
СЛАЙД № 5
1. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки-
Собираем огоньки. (земляника)
2. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (шиповник)
3. Стоит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
Взрослым – детям мила. (черника)
4. В лесу на болоте траву вы найдёте.
А на ней синеет гроздь-
Кисло – сладких ягод горсть. (голубика)
5. Бусы чёрные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ежевика)
Итог - это съедобные ягоды!
СЛАЙД № 6
- А это что такое?
- Какие красивые, яркие. Так и просятся в рот. Но… будем ли их собирать?
(волчье лыко, крушина, ландыш, вороний глаз, купена – «кликнуть» под картинкой)
- Собирать не будем. Это ОПАСНО. А уничтожать?...
Отправляемся дальше.
Физкультминутка
Встали, пошли… (топ – топ)
Какая красота кругом… (руки в стороны, потянулись)
Ветер слегка колышет ветви деревьев… (руки вверх, покачиваем)
Под ногами шелестят сухие листья… (ладошки потёрли)
Идём осторожно… (на цыпочках)
В лесу нас могут подстерегать другие опасности…
--------------------------------------------------------------------------«ГРИБЫ» ---------------------
- А что это под листьями промелькнуло?
СЛАЙД № 7
- Мы с вами попали на грибную поляну.
- А какие здесь грибы – угадайте.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту –
Зовусь я … (подосиновик) СЛАЙД № 8
2. И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (подберёзовик) СЛАЙД № 9
3. На нём бурый колпачок,
Колпачок – набочок.
Кто в лесу бывает-
Царя грибов тот знает. (белый, боровик) СЛАЙД № 10
4. В шляпках разноцветных
Издали заметных
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки) СЛАЙД № 11
Угадали все грибы. Молодцы! Какие ещё знаете?
СЛАЙД № 12
Другие съедобные грибы.
- Все ли грибы можно собирать и употреблять в пищу? (нет)
- В лесу растут как съедобные так и ядовитые ОПАСНЫЕ грибы.
ХРЕСТОМАТИЯ с. 72-73 (работа в парах)
«Опасный красавец», «Главная среди поганок».
Чтение, обсуждение, высказывания.
СЛАЙД № 13 – бледная поганка
СЛАЙД № 14 – мухомор
СЛАЙД № 15 – ложный опёнок
Рассказ учителя:
Растут ложные опята на деревьях, на трухлявых пнях. Но грибы селятся на пне не потому, что он трухлявый, а потому, что пень стал таким, так как поселились на нём ложные опята. Своими тонкими ножками опята разрушают не только пни, но и крепкие деревья. А разрушив, сами погибают. Отличие ложных опят от съедобных : У ложного опёнка шляпка гладкая, без чешуек и … У съедобного опёнка
На ноге кольцо из плёнки.
А у ложных всех опят
Ноги голые до пят.
- А можно уничтожать ядовитые грибы? (Нет. Ими питаются и лечатся дикие животные)
Теперь мы всё про грибы знаем. Можно брать корзинку и собирать.
Нет. Мы не вспомнили правила сбора грибов. СЛАЙД № 16
СЛАЙД № 17
- Ну что, пошли собирать грибы!
Игра «Собери грибы».
Нужно помнить, что белки тоже любят грибы. Сорви грибок и наколи на сучок повыше, где солнышка больше. Гриб высохнет. Зимой белка его найдёт и тебе спасибо скажет. Вот так и собирай: 9 – себе, 1 – белочке.
Физкультминутка
Встали, пошли… (топ – топ)
Какая красота кругом… (руки в стороны, потянулись)
Ветер слегка колышет ветви деревьев… (руки вверх, покачиваем)
Под ногами шелестят сухие листья… (ладошки потёрли)
Идём осторожно… (на цыпочках)
---------------------------------------------------------------ЗМЕИ--------------------------------------
Стоп! Кто это? Тонкий маленький шнурок уползает из- под ног.
Осторожней здесь шагай, на него не наступай! (змея)
СЛАЙД № 18
- Кто знает этих змей? (уж и гадюка)
- Как их различить? (разная форма головы и самое главное – у ужа есть пятна на голове, а у гадюки зигзагообразный узор на спине)
Уж безопасен, а вот гадюка – единственная ядовитая змея наших лесов. Укус её не смертельный, но болезненный. Гадюка – миролюбивая змея. Сама на человека не нападёт. Змея не слышит, но хорошо чувствует колебания земли и постарается поскорей уползти. Поэтому, в целях безопасности, человек должен двигаться по лесу медленно и быть в плотной высокой обуви .
- Что делать, если встретили змею? (тихо уйти)
IV этап. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу. Хочется проверить, кто был самым внимательным.
СЛАЙД № 19
- Какой ядовитый гриб зазывает нас красной шляпкой? (мухомор)
- Гриб, который растёт на пнях и разрушает деревья. (опёнок ложный)
- У какой змеи по всей спине проходит зигзагообразная полоска? (гадюка)
- Где мы путешествовали? (лес)
- Из какого растения делают сердечные капли? (ландыш)
- Самый опасный среди ядовитых грибов. (поганка)
- Какие опасности могут подстерегать нас в лесу? (ядовитые растения, грибы, змеи)
- Как нужно относиться к животным, растениям, грибам, даже если они ядовиты? (не трогать их)
СЛАЙД № 20
Лес – наше богатство! Береги его.
СЛАЙД № 21
Итог урока с эмоциональной точки зрения (смайлики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/15/picture-30642-1576422078.jpg)
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "С лукошком за грибами"
Цель. Расширить знания учащихся о грибах.Задачи урока. Образовательные: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом мире природы; сформулировать пр...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?
Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-237392-1366391163.jpg)
Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")
Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...
1 класс, Окружающий мир, «C лукошком за грибами»
1 класс_Конспект по окружающему миру...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/26/picture-94150.jpg)
Тест 2 класс окружающий мир по теме Грибы
Материал даёт возможность проверить знания по теме Грибы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1205559-1580984726.jpg)
Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...
Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Тема: С лукошком за грибами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о съедобных и несъедобных грибов; знакомство с правилами сбора грибов; развитие наблюдательности; продолжение развития экологического воспитания.Планируе...