мы-Россияне
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

мы-Россияне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my-rossiya.pptx2.9 МБ
Файл my-rossiyane.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Скажем «Здравствуйте !»» Скажем «Здравствуйте!» руками, Скажем «Здравствуйте!» глазами, Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Слайд 2

Внимание ! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой !

Слайд 4

Урок окружающего мира в 1 г классе «МЫ – РОССИЯНЕ» 2013 год Жулякова Наталья Владимировна, у читель начальных классов МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы

Слайд 5

Москва

Слайд 6

В.В.Путин

Слайд 8

Россия

Слайд 9

Граждане России имеют право: на имя и фамилию родителей, жить в семье, общаться с родственниками, на место жительства, на труд и получение зарплаты, на отдых, на медицинскую помощь, на образование.

Слайд 10

« Устный счёт» Художник Н.П.Богданов - Бельский

Слайд 11

Граждане России имеют обязанности: сохранять природу, защищать свою Родину от врагов. Родина – мать, умей за неё постоять.

Слайд 12

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ – НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ!



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мы – россияне».

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Показ презентации.

Слайд 1.

Игра «Скажем «Здравствуйте!»»

Скажем «Здравствуйте!» руками,

Скажем «Здравствуйте!» глазами,

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом,

станет радостно кругом:

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Слайд 2.

Учитель приветствует детей и просит проверить готовность к уроку.

"Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!"

II. Сообщение темы, цели урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(С помощью учителя дети выстраивают план урока)

Учителем на доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида работы:

  • вспомнить пройденное;
  • узнать новое – рассматривать, обсуждать, сравнивать, отвечать на вопросы, работать с книгой, тетрадью, работать в группах;
  • сделать вывод.

 - Но мы еще не назвали самое главное – тему урока! 

Слайд 3.

Она зашифрована в картинках. Что вы на них видите? Чтобы узнать тему урока, каждая группа выберет конверт с загадкой, отгадает ее и ответ-отгадку прикрепит на доске. Отгадки лежат на столе учителя. Будьте внимательны, там есть лишнее слово.

1.

2.

С

3.

И

Я

4.

5.

- На доске вы видите кроссворд. Загадки и отгадки пронумерованы. Поместите нужную карточку с отгадкой в соответствующую строку. Тогда по вертикали получится слово, которое мы поставим вместо картинки, и у нас сложится предложение – тема урока.

Загадки:

1.На небе повисло

   Цветное коромысло.

   После дождика бывает,

   Появилась и растает.  (РАДУГА)

2.Утром бусы засверкали,

   Всю траву собой заткали.

   А пошли искать их днем,

   Ищем, ищем – не найдем.  (РОСА)

3.Ну-ка, кто из вас ответит,

   Не огонь, а больно жжет,

   Не фонарь, а ярко светит,

   И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)

4.Это что за потолок?

   То он низок, то высок,

   То он сер, то беловат,

   А порой такой красивый –

   Кружевной и синий-синий!  (НЕБО)

5.Ствол белеет,

   Шапочка зеленеет,

   Стоит в белой одежке,

   Свесив сережки.  (БЕРЕЗА)

На столе карточки с отгадками:

1.Р

А

Д

У

Г

А

2.Р

О

С

А

3.С

О

Л

Н

Ц

Е

4.Н

Е

Б

О

5.Б

Е

Р

Ё

З

А

6.О

Б

Л

А

К

О

Дети с помощью учителя прикрепляют отгадки:

1.Р

А

Д

У

Г

А

2.Р

О

С

А

С

3.С

О

Л

Н

Ц

Е

И

Я

4.Н

Е

Б

О

5.Б

Е

Р

Ё

З

А

- Какое слово получилось по вертикали?  (РОССИЯНЕ)

- Если мы подставим его вместо картинки, какая тема урока получится?

(МЫ – РОССИЯНЕ)

Слайд 4.

- Кого так можно назвать?  (Граждан России.)

- А мы с вами россияне? Почему?  (Мы живем в России.)

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор? (о России, о Родине)

- Зачем нам нужно изучать нашу Родину?

III. Актуализация опорных знаний и умений.

- Как называется главный город нашей Родины?

- Какие национальности проживают на территории России? Чем они отличаются друг от друга?

- Какие похожие по смыслу слова мы употребляем, когда говорим о Родине?  (РОССИЯ,  РУСЬ,  ОТЕЧЕСТВО,  ОТЧИЗНА,  ГОСУДАРСТВО.)

 - Что вы еще знаете о нашей стране, расскажите.

- Задумывались ли вы, ребята, над вопросом: что такое Родина? А какая малая родина для нас с вами?(Смоленская область, город Вязьма, улица, дом)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый ветер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем. (Владимир Степанов)

IV. Изучение нового материала.

Знакомство с государственной символикой России.

- Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

-   Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.

 - У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн».

(  ГЕРБ)

- Рассмотрите на экране герб России. Кто изображен на нем?

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.  (Александр Трифонов)

 Герб России – двуглавый орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы: на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображён на печатях, паспортах, денежных знаках.

(ФЛАГ)

Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище  из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета.

- А что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак,

Доблестный трехцветный наш Российский флаг!   (Инесса Агеева)

Слайд 5.

- Столица России – город-герой Москва. На экране вы видите главную площадь Москвы. Как она называется? (Красная площадь)

- Красная – значит красивая. На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады. Люди со всего мира, приезжая в Москву, хотят полюбоваться в первую очередь Красной площадью. Говорят, Красная площадь – сердце Москвы. А Москва – сердце России.

- Как вы понимаете эти слова?

Слайд 6.

 - Как зовут Президента Российской Федерации?  (В.В. Путин)

Слайд 7.

- Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Автор музыки современного гимна Александр Васильевич Александров. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн звучит на крупных торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград победителям. Гимн нужно исполнять и слушать стоя.

Звучит гимн России.  Ребята слушают стоя.

Слайд 8.

(Учитель указкой показывает различные географические объекты России).

- Вот карта нашей страны.  Россия, одно из самых крупных государств Мира. Необыкновенная страна Россия! Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге - плещется теплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.  (Владимир Степанов)

Физкультминутка.  Дети выполняют танцевальные движения под песню Д.Тухманова на слова Р.Рождественского «Родина моя» в исполнении С.Ротару. (слова и движения разучены ранее на занятиях по внеурочной деятельности).

Слайд 9.

- Как называют жителей нашей страны?

- Мы с вами – россияне, ГРАЖДАНЕ России. Каждый человек (и ребенок, и взрослый), живущий в каком-либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину ПРАВА. Как вы понимаете это слово? (учитель выслушивает ответы школьников и даёт определение: ПРАВА- правила поведения, установленные государством.)

 - Права граждан записаны в главном законе страны - КОНСТИТУЦИИ РФ.

-Право на выбор профессии. (В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.)

 - Право на образование. (В нашем государстве каждый имеет право учиться).

 - Право на медицинское обслуживание. (В нашем государстве каждый имеет право лечиться).

 -Право на отдых. (В нашем государстве каждый может отдыхать когда и где захочет).

 - Право на жительство. (В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется).

-Дети тоже имеют свои права. Каждый из вас с самого рождения имеет право:

 - на собственное имя, на фамилию родителей;

 - право жить в семье;

 - общаться с родителями и другими родственниками;

- как я говорила ранее, право на бесплатное образование.

Слайд 10.

- Не во все времена образование было доступным любому гражданину России. Рассмотрите на экране и в учебнике картину художника Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». На картине художник изобразил урок в народной школе 150 лет назад.

- Отличается ли класс в той школе и нашей?

- Что делают дети?

- Как они одеты?

- Это сельская или городская школа?

- Похожа ли школа 19 века на современную?

- Какой вывод мы можем сделать?

Слайд 11.

- Наше государство заботится о своих гражданах, но и граждане должны приносить пользу своей Родине, прославлять Россию, защищать. Граждане России имеют обязанности: сохранять природу, защищать свою Родину от врагов.

- Как вы думаете, зачем нужно сохранять природу Родины?

 Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы.

V. Закрепление изученного материала

ПОСЛОВИЦЫ (на доске):

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. Но вторая часть пословиц перепутана. Обсудите в группах, какая половинка пословицы может соответствовать ее началу, обсудите смысл пословиц.

НА ДОСКЕ ПОЛОВИНКИ ПОСЛОВИЦ:

ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ,                               ОДНА У НЕГО И РОДИНА.

ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ,                         ЧУЖАЯ – МАЧЕХА.

РОДНАЯ СТОРОНА – МАТЬ,                        ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

РАБОТА С ТЕТЕРАДЬЮ. (Задания на стр. 62-63)

- Если у вас возникнут затруднения при выполнении заданий, можно совещаться в группах. По окончании работы проверьте друг у друга результаты выполнения заданий.

VI. Оценивание работы учащихся

- Оцените свою работу в тетради. Если вам было всё понятно, и вы самостоятельно выполнили задания, закрасьте кружок зеленым цветом. Если вам требовались некоторые разъяснения при выполнении заданий, закрасьте кружок желтым цветом. Если вы испытывали трудность и выполнили задания только с помощью своей группы, закрасьте кружок красным цветом.

- Теперь оцените работу на уроке своей группы в целом. Если вы считаете, что вы работали на «отлично», поднимите две руки, а если – на «хорошо», поднимите одну руку.

VII. Итог урока

- Какие же открытия каждый из вас сделал для себя сегодня?

- Что было сложным на уроке?

- Что удивило вас на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

Слайд 12.

- Как называется наша страна?

- Как называются люди, живущие в России?

- Как называется главный город России?

- О каких основных символах нашего государства вы узнали?

-  Как зовут Президента России?

- Какие права граждан вы запомнили?

- Какие обязанности у граждан России?

- Как вы понимаете пословицу «Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей»?

- Какой вывод урока мы может сделать?  (Учитель подводит детей к выводу: наша страна самая красивая, большая и богатая, самая многонациональная. Интересна и неповторима история, культура каждого народа. Мы – россияне, гордимся своей страной, будем ее беречь и защищать.)

- Но и это еще не все, что мы можем рассказать о нашей удивительной стране! Каждый наш следующий урок, будет дарить нам новые знания.

- Мне очень  понравилось, как вы работали. Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие победы Россиян

Расширить знания учащихся о победах россиян в разных сферах жизни, - в разные исторические эпохи; - формировать гражданские и патриотические чувства; - воспитывать чувство гордости за Россию...

Мы - Россияне. Презентация. Внеклассное мероприятие.

Мы - Россияне. Презентация. Внеклассное мероприятие....

Программа воспитательной работы "Мы- россияне"

Воспитательная программа "Мы-россияне"ориентирована и направлена на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству. Программа представляет комплекс взаимосвязанны...

Мы-Россияне

Презентация для беседы о многонациональном составе нашей страны. Можно использовать для внеклассного мероприятия и на уроках окружающего мира , автор А.А.Плешаков,3класс , тема: "Общество"...

мы - россияне

Родина,  родные… В  корнях  этих  слов  близкие  каждому  образы:  мать  и  отец,  родители,  те  кто  дает  жизнь  ново...

Россиянең диңгезләре, елгалары һәм күлләре

4 нче сыйныфта Әйләнә-тирәдән үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе. УМК "Школа России"...

Как трудятся россияне

Презентация по окружающему миру умк 21 век, 2 класс...