Урок окружающего мира.Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Корнева Елена Павловна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionnaya_informatsiya.docx16.84 КБ
Файл hod_uroka.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

« Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом».

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №36

Методическая информация

Тип урока

 Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Цель урока

Создание условий для уточнения знаний о правильном питании, ознакомления с понятиями здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты, запоминания правил питания

Учебные задачи

● Создать ситуацию, при которой

возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний;

● обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты  своей деятельности как части целого;

● создать условия для развития у обучающихся умения структурировать  информацию;

● обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

● способствовать воспитанию культуры питания, поведения за столом.

Планируемые результаты

Предметные:

● решение логической задачи (по учебнику) «кто из детей питается правильно?»;

● прогнозирование ситуации и результата необходимость соблюдения правил здорового образа;

● моделирование ситуаций на правила поведения во время еды; правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий):

Познавательные:

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- уточнять, как нужно питаться, знать понятия: «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты»;

- знакомиться с правилами питания;

- соблюдать культуру поведения за столом.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;

- контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные:

- определять общую цель и пути  её достижения;

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные:

● принимать установку на здоровый образ жизни;

● следовать моральным нормам и этическим требованиям в поведении.

Учебно-методическое обеспечение

- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник - М.: Вентана-Граф, 2011;

- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2011.

- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: методика обучения -М. : Вентана – Граф,2012:

- компьютер, проектор, экран;

- презентация.

Использованная литература

- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: Экспресс-контроль в школе и дома.- М., 20005

- Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа». – 2006, №8

- Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. -

Ростов н/Д., 2009

- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:, 2004

-Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа», 2006, №6

- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:, 2002

Дидактический материал для организации индивидуальной работы

- картинки с изображением фруктов, ягод и овощей, продуктов питания;

- кроссворд «Витамины»;

- загадки и картинки про продукты питания;

- карточки для работы в группах и в парах;

- филворд «Вкусненький»;

- продукты питания для опыта.



Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этапы

Цель

Время

Деятельность учителя

Формирование УУД

I.Организационно – мотивационный этап

Организовать направленное внимание на начало урока, создать благоприятный психологический настрой

3 мин

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.   Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Возьмитесь за руки и повторяйте:

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Выполняют действия, которые называет учитель

II. Постановка цели урока

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

4 мин

- Возьмите в руки учебники и откройте страницу 63. Прочитайте тему урока. Я предлагаю её немного расширить, в этом вам поможет задание в учебнике.

- Прочитаем хором задание. (Рассмотри рисунки. Как нужно правильно завтракать?) – Кто завтракает с пользой для своего здоровья? (Коля)

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт)

- Давайте вместе подумаем, если речь на уроке  будет идти  о здоровой пище, какие ещё важные вопросы необходимо обсудить. (Если вовремя принимать пищу, в определённое время; мы каждый день ходим в столовую, что нужно помнить при посещении столовой). Опираясь на тему, постарайтесь сформулировать цель урока и определить тип урока.

- Молодцы, итак, тема нашего урока « Здоровая пища. Режим питания. Культура поведения за столом» Цель урока - познакомиться с правилами питания, с понятиями здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты, повторить правила поведения за столом.

- Позаботимся о нашей осанке. Для чего она нужна?

Упражнение с мешочками на голове (приседание, повороты вокруг, притягивание ноги к груди с мешочком на голове).

Открывают учебник

Чтение задания хором

Работа в группах

Формулируют цель

III. Актуализация знаний

Повторить понятие «еда», «для чего человеку нужно есть», отрабатывать умение сравнивать, анализировать

7 мин

У.: - Для чего человеку нужно есть? ( В пище содержатся основные питательные вещества, витамины, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют иммунитет).

- Подтверждение этому являются слова Сократа, ему принадлежат мудрые слова «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».  

-Запомните, чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия:  умеренность и разнообразие.

- Давайте подумаем, что такое умеренность?

- А что значит «разнообразие»?

Запомни: Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть только полезные продукты.

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт)

- Какие, по вашему мнению, продукты полезные, а какие вредные?

- В магазине так много разных продуктов! Как разобраться какие из них самые полезные. Человек может есть любые продукты, но одни продукты можно есть нечасто, а другие можно и нужно есть каждый день, потому что они самые полезные.

- Рассмотрите картинку.  У вас на столах разноцветные флажки: зелёные флажки расставьте возле продуктов, которые можно и нужно есть каждый день. (молочные продукты, рыба, мясо, овощи, фрукты, хлеб, растительное и сливочное масло), жёлтыми флажками отметьте продукты, которые можно есть в небольших количествах ежедневно или не каждый день (сметена, яйца, сыр, сосиски, орехи, ягоды), красными флажками отметьте продукты, которые нужно употреблять нечасто (торты, газировка, копчёные колбасы, чипсы, сухарики)

- На стр.64 доктор даются тоже важные  советы, прочитайте их.

-Какие советы вы запомнили? Я вам дам ещё совет: выполняйте дыхательные упражнения.

 «Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Высказывания детей

Должна быть мера в питании. Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать 

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезни 

Работа в группах.

Работа в учебнике

Анализ и ответы детей.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) 

Динамическая пауза.

Сформулировать понятие «здоровая пища», дать представление о витаминах, содержащихся в продуктах, способность различать полезные продукты и вредные для здоровья

 

Смена вида деятельности

13 мин

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья»?

1. Речевая разминка.

- Вспомним, какие бывают овощи, загадав о них загадки .

2. Кроссворд «Фрукты-витамины»

(Приложение1)

- Чтобы разгадать, какие ещё продукты полезны, разгадайте кроссворд, каким одним словом их можно назвать? (фрукты).

- Какое слово у нас получилось в выделенных клетках? (Витамины).

- Слово витамин придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»),  содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», он получил слово «витамин».

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт)

- Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни. Детям 7-8 лет надо съедать 500-600 г овощей и фруктов.  Давайте послушаем, что нам расскажут витамины.

- Итак, в каких продуктах содержится витамин А,В и С?

 «Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

У. - Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

У. -  Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

- Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берё

 - Ребята, обсудите в четвёрках, какую группу продуктов вы бы отнесли к продуктам, дающим организму энергию – для того, чтобы двигаться, хорошо думать и не уставать. (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло), какую отнесёте к продуктам, которые помогают строить организм и делать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи), а какую отнесёте к группе, содержащей много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться? (фрукты, овощи, ягоды, зелень)

 -Нашему организму помогают и телесные упражнения.

«Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Рассуждения детей

Работа в группах

Разгадывание кроссворда 

Заранее подготовленные ученики рассказывают о витаминах

Витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А, запомните, он содержится в капусте, моркови, помидорах.

Витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В, запомните, он содержится в свёкле, яблоках, редиске, зелени салата).

Витамин С. Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С, вы встретите его в чёрной и красной смородине, лимоне и луке)

Работа в четвёрках.

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ. 

Физкультминутка.

Формирование способа деятельности

Снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта

11 мин

Откройте страничку в рабочей тетради (стр.68), прочитайте задание (Нарисуйте овощи и фрукты, в которых много витамина С), (Соедини линиями рисунки с названиями овощей и фруктов)

- Поменяйтесь тетрадями с товарищем и проверьте правильность выполнения задания.

– Раскрась только левые половинки яблок. Раскрась только правые половинки груш.

- Отметь галочкой продукты, которые желательно есть на ужин. Какие продукты вы отметили? (овощи, рыба, молоко) На ужин продукты не должны быть тяжёлыми и жирными.

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт)

- Я вам предлагаю провести опыт, с помощью которого можно определить, жирная пища или нет. Возьмите небольшие порции продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы, капусты, срезанной частью положите на лист бумаги. Через 10-15 минут мы снимем эти продукты и сделаем выводы.

– Сейчас мы с вами поработаем со своими карточками, которые у вас на столах. Вы должны ответить, что полезно, а что нет. Если этот продукт полезен, то ставите «+». Если считаете, что этот продукт не приносит пользы, то ставите «–».

(Приложение2)

Коррегирующая гимнастика для глаз

  1. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  2. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.
  3. «Письмо носом» снижает напряжение в области глаз: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

– Сейчас мы с вами опять поработаем в наших карточках. Возьмите карточку, на которой изображены разные продукты. Вы должны обвести те продукты, которые нужны, чтобы приготовить борщ.

(Приложение3)

 Понятие о культуре поведения за столом.

- Чтобы быть здоровым необходимо помнить ещё о важных правилах, давайте их прочитаем.

Запомни: Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывай вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть.

- Рассмотрите картинки, какие плакаты с самыми важными правилами вы видите?

- Если энергии тратится меньше, чем её поступает с пищей, наступает ожирение, но так же опасен и голод, знаете ли вы, что без еды человек погибает через неделю, без жидкости через три дня.

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт)

Работа в тетради

Взаимопроверка.

Проведение опыта

Работа с карточками

Работа с карточками

Ответы детей

VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся

4 мин

- Сейчас вы будете работать в группах, используя свои знания, решите филворд «Вкусненький». Найдите названия полезных блюд.

(Приложение 4)

- Снимем продукты с листа и посмотрим.

Работа в группах 

Проверка опыта

Итог: Если продукт жирный, на бумаге останется пятно

VII.   Итог урока

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

2 мин

-  Ребята, вы сейчас будете работать  в группах.  Используя полученные знания на уроке вам нужно сообща составить меню из полезных продуктов.

1 группа: 1-й завтрак.

2 группа: 2-й завтрак.

3 группа: обед.

4 группа: полдник.

5 группа: ужин

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал с собой берёт)

Работа в группах

VIII. Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

2 мин

- А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Где сможете использовать свои знания?

Поднимите руку, кто из вас теперь знает, что такое здоровая пища, правильное питание, что значит культура поведения за столом?

- На странице 69 в рабочей тетради оцени свою работу. Раскрась один цветок.

-Наш урок подошёл к концу. Мы хорошо и много трудились. А чтобы отдохнуть и расслабиться, выполним упражнение «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Возвращаются к цели урока

Работа в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)

Классный час  знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...

Урок окружающего мира "Здоровье всему голова"

Урок окружающего мира в 3 классеТема: «Здоровье – всему голова» Форма: интерактивный урок с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний....

Урок окружающего мира Здоровая пища"

Урок окружающего мира по теме " Здоровая пища" проводился  проводился в 1 классе ( УМК " Школа 21 века"). Данный материал также может использоваться при проведении классного часа в начальной школ...

Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни"

Представлена  технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни"...

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Здоровый образ жизни - здоровое питание"

Цель урока:1. Создать условия для продуктивного общения учащихся в рамках изучаемой  темы.2. Содействовать развитию коммуникативных способностей и навыков учащихся.3. Способствовать формированию ...