Проект "Времена года"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Митрофанова Елена Алексеевна

Данный проект включает в себя активные поиски решения задач, он является хорошим средством интеллектуального развития младших школьников с ОВЗ и показывает своё преимущество и эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

      «ВРЕМЕНА  ГОДА»

                                                                                                                                                                                                                 

 

                                                                                           ВЫПОЛНИЛА: Е.А. МИТРОФАНОВА

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                      УЧИТЕЛЬ 2 КЛАССА «Б»

                                                         г. Балахна

                                                                          2015-2016 УЧ. ГОД

 Цель  проекта:

       

       Продолжать знакомить детей с природными явлениями и сезонными    

 изменениями каждого времени года (осень,  зима, весна, лето)

 

Задачи проекта:

-углубить и расширить экологические знания;

-привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,

-развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

- умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;

-формирование навыков исследовательской деятельности;

- умения взаимодействовать с другими участниками проекта.

-сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

 Паспорт проекта:

  1. Образовательная область: познавательное развитие.
  2. Вид деятельности: проектная.
  3. Тема проекта: «Времена года».
  4.  Вид проекта: познавательно-практический.
  5. Сроки реализации: долгосрочный (один год).
  6. Участники проекта: обучающиеся 2 «б» класса, учитель.
  7. Время необходимое для проведения проекта: разделено на четыре этапа по  

       временным сезонам: осень, зима,   весна, лето.

  1. Краткое содержание проекта: проект предполагает совместную деятельность      

учителя и  обучающихся, и реализуется посредством включения разнообразных видов  деятельности: экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, беседы,  чтение художественной литературы, игры, экскурсии, наблюдения, просмотр  презентаций. В ходе реализации проекта детям даётся возможность проявить  свою инициативность.

  1.  Ожидаемые результаты.

Практическая значимость проекта:

  Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества  

 знаний у    младших школьников:

           - образовательная деятельность;

           - практическая;

           - игры, развлечения;

           - наблюдения, экскурсии.

Актуальность проекта:

        Природа оставляет большой след в душе детей, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Дети радуются, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Эти впечатления важны и неожиданные для них. А всё новое удивляет и вызывает интерес, в процессе познания  возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться их любознательность, будет ли формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

       Мир огромен, а дети ещё малы, опыт их ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывает чувство прекрасного. Если взрослые научат детей любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у него разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Инновационность проекта:

     Создание системы экологического воспитания младших школьников, направленной на становление у них научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Этапы  и содержание  проекта

Подготовительный этап:

Задачи:

-  методическое обеспечение проекта;

-  информационное обеспечение проекта;

-  определение уровня знаний детей по теме проекта;

-  планирование работы проекта.

Содержание:

-  подбор методической литературы и художественной литературы;

-  подбор и изготовление пособий по теме;

-  изучение уровня знаний по теме;

-  написание конспектов.

Направление образовательной работы

при реализации проекта

  • Экологическое воспитание.
  • Нравственное воспитание.
  • Трудовое воспитание.
  • Художественно-эстетическое.

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

Д/ игры, п/игры, пальчиковая

гимнастика, психогимнастика

Познавательная деятельность

Беседы, составление и рассматривание альбомов, книг;

презентации; экскурсии; наблюдения;

опытно-экспериментальная деятельность

Художественно-творческая деят-ть

Рисование; конструирование,

творческая мастерская.

Развитие речи

Чтение стихотворений;

составление рассказов; разгадывание загадок; чтение закличек.

Конкурсы, викторины

Конкурс;  викторина.

Уровень развития  учащихся по теме проекта

«Времена года».

Диагностика уровня сформированности знаний учащихся

о временах года.

Критерии диагностики:

           Высокий уровень – изучаемый материал усвоен полностью, знания

                                             по содержанию точные и полные.

           

           Средний уровень - не все вопросы изучаемого  материала усвоены ребёнком

                                полностью, нет чёткой линии в ответах на вопросы;

                                знания хорошие, но не конкретные.

Низкий уровень - знания  отрывочные и бессистемные; не может ответить

                               на вопрос учителя; учащийся  мало

                               инициативен, нет желания узнать что-то новое,

                               что-либо исследовать.

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

4-5

3

1-2

Ожидаемые результаты в конце 2015/2016 учебного года

Обучающиеся

Педагог

  1. Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе
  1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры школьника.
  1. Смогут применять полученные знания в различных видах детской деятельности.
  1. Повышение профессионального мастерства.

  1. Будут сформированы экологические знания о временах года и культура поведения в природе
  1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры школьника.

  1. Смогут применять полученные знания в различных видах образовательной  деятельности.
  1. Повышение профессионального мастерства.

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

ОСЕНЬ

Срок и название

Цель

Содержание

сентябрь

«Вот и осень наступила»

-  сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона;

-  конкретизировать представления об осенних изменениях в природе.

- беседы об осени;

- пословицы и народные приметы об осени;

- д/игра «Четвёртый лишний» (признаки осени);

- худ. слово: К. Бальмонт «Осень»;

-загадки об осени «Путешествие по стране Загадай-ка»;

- просмотр презентации «Календарь природы» (осень).

«Хоровод деревьев»

(рисование ладошками)

-  упражнять детей в различении растений в осеннем наряде;

-  обогатить эстетический опыт, вызвать радостное переживание от восприятия красоты осени;

-  учить нетрадиционной техники рисования, используя ладошки.

- наблюдение за деревьями на школьном участке;

- п/игра «Раз, два, три к дереву беги»;

- пальчиковая гимнастика «Осень»;

-  художественное слово: И. Бунин «Листопад».

«Осень припасиха»

-закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах и фруктах, об их пользе, также о сборе урожая и заготовке на зиму;

-  проверить, как дети различают и называют овощи, развивать умения различать овощи и фрукты на ощупь и по вкусу;

-  беседа «Овощная ярмарка»;

-  игра «Съедобное – несъедобное»;

-  подвижная игра «Кто быстрее соберёт урожай в корзину»

-  заучивание стихотворения «Осень добрая пришла»

октябрь

«Краски осени»

(рисование водой)

- продолжать   учить нетрадиционной техники рисования, используя воду

-рассматривание иллюстраций об осени;

-д/игра : «Художник».

«Дождь»

-дать представление о том, что осенний дождь бывает разным; показать простейшие связи между явлениями в природе.

-прослушивание аудиозаписи – дождь;

-п/игра : «Дождик»;

-беседа.

«Как звери и птицы готовятся к зиме?»

-  уточнить знания детей о животных и птицах, их жизнь в осенний период;

-  воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

-  презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме»;

-  наблюдения за птицами;

-  презентация «Лесные жители»;

-  подвижная игра «Перелёт птиц»,

- пальчиковая гимнастика «Воробушек».

ноябрь

«Как звери меняют шубку?»

-выявить зависимость изменений  в жизни животных от изменений в неживой природе.

-рассматривание иллюстраций;

-презентация «У кого какие шубки»;

игровое развлечение  

«Осень добрая пришла…»

- - закрепить знания детей о

     приметах осени, в процессе

     игровой деятельности;

 

 - -вызывать положительный

       эмоциональный настрой;

    - желание играть в коллективе

      сверстников.

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

ЗИМА

Срок и название

Цель

Содержание

декабрь

«Зима – время года»

-уточнить и систематизировать доступные пониманию признаки и особенности зимы; формировать понимание – какая быват зима через чтение стихотворения

М. Пляцковского «Какая бывает зима».

-беседа о зиме;

-просмотр презентации «Календарь природы» (зима);

-пословицы и поговорки о зиме.

«Почему снег белый?»

(чтение сказки)

-развивать умение внимательно слушать и понимать текст сказки, используя предметные картинки;

-развивать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.

-чтение сказки «Почему снег белый?»

«Что такое новый год?»

- познакомить детей с праздником «Новый год», новогодними традициями.

- беседа «Что такое Новый год» с показом презентации «Где живёт Дед Мороз;

- пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку»;       -украшение класса к новогоднему празднику.

«Мастерская Деда Мороза»

(ручной труд)

-воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);

-формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам ручного труда, развитие самостоятельности.

- приготовление новогодних подарков»;        

- заучивание стихов к новогоднему

  празднику.

январь

«Зимующие птицы»

- расширять знания детей о птицах, их жизни и повадках, в зависимости от времени года; почему их называют зимующими;

-дать представление о том, как можно помочь птицам зимой;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

-беседа о зимующих птицах;

-просмотр учебного фильма о зимующих птицах;

д/игра «Узнай по описанию»;

операция «Кормушка».

«В гостях у снежной королевы»

-закрепить знания детей о свойствах снега и льда;

-продолжать учить выделять сходства и различия ;

-дать знания о том, как появляется снег и лёд;

Выяснить почему летом нет снега; где можно увидеть снег  в домашних условиях (холодильнике)

опыт №1 – где быстрее тает сне и лёд;

опыт №2 – что быстрее тает?;

опыт №3Как появляется лёд?;

схема – откуда появился снег?

    «Белые снежинки»

(рисование мыльными пузырями

- продолжать   учить нетрадиционной техники рисования, используя воду и мыльные пузыри.

февраль

«Зимние забавы»

(спортивное развлечение)

-создать у детей радостное и веселое настроение;

-развитие умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, воспитание целеустремленности,  чувства коллективизма в команде.

Спортивные игры:

- «Покатаемся на саночках»

- «Кто быстрее соберётся на прогулку?»

- «Построй снеговика»

- «Покатаемся на лыжах»

- «Поиграем со снежинками»

«Что, где, когда?»

-закрепить знания детей о зиме;

-развивать мыслительные ---операции при отгадывании загадок.

-загадки, д/игры по теме «Зима».

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

ВЕСНА

Срок и название

Цель

Содержание

март

«Мы весну встречаем»

- учить видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения и применять знания на практике;

- учить высказывать свои суждения.

- беседа «Весна красна»;

- просмотр презентации «Календарь природы»  (весна)

- игра «Когда это бывает»;

- загадки о природных явлениях;

- чтение стихов о весне

- прослушивание аудиозаписи - звуки весны.

«Откуда берётся капель?»

-дать детям представления о явлении природы – весенняя капель; о том когда и как они появляются

Прослушивание аудиозаписи  «Капель».

Экспериментальная деятельность.

апрель

«Солнечные зайчики»

-дать детям представления о явлении природы – солнечные зайчики; о том когда и как они появляются

-беседа с детьми;

-создание солнечных зайчиков с помощью зеркала;

-рисование мыльными пузырями «Солнечные зайчики»;

-чтение и заучивание стихотворения «Солнечные зайчики».

«Первоцветы»

- расширять представления детей о первых весенних цветах;

объяснить , почему их называют первоцветами  почему их нельзя

 рвать

- беседа о первоцветах

- просмотр презентации «Первоцветы»

чтение и заучивание стихов: «Подснежник», «Одуванчик», «Мать-и-мачеха»

- аппликация : «Первоцветы»

«Перелётные птицы»

- расширять знания детей о птицах, их повадках, местах обитания; почему их называют перелётными;

- воспитывать бережное отношение к птицам

Беседа о перелётных птицах;

наблюдение за перелётными птицами в природе

просмотр учебного фильма о птицах;

д/игра: «4-ый лишний»

прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» (птицы);

художественное слово: стихи о птицах;

Май

«Путешествие в весенний лес»

-учить видеть изменения в природе,

-делать элементарные умозаключения и применять знания на практике;

 -учить высказывать свои  суждения;

Экскурсия в весенний лес

«Что, где, когда?»

-закрепить знания детей о весне;

-развивать мыслительные

операции при отгадывании загадок;

-развивать память, внимание, воображение детей;

Игра-развлечение

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

ЛЕТО

Срок и название

Цель

Содержание

Июнь

«Путешествие в лето»

-расширение знаний детей о лете, о явлениях природы летом;

 -предоставление возможности  детям проявлять себя в различ-ных видах творческой и спортивной деятельности;

-Беседа с детьми о лете;

-просмотр презентации «Календарь природы» (лето)

-рисование «Мы рисуем лето»;

-игры с водой и песком;

-викторина «Что мы знаем о природе»;

-фотопроект «Летние забавы»;

-отгадывание загадок о лете

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Срок

Цель

Содержание

Август

- Собрать информацию для предоставления эффективной оценки качества знаний.

- Диагностики и мониторинг качества знаний.

- Накопление материала для дальнейшей презентации проекта

«Времена года»

Выявление знаний детей по окончании проекта.

Мониторинг результатов проекта.

Составление портфолио проекта.

          В ходе проведенного мной проекта «Времена года», было установлено, что данный метод включает в себя активные поиски решения задач, что он является хорошим средством интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ и показывает своё преимущество и эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»

Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

«С Новым годом!» сценарий нового года

Дети входят в зал, поют песню, все рассаживаются по местам.    Слайд №3            Под музыку выходят ведущие.Ведущий. Снова ...

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...