Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающий мир в 3 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Лазарева Марина Александровна

Тема: «Земля наш дом родной »

( урок – конференция)

 

Цель урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и                 

                      бережное отношение к природе; формировать чувство ответственности за все   

                      живое, что нас окружает; воспитывать чувство гражданственности и

                      патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

 внеклассного чтения и окружающий мир в 3 классе.

Учитель: Лазарева Марина Александровна

Дата проведения: 3 апреля 2009 год.

Тема: «Земля наш дом родной »

( урок – конференция)

Цель урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и                  

                      бережное отношение к природе; формировать чувство ответственности за все    

                      живое, что нас окружает; воспитывать чувство гражданственности и

                      патриотизма.

Ход урока

1. Открытие конференции.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты и гости нашей                

                 встречи. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена      

                 теме «Земля - наш общий дом». Все наши мечты - о хорошем будущем, о

                 прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого,

                 доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.

                                                 Хочу, чтоб в мире было много света,

                                                 Хочу, чтоб в мире было много лета,

                                                 В котором – солнце, птичьи голоса,

                                                 И на траве – зеленая роса.

                                                 Хочу, чтоб в мире было меньше плача,

                                                 А больше смеха, радости, удачи.

                                                 Улыбок детских, как цветенье зыбких.

                                                 Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

                       Позвольте мне представить участников нашей конференции:

- корреспонденты «Лесной газеты» из отделов:

  • «Вести из леса» -
  • «Рыбацкий узел» -
  • «Почта» -
  • «Городские новости» -
  • «Сельские новости» -

               А также эксперт – литератор Невоструева Елена Владимировна и учителя нашей школы.

               И я ваш покорный слуга Лазарева Марина Александровна.

(  Слайд)

              Цель нашей конференции подвести итоги изучения раздела «Люби живое» и выяснить над чем вам пришлось задуматься, изучая  эту тему.

Учитель: Земля – это удивительная, загадочная, прекрасная  планета.

                 Здесь нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Вы легко можете представить, на сколько непохожи друг на друга растения и животные.

                  Все многообразие видов и форм жизни не только уживается на одной планете Земля,  но и дополняет друг друга и, более того, не может существовать одно без другого. И если одно звено в этой цепи рвется, то это пагубно влияет на всю систему.

Учитель: А теперь я хочу предоставить слово корреспонденту Трифонову Дмитрию,

          представителю отдела «Вести из леса». Поделитесь, пожалуйста, с нами вашими    

          наблюдениями.

       Корреспондент. «Стая птиц под снегом».

            Наблюдал я однажды за зайцем. Скакал он по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – «бух»! – сорвался, и в снег по самые уши.

              И чувствует косой: под ногами у него живое что – то шевелиться. В ту же минуту из – под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

               Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.

               Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

Учитель: Кто хочет дополнить выступление корреспондента? Расскажите, какие  

                 произведения  вам запомнились из раздела о птицах.

                                                  (Ответы детей)

                               (Ответ: Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

                Что нового вы узнали о них?

(Рассказ детей)

               (Глухарь одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в снег и там ночуют. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке. Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих деревьев.

                            ( В это время показывают слайды)

Учитель: Очень многие русские писатели посвятили свое творчество природе. Вспомните авторов, пишущих о природе.

(Ответы детей)

                Эти писатели в своих произведениях сумели описать природу во всем ее многообразии и неповторимости. Писательская манера у них, естественно разная, и пишут они о разных проявлениях природы.

                Я предоставляю слово следующему корреспонденту: Донченко Александру, представителю отдела «Рыбацкий узел».

Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих  полуводный                                  

                            образ жизни.

 

Речной бобер – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой.  

              Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

(В это время показывают слайды)

Ондатра – завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее - Северная Америка.

                Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку их корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит за лето два потомства., по 4-7 детенышей в каждом. Питается камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

                Ондатра дает красивый ценный мех.

(В это время показывают слайды)

Учитель:  Спасибо вам за выступление.

                Все мы, с вами готовясь к этой конференции прочитали очень много литературы. И познакомились с замечательными произведениями. Одно из них называется «Мышонок Пик». Вспомните, кто является автором этого произведения?

(Ответ: Виталий Бианки)

 Каждому из вас я предлагаю выполнить задание которое есть у вас на столах.

(Показ слайда)

Задание № 1.

Вставьте пропущенные слова, восстановив пропущенный текст.

            «Первыми заметили Пика большие __________ .

Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

             А со дна реки поднялась ____________  и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда _________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.

(Выполнение задания)

(Показ слайда, проверка)

            (Ответ: 1.Белые Чайки, 2. Щука, 3. Чайки.)

- Откуда этот отрывок? («Мышонок Пик» Виталий Бианки)

- Какая смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймала щука, змея и жулан.)

Учитель: В адрес очень многих издательств приходят письма с просьбой о помощи. А иногда и жалобы. Слово представляется корреспонденту из отдела «Почта».

Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба №1.

         «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

         Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь, какая – то.

         Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

(Ответы детей)

         

 Кто знает какую пользу приносит жаба?

                                                       (Показ слайдов)

(Здесь говориться о жабе. Жабы поедают большое количество насекомых вредителей, например мух, комаров, гусениц. Существует такое поверье что, если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)

                                                             

Жалоба № 2

          «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас не заслуженно»

            О каком животном идет речь, и какую пользу оно приносит?

(Показ слайда)

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

Учитель: Уважаемые участники конференции, в защиту кого вы хотели выступить сегодня?

 

           1.Кукушка единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

(Ответы детей)

           Кукушка птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

            Кукушата не могут, есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

                                                        (Показ слайдов)

-Можно ли осуждать кукушку за то, что она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда.

 - В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?

(Ответы детей)

(Ответ: Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», Виктор Астафьев «Капалуха»)

Учитель: Кто еще хочет выступить в защиту животных?

         2.Семейство собачьи объединяет около 37 видов животных, включая волков, лис, койотов, шакалов, песцов и диких собак. Все собачьи ходят, опираясь не на всю стопу, а лишь на пальцы: у представителей этого семейства на передних лапах по пять пальцев, а на задних по 4.

         Большинство ученых считает, что наиболее вероятный предок всех собак – волк.

(Показ слайда)

Но если собака с древнейших времен считалась другом и помощником человека, то волк во все времена был его главным врагом. Систематическое истребление этих животных привело к резкому сокращению их численности. В  Европе, например, волки практически исчезли. А ведь волк играет важную роль в любой экосистеме. Убивая по большей части больных и ослабленных животных, он поддерживает здоровье популяции, препятствует возникновению эпидемий и регулирует численность травоядных.

Учитель: А вы знаете, почему волки воют?

( Чтобы дать понять своим соседям о том, что территория уже занята. Они воют примерно раз в 10 часов и делают это хором. Такие совместные спевки укрепляют отношения в стае. Иногда волки воют просто так ради собственного удовольствия.)

Корреспондент: Я корреспондентка городских новостей Майрина Дарья.

                             Меня тронуло письмо одного мальчика. Я вам сейчас его зачитаю.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был –

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его не известно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

- Не напомнило ли вам это письмо какие – то истории?

                                    (О мальчике из рассказа Виктора Драгунского «Он живой и светится».Мальчик Дениска обменял дорогую для него игрушку самосвал на светлячка и был этому рад.)

Учитель: Ребята, а вы знаете почему светлячок светится?

                 В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Мне удалось найти фотографию светлячка, запечатленного как раз в тот момент когда он светится.

(Показ слайда)

Учитель: Я предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столах есть листочки  

                 с тестом, который вы сейчас должны выполнить.

 

(Показ слайда)

                                                                        Тест

1.Как называется раздел, который мы закончили изучать?

А) « Зарубежная литература»

Б) «Были и небылицы»

В) «Люби живое»

2.Что объединяет произведения раздела «Люби живое»?

А) Они о растениях

Б) Они о птицах

В) Они о животных

3.Кто написал рассказ «Мышонок Пик»?

А) Б.С.Житков

Б) В.Ю.Драгунский

В) В.В.Бианки

4.Перечисли произведения, которые тебе больше всего запомнились?

5.Перечисли авторов этих произведений?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

6.Чему научили тебя произведения этого раздела?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответы: 1)В, 2)В, 3)В, 4)и 5) «Моя родина» М.М.Пришвин, И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», «Как мышонок Пик попал в мореплаватели», «Кораблекрушение», «Страшная ночь», «Хвост цеплялка и шерска-неведимка», «Соловей разбойник», Б.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «Наша жучка», В.П.Асьафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

6)Эти произведения учат нас любить все живое и бережному отношению ко всему что нас окружает.

(Проверка теста с показом слайда)

2.Подведение итогов конференции

          Учитель: Теперь вы, наверное, понимаете, насколько прекрасна, удивительна, неповторима наша Земля. Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не сможет уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов. Но для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения своей планеты.

                          И каждый из нас должен помнить, что Земля - планета людей.

                  Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?

(Ответы детей)

 (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Обратили наше внимание на то, что все хотят жить)

                         - Ребята, мы должны принять резолюцию нашей конференции. Подвести некий итог. Для этого вспомните, пожалуйста, правила как мы должны вести себя в природе, что бы сохранить ее в первозданном виде.

(Ответы детей)

Резолюция

(Показ слайда)

Правила поведения в природе

  1. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  3. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
  4. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  5. Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их.
  6. Не шуми в лесу и в парке.
  7. Помни, что мы в ответе за тех кого приручили.

              Учитель: Кто за эту резолюцию прошу поднять руки.

                                                   (Идет голосование)

Резолюция принята единогласно. Я думаю, что теперь каждый из вас будет надежным защитником нашей природы и всего, что нас окружает.

              Учитель: Рядом с нами немало растений, животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и защите. Именно от того, как мы ведем себя в лесу, в парке, на лугу, у реки зависит судьба животных и растений.

                           

                              Для дружбы, для улыбок и для встреч

                               В наследство получили мы планету

                               Нам этот мир завещано беречь

                               И землю удивительную эту.

                       

           Учитель: На нашей конференции присутствовало много гостей. Я хочу предоставить слово литературному эксперту Невоструевой Елене Алексеевне.

(Выступление)

(Вручение грамоты Невоструевой Елене Владимировне)

(Показ слайдов)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком человек!»

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру6

«Я сберегу вас, сберегу!»

                                         Е.Шкловский

Учитель: В заключении я хотела бы сказать словами Бернарда Шоу «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле как люди»,- говорил Бернард Шоу.

                 Земля – планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны ее любить и беречь!

Дополнительное задание.

Написать послание жителям плане


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс

Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс...

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 4 класс. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

На уроке происходит знакомство  уч-ся  с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел, используя географический материал, в т.ч. республики Буря...

Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе

Изучение темы "Невидимые нити" в ходе интегрированного урока чтения и окружающего мира на основе изучения произведения В.Бианки "Сова"....

Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...