урок окружающего мира по теме "Явления природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шевцова Людмила Анатольевна

·        Материал поможет детям:

·            узнать, что такое явления природы, термометр (давать определения);

·                 различать объекты и явления природы; различать явления неживой и живой природы; приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных;

·                 определять сезон по характерным природным явлениям; проводить опыты с термометром;

·                 измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ во  2 классе

Автор: Шевцова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 15 станицы Махошевской

Тема урока – «Явления природы»

Тип урока:  урок  изучения нового материала

Цель урока: Познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления»

Задачи урока:

Образовательные задачи: сформировать у детей первоначальное представление о «явлениях природы», «сезонных явлениях», познакомить с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять температуру воздуха.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Родине, через любовь к природе родного края.

Развивающие задачи: развивать познавательные процессы обучающихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • вызвать интерес к учебной деятельности;
  • развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;

Метапредметные:

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя, схемы; умение сравнивать, рассуждать, делать простейшие выводы.
  • учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;

Коммуникативные:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Регулятивные:

  • организовывать свое рабочее место; прогнозировать работу;
  • определять цель выполнения заданий на уроке;
  • учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы);
  • активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность;
  • анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Предметные:

  • знать, что такое явления природы, термометр (давать определения);
  • различать объекты и явления природы; различать явления неживой и живой природы; приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных;
  • определять сезон по характерным природным явлениям; проводить опыты с термометром;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.

Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор; карточки-приложения к уроку с заданиями; презентация с изображением картин известных художников, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь», разные виды термометров;

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебный процесс.

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу.

Показывается презентация «Картины известных художников о природе» Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года Октябрь»

Учитель читает стихотворение:

- Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа).

Улыбаются друг   другу

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Личностные: формирование интереса к предмету; установление связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы);

II. Актуализация имеющихся знаний

Цель: выявить знания детей по изученной ранее теме «Птицы».

- На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

- Распределите по группам предметы живой и неживой природы (Приложение № 1).

- Объясните, почему вы сделали именно так.

Отвечают

Один ученик определяет предметы живой природы, второй – неживой, изделия распределяет третий. Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы

 

Личностные: формирование интереса к предмету;

Регулятивные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера;

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

Цели: 1.Зафиксировать причину затруднения.

2. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

- Что вы видите на фотографиях?

(Слайды № 1-6. Природные явления).

Рассмотрите фотографии на мультимедиа и назовите явления, которые видите.

- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

- И так тема нашего урока «Явления природы» (Тема записывается на доске).

- Какие задачи будем решать на уроке?

- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?

- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки

Комментарии детей: дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель.

Высказывания детей.

Личностные:

формирование интереса к предмету;

Познавательные:

формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать.

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы);

анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

IV. Совместное открытие знания

Цель - обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала

- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?

- Сейчас вы разобьетесь по временам года. Каждый выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите характеристику? (Приложение № 4) (Слайды № 7-10. Времена года: лето, зима, весна).

Во время ответов детей на мультимедиа появляются по очереди те же фотографии.

Физминутка

Выросли деревья в поле.                            

 Хорошо расти на воле!        

Каждое старается,               

К небу, к солнцу тянется.                      

Вот подул веселый ветер,                              

Закачались тут же ветки,                            

 Даже толстые стволы        

Наклонились до земли.      

Вправо-влево, взад-вперед –                    

Так деревья ветер гнет.      

Он их вертит, он их крутит.                      

Да когда же отдых будет?

А какое время года сейчас?

Дают характеристику осени и подбирают картинку.

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.

- А в чем измеряется температура?

- Назовите части термометра.

- Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 - количество градусов холода.

- Но шкалы все-таки отличаются. Почему?

Работают с учебником на с. 28.

Ответы детей: четыре – весна, лето, осень, зима.

По одному человеку подходят к столу учителя и вытягивают картинку.

Дают краткую характеристику временам года.

Потягивания – руки в стороны.

Потягивания – руки вверх

Машут руками.

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, назад - вперед.

Вращение туловищем.

Ответы детей.

Высказывания детей.

Ответы детей.

- Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, шкала.

Объясняют, для чего нужен каждый из термометров.

Личностные:

формирование интереса к предмету;

пользоваться основными приёмами сбережения здоровья;

Познавательные:

умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя, схемы; умение сравнивать, рассуждать, делать простейшие выводы.

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы);

активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность;

анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Предметные:

различать объекты и яв-ления природы; различать явления неживой и живой природы; приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных;

определять сезон по характерным природным явлениям;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель – обеспечить первичное запоминание изучаемого материала

Индивидуальная работа. - Расставьте слова под соответствующей картинкой (Приложение № 5).

- Что такое явления природы?

- Что называется сезонными явлениями?

- Чем измеряют температуру?

- Назовите части термометра?

Каждый ребенок работает индивидуаль-.

Ответы детей.

Личностные:

формирование интереса к предмету;

Познавательные:

использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

Регулятивные:формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения ошибок.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

- Давайте выполним практическую работу.

Каждый ученик работает с различными видами термометров и выполняет свое задание.

1-й определяет температуру холодной воды и теплой;

2 -й. - температуру в классе и за окном;

3-й. - температуру тела.

Познавательные:использование полученных знаний для решения задач творческого характера.

Регулятивные:

формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

VII. «Включение в систему знаний и повторений»

Работа в рабочей тетради

Задание № 2

Учитель, проходя по рядам, может оказывать детям индивидуальную помощь, а также проверяет их работу. После этого учитель просит учащихся по заданию учебника (с. 29, вверху) привести свои примеры явлений в неживой и живой природе. Затем заполняют таблицу в рабочей тетради (задание № 3). Важно, что в этом задании детям предлагаются варианты работы на выбор: можно придумать новые примеры, а можно воспользоваться таблицей, заполненной на прошлом уроке (в неё были внесены объекты неживой и живой природы). Для закрепления умения классифицировать явления природы может быть предложено

занимательное задание № 4 в рабочей тетради. Это задание предусматривает поиск ошибок на рисунках и доказательство правильности своего решения. Дети выполнят его по вариантам (1-й вариант работает с рисунком «Лето», а 2-й вариант — с рисунком «Весна»). Задание поддержит настрой детей на работу в проблемно-поисковом ключе и позволит актуализировать представления о признаках времён года, необходимые на данном этапе урока. Затем учитель говорит:

Задание № 5.

Дети закрашивают в условные цвета и соединяют линиями соответствующие таблички, составляя пары «объект — явление».

Познавательные:использование полученных знаний для решения задач творческого характера.

Регулятивные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы);

активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность;

Коммуникативные:формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

VIII. Рефлексия

Цель:  содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Что нового вы сегодня узнали?

- На какие вопросы получили ответы?

- Какие остались?

- Где вы сможете найти ответы на эти вопросы?

- Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

- Какой вывод сделали?

- Какую работу мы сегодня выполнили?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец».

Дети отвечают на вопросы (фронтальная работа).

Показывают листы самооценки.

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

IX. Домашнее задание

-В учебнике: повторить вывод на с. 31, перечитать информационный текст на с. 28.

В рабочей тетради: задания № 6, № 7 (выполняется с помощью взрослых).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...