Урок окружающего мира в 4 классе. "Мир древности: далекий и близкий".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Кривцова Лариса Владимировна

Методическая разработка содержит подробный конспект урока, карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал по изучаемой теме для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mir_drevnostey_dalekiy_i_blizkiy.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

«Мир древности: далекий и близкий»

Урок окружающего мира в 4-А классе.                                     Подготовила учитель начальных классов Л. В. Кривцова,                 первая категория

Феодосия, 2017 год


РАЗДЕЛ IV «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»

ТЕМА. Мир древности: далекий и близкий.

ЦЕЛИ: создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.

Личностные: проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развитию науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Оборудование: свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.

Основные термины и понятия: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Организационная структура (сценарий) урока

  1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.

- Посмотрите, что это у меня? (Свеча)

- А что она нам дает? (Свет и тепло).

- Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)

- Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегодняшний урок начали со свечи? Какая пословица о знаниях приходит на ум? (Ученье свет, а неученье – тьма).

- Мы сегодня будем получать знания, то есть свет. Ну что настроились на работу? Тогда мы начинаем наше путешествие по знаниям.

  1. Актуализация знаний.
  1. Блиц-опрос.
  • Назовите раздел, к изучению которого приступили. Страницы всемирной истории.
  • Что такое история? История – это наука о прошлом человеческого общества. История – это дорога во времени.
  • Кого называют «отцом истории»? Геродота. 
  • Какая наука помогла нам узнать о жизни первобытных людей? Археология.
  • Как называется самая длительная эпоха в истории человечества? История Первобытного мира.
  1. Работа в парах.

- Поработайте в парах.

  • Первый вариант – занятия древнего человека.
  • Второй вариант – орудия труда первобытных людей.

        - Время работы 1,5 минуты. Познакомьте с результатами вашей работы. Оцените работу в парах цветной фишкой.

- Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ?  Они относятся к древнему миру.

  1. Постановка учебной задачи.

1. Беседа.

- А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Мы будем продолжать говорить о древнем мире.

- Зачем, как вы думаете? Чтобы узнать, как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди.

- Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

2. Ассоциативный ряд. Фронтальная работа.

- Рассмотрите иллюстрации, постройте ассоциативный ряд. Какие изображения вы свяжите с Древним Египтом, какие – с Древней Грецией, какие – с Древним Римом? Что вызывает затруднения? Чего не хватает для ответа? Знаний, информации.

- Где можно добыть информацию? В учебнике, атласе, энциклопедии, художественной литературе, Интернете, спросить у учителя.

- Рассмотрим книги, которые вы принесли на урок.

Выставка книг. Краткое сообщение ученика о книге.

  1. Открытие нового знания.
  1. Знакомство с эпохой Древнего Египта.

- Первые древние государства возникли возле рек и морей. Почему? По рекам было удобно передвигаться, река давала человеку воду для питья и земледелия.

И одно из таких государств – Древний Египет, который возник на берегах реки Нил. Многим позже появились Древняя Греция и Древний Рим на берегах Средиземного моря.  Демонстрация на карте.

- Перед вами прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки.  Например, дети, прожив 10-12 лет могли не увидеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов.

В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля». За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался слой жирного чернозема.

- Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажут _____________________________________.

 Ученик 1. Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками. Такими как:

Храм Карнак. Храм Луксор. Пирамиды Хеопса.

Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

Бог солнца – Ра (человек с головой птицы).

Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила).

Бог мудрости Тот (человек с головой птицы ибиса).

Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

Ученик 2. (Отрывок из учебника об особых знаках иероглифах).

- Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Что оставил потомкам в наследие Древний Египет:

-памятники архитектуры,

-научные знания,

-знания в сельском хозяйстве,

-водный транспорт.

2. Физминутка «Четыре стихии».

3. Знакомство с эпохой Древней Греции и Древнего Рима.

Работа в группах по плану. Время работы 6 минут.

  • Древняя Греция (с. 10, сердце Афин – Акрополь. Знаменитый храм - Парфенон).
  • Древняя Греция (с. 11-12, Олимпийские игры. Алфавит древних греков и его особенности).
  • Древний Рим (с.12-13, дата основания, Колизей, Римский форум).
  • Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
  • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

- Познакомьте с результатами вашей работы.

Древняя Греция

В Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.

Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.

Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.

На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов

Зевс – громовержец,

Посейдон – бог моря,

Аид – бог подземного царства,

Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.

- Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.

- Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы

Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы.

Древний Рим

Датой основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.

В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей. Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов. Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

 Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.

В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи». Над картиной художник работал шесть лет. Карл Брюллов так увлекся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи. Извержение вулкана стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. Под лавой Везувия оказались погребены порядка 5 тысяч человек. После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком, после чего художника стали называть «Карл Великий».

Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все-таки Древний Рим оставил свой след, отличался он:

-  религиозной сдержанностью

-  суровостью

- практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.

  1. Первичное закрепление.

А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал (вопросы на слайдах).

Блиц-опрос:

  • Грандиозное сооружение – гробница фараонов?
  • Государство, где были придуманы названия месяцев?
  • Назовите народ, живший на берегах реки Нил?
  • Что такое Акрополь?
  • Родина олимпийских игр?
  • Назови столицу Др. Греции?
  • Кому поклонялись жители древних государств?
  • Где возник первый алфавит?
  • Назови древние государства?
  • Кто такой фараон?
  • Покажи на карте одно из государств, которое запомнил?
  • Как называется материал, на котором писали др. египтяне?
  • Какие древние постройки ты можешь назвать?

Вывод: жители древних государств были высокоразвитыми, умелыми строителями, учёными, многое умели делать.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Установи соответствие (на карточках):

Проверка на слайде

Древний Египет                                  иероглифы

Древний Рим                                       папирус

Древняя Греция                                  Акрополь

Колизей

алфавит

мумия

форум

  • Работа в парах в тетради на странице 8, задание 1, 2, 3.
  1. Рефлексия деятельности.

- А сейчас выберите изображение той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.

- Оцените свою деятельность на уроке. Чья работа достойна отметки?

- Что нового для себя открыли?

- Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке.

- В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.

  1. Домашнее задание.

* Перечитать материал в учебнике с. 8-14, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

** Пересказать близко к тексту материал по одному из государств.

*** Найти и подготовить устно сообщение или презентацию по Древним государствам, таким как Армения, Иран, Китай или Япония.

          - Спасибо за внимание.

Приложение.

Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками. Такими как:

Храм Карнак. Храм Луксор. Пирамиды Хеопса.

Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

Бог солнца – Ра (человек с головой птицы).

Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила).

Бог мудрости Тот (человек с головой птицы ибиса).

Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи». Над картиной художник работал шесть лет. Карл Брюллов так увлекся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи. Извержение вулкана стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. Под лавой Везувия оказались погребены порядка 5 тысяч человек. После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком, после чего художника стали называть «Карл Великий».

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

  1. _____________________________ (разведение домашних животных)
  2. ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
  3. ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
  4. ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
  5. __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

  1. _____________________________ (разведение домашних животных)
  2. ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
  3. ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
  4. ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
  5. __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

  1. _____________________________ (разведение домашних животных)
  2. ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
  3. ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
  4. ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
  5. __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
  2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
  3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
  2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
  3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
  2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
  3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
  2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
  3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
  2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
  3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

РАБОТА В ГРУППАХ, № 1

  • Древняя Греция (с. 10, сердце Афин – Акрополь. Знаменитый храм - Парфенон).

РАБОТА В ГРУППАХ, № 2

  • Древняя Греция (с. 11-12, Олимпийские игры. Алфавит древних греков и его особенности).

РАБОТА В ГРУППАХ, № 3 +МАКСИМ

  • Древний Рим (с.12-13, дата основания, Колизей, Римский форум).

РАБОТА В ГРУППАХ, № 4 + АНДРЕЙ

  • Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)

РАБОТА В ГРУППАХ, № 4 + АЛЕКСАНДРА

  • Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
  • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

Открытый урок в 4 классе по окружающему миру на тем "Мир древности: далёкий и близкий"

Тема: Мир древности: далёкий и близкийЦель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в...

"Мир древности: далёкий и близкий" урок окружающего мира 4 класс

Урок окружающего мира даёт начальные представления о достижениях цивилизации Древнего мира....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс...