Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе. "Мир древности: далекий и близкий".
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

    Кривцова Лариса Владимировна

    Методическая разработка содержит подробный конспект урока, карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал по изучаемой теме для работы в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_mir_drevnostey_dalekiy_i_blizkiy.docx36.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

    «Мир древности: далекий и близкий»

    Урок окружающего мира в 4-А классе.                                     Подготовила учитель начальных классов Л. В. Кривцова,                 первая категория

    Феодосия, 2017 год


    РАЗДЕЛ IV «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»

    ТЕМА. Мир древности: далекий и близкий.

    ЦЕЛИ: создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

    Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.

    Личностные: проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развитию науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

    Оборудование: свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.

    Основные термины и понятия: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

    Организационная структура (сценарий) урока

    1. Самоопределение к деятельности.

    - Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.

    - Посмотрите, что это у меня? (Свеча)

    - А что она нам дает? (Свет и тепло).

    - Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)

    - Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегодняшний урок начали со свечи? Какая пословица о знаниях приходит на ум? (Ученье свет, а неученье – тьма).

    - Мы сегодня будем получать знания, то есть свет. Ну что настроились на работу? Тогда мы начинаем наше путешествие по знаниям.

    1. Актуализация знаний.
    1. Блиц-опрос.
    • Назовите раздел, к изучению которого приступили. Страницы всемирной истории.
    • Что такое история? История – это наука о прошлом человеческого общества. История – это дорога во времени.
    • Кого называют «отцом истории»? Геродота. 
    • Какая наука помогла нам узнать о жизни первобытных людей? Археология.
    • Как называется самая длительная эпоха в истории человечества? История Первобытного мира.
    1. Работа в парах.

    - Поработайте в парах.

    • Первый вариант – занятия древнего человека.
    • Второй вариант – орудия труда первобытных людей.

            - Время работы 1,5 минуты. Познакомьте с результатами вашей работы. Оцените работу в парах цветной фишкой.

    - Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ?  Они относятся к древнему миру.

    1. Постановка учебной задачи.

    1. Беседа.

    - А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Мы будем продолжать говорить о древнем мире.

    - Зачем, как вы думаете? Чтобы узнать, как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди.

    - Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

    2. Ассоциативный ряд. Фронтальная работа.

    - Рассмотрите иллюстрации, постройте ассоциативный ряд. Какие изображения вы свяжите с Древним Египтом, какие – с Древней Грецией, какие – с Древним Римом? Что вызывает затруднения? Чего не хватает для ответа? Знаний, информации.

    - Где можно добыть информацию? В учебнике, атласе, энциклопедии, художественной литературе, Интернете, спросить у учителя.

    - Рассмотрим книги, которые вы принесли на урок.

    Выставка книг. Краткое сообщение ученика о книге.

    1. Открытие нового знания.
    1. Знакомство с эпохой Древнего Египта.

    - Первые древние государства возникли возле рек и морей. Почему? По рекам было удобно передвигаться, река давала человеку воду для питья и земледелия.

    И одно из таких государств – Древний Египет, который возник на берегах реки Нил. Многим позже появились Древняя Греция и Древний Рим на берегах Средиземного моря.  Демонстрация на карте.

    - Перед вами прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки.  Например, дети, прожив 10-12 лет могли не увидеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов.

    В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля». За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался слой жирного чернозема.

    - Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажут _____________________________________.

     Ученик 1. Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками. Такими как:

    Храм Карнак. Храм Луксор. Пирамиды Хеопса.

    Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

    Бог солнца – Ра (человек с головой птицы).

    Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила).

    Бог мудрости Тот (человек с головой птицы ибиса).

    Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

    Ученик 2. (Отрывок из учебника об особых знаках иероглифах).

    - Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Что оставил потомкам в наследие Древний Египет:

    -памятники архитектуры,

    -научные знания,

    -знания в сельском хозяйстве,

    -водный транспорт.

    2. Физминутка «Четыре стихии».

    3. Знакомство с эпохой Древней Греции и Древнего Рима.

    Работа в группах по плану. Время работы 6 минут.

    • Древняя Греция (с. 10, сердце Афин – Акрополь. Знаменитый храм - Парфенон).
    • Древняя Греция (с. 11-12, Олимпийские игры. Алфавит древних греков и его особенности).
    • Древний Рим (с.12-13, дата основания, Колизей, Римский форум).
    • Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
    • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

    - Познакомьте с результатами вашей работы.

    Древняя Греция

    В Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.

    Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.

    Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.

    На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов

    Зевс – громовержец,

    Посейдон – бог моря,

    Аид – бог подземного царства,

    Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.

    - Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.

    - Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы

    Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы.

    Древний Рим

    Датой основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.

    В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей. Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

    Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов. Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

     Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.

    В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

    Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи». Над картиной художник работал шесть лет. Карл Брюллов так увлекся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи. Извержение вулкана стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. Под лавой Везувия оказались погребены порядка 5 тысяч человек. После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком, после чего художника стали называть «Карл Великий».

    Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все-таки Древний Рим оставил свой след, отличался он:

    -  религиозной сдержанностью

    -  суровостью

    - практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.

    1. Первичное закрепление.

    А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал (вопросы на слайдах).

    Блиц-опрос:

    • Грандиозное сооружение – гробница фараонов?
    • Государство, где были придуманы названия месяцев?
    • Назовите народ, живший на берегах реки Нил?
    • Что такое Акрополь?
    • Родина олимпийских игр?
    • Назови столицу Др. Греции?
    • Кому поклонялись жители древних государств?
    • Где возник первый алфавит?
    • Назови древние государства?
    • Кто такой фараон?
    • Покажи на карте одно из государств, которое запомнил?
    • Как называется материал, на котором писали др. египтяне?
    • Какие древние постройки ты можешь назвать?

    Вывод: жители древних государств были высокоразвитыми, умелыми строителями, учёными, многое умели делать.

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    • Установи соответствие (на карточках):

    Проверка на слайде

    Древний Египет                                  иероглифы

    Древний Рим                                       папирус

    Древняя Греция                                  Акрополь

    Колизей

    алфавит

    мумия

    форум

    • Работа в парах в тетради на странице 8, задание 1, 2, 3.
    1. Рефлексия деятельности.

    - А сейчас выберите изображение той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.

    - Оцените свою деятельность на уроке. Чья работа достойна отметки?

    - Что нового для себя открыли?

    - Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке.

    - В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.

    1. Домашнее задание.

    * Перечитать материал в учебнике с. 8-14, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

    ** Пересказать близко к тексту материал по одному из государств.

    *** Найти и подготовить устно сообщение или презентацию по Древним государствам, таким как Армения, Иран, Китай или Япония.

              - Спасибо за внимание.

    Приложение.

    Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками. Такими как:

    Храм Карнак. Храм Луксор. Пирамиды Хеопса.

    Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

    Бог солнца – Ра (человек с головой птицы).

    Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила).

    Бог мудрости Тот (человек с головой птицы ибиса).

    Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

    Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

    Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

    Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи». Над картиной художник работал шесть лет. Карл Брюллов так увлекся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи. Извержение вулкана стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. Под лавой Везувия оказались погребены порядка 5 тысяч человек. После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком, после чего художника стали называть «Карл Великий».

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1

    НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

    1. _____________________________ (разведение домашних животных)
    2. ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
    3. ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
    4. ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
    5. __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1

    НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

    1. _____________________________ (разведение домашних животных)
    2. ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
    3. ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
    4. ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
    5. __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1

    НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

    1. _____________________________ (разведение домашних животных)
    2. ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
    3. ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
    4. ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
    5. __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

    ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
    2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
    3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

    ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
    2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
    3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

    ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
    2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
    3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

    ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
    2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
    3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2

    ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Орудия труда изготавливали из __________________________________.
    2. Основными орудиями труда были ___________________________________.
    3. Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.

    РАБОТА В ГРУППАХ, № 1

    • Древняя Греция (с. 10, сердце Афин – Акрополь. Знаменитый храм - Парфенон).

    РАБОТА В ГРУППАХ, № 2

    • Древняя Греция (с. 11-12, Олимпийские игры. Алфавит древних греков и его особенности).

    РАБОТА В ГРУППАХ, № 3 +МАКСИМ

    • Древний Рим (с.12-13, дата основания, Колизей, Римский форум).

    РАБОТА В ГРУППАХ, № 4 + АНДРЕЙ

    • Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)

    РАБОТА В ГРУППАХ, № 4 + АЛЕКСАНДРА

    • Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
    • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

    Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

    Урок по окружающему миру по теме: "МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ"

    Урок по окружающему миру (4-й класс)«Школа России»ТЕМА:  «МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ»Учитель: Ларина Светлана ВалериевнаЦель: ознакомление учащихся с  историей древнего Египта, древней...

    Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Мир древности далёкий и близкий"

    Тест поможет учителям проверить знания обучающихся 4 класса по теме "Мир древности далёкий и близкий", а ученикам повторить или закрепить знания по данной теме....

    Открытый урок в 4 классе по окружающему миру на тем "Мир древности: далёкий и близкий"

    Тема: Мир древности: далёкий и близкийЦель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в...