Программа 3 класс по Окружающему миру. УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Сухоставская Ирина Александровна

Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.Т.Поглазовой Просвещение, 2012г. (учебно – методический комплект «Гармония»» издательство «Ассоциация 21 век»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk2.docx114.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.Т.Поглазовой Просвещение, 2012г. (учебно – методический комплект «Гармония»» издательство «Ассоциация 21 век»).

Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:      

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных предметов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
  • усвоение обучающимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
  • формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». 3 КЛАСС.

   Особенностью содержания предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у обучающихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

        Интегрированный предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.

        При отборе содержания предмета и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

        Принцип вариативности реализуется через включение в содержание предмета не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

        Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения «Окружающего мира»  обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

        В процессе изучения предмета, обучающиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания предмета.

        Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, обучающиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

        Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет обучающимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

        Формы организации учебного процесса при реализации  предмета «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность обучающихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

        Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению  обучающихся, развивает их личностные качества.

        Таким образом,  в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Обучающиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кинофильм т.д.;
б)  репродуктивный:

 воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда обучающимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Экскурсия

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

       В процессе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир».

У третьеклассника продолжат формироваться:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;        

понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.

У третьеклассника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;        
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник продолжит учиться:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);                
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник продолжит учиться:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;        
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  • •осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник продолжит учиться:

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнера;
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
  • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
  • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).        

Третьеклассник получит возможность научиться:        

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;      
  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных;
  • готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);        
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
  • участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») предмета «Окружающий мир» третьеклассник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;        
  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
  • объяснять, что такое Конституция;        
  • различать прошлое и настоящее;  
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Третьеклассник получит возможность научиться:        

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;        
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
  • заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным, к людям с нарушением здоровья;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • составлять родословную своей семьи;
  • объяснить символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;        
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни третьеклассник научится:
•осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

•оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

•соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах;        

•соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

•составлять и выполнять режим дня.

Третьеклассник получит возможность научиться:

•сохранять здоровье своего организма, органов чувств;

•следовать правилам здорового образа жизни;

 соблюдать правила противопожарной безопасности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю -  68 ч  (34 учебных недель). Данная рабочая программа по «Окружающему миру» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным  годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2016-2017 уч.год» и рассчитана на 66 часов.

        2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 3 КЛАССЕ

Наименование разделов и тем, количество часов.

Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Тем пература. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в те чение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.

Сезонные изменения в природе. Осень. – 4 ч

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка».

Экскурсия в лес (в парк, к водоёму).

Тела и вещества – 15 ч

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).

Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, вет рами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.

Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы».

Сезонные изменения в природе. Зима. – 6 ч

Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время.

Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств сне га и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев.

Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок)

Организм человека и его здоровье – 14 ч

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в лег ких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний.

Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Как лечились наши предки. Современные методы лечения.

Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.

Развитие животных и растений – 9 ч

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору).

Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.

Изменения быта и культуры наших предков – 10 ч

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

   Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старин ной. Учреждения образования в родном крае.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)».

Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку).

        

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». 3 КЛАСС

Тема урока

Количество

часов

Разнообразие изменений в окружающем мире

Земля – наш общий дом

Часть 1:

стр.8-13

1

Разнообразие изменений в природе и в  жизни людей

Часть 1:

стр.14-21

1

Времена  года.

Часть 1:

стр.22-26

1

Старинный календарь

1

Атмосферные явления и погода

Часть 1:

стр.27-29

1

Температура и её

Измерение

Часть 1:

стр.36-39

1

Прогноз погоды

(экскурсия)

Часть 1:

стр.40-44

1

Необычные атмосферные явления. ПР по теме «Разнообразие изменений в окружающем мире»

Часть 1:

стр.45-50

1

8

Сезонные изменения в природе. Осень 

Экскурсия.

Наблюдение осенних

изменений в природе и

жизни людей.

1

Осень в природе

Часть 1:

стр.51-62

2

Осенняя пора в жизни

людей. Осень в жизни наших предков

Часть 1:

стр.63-70

1

4

Тела и вещества, их свойства 

Тело и вещество.

Три состояния вещества

Строение вещества

Часть 1:

стр.71-73

Часть 1:

стр.74-77

1

1

Удивительные открытия (практ.р.)

Часть 1:

стр.78-85

1

Воздух и его состав (практ.р.)

Часть 1:

стр.86-89

1

Свойства воздуха (опыты)

1

Проверочная работа за 1 четверть

1

Вода и её  свойства (опыты)

Часть 1:

стр.90-94

1

Очистка воды (опыт)

Часть 1:

стр.100-101

1

Превращения воды (опыт)

Часть 1:

стр.101-106

1

Круговорот воды

в природе

Часть 1:

стр.107-109

1

Повторение по теме

«Свойства воздуха

и воды»

Часть 1:

стр.86-109

1

Почва, её состав и

свойства (наблюдения и опыты)

Часть 1:

стр.110-114

1

Обитатели почвы

Часть 1:

стр.115-117

1

Почва –  кормилица

Часть 1:

стр.118-121

1

ПР по теме «Тела и вещества»

Часть 1:

стр.122

1

15

Сезонные изменения в природе. Зима 

Экскурсия.

Наблюдение

зимних изменений в природе и жизни

людей

1

Зимние явления

в неживой природе

Часть 1:

стр.123-138

1

ПР за 1 полугодие

1

Зимняя пора в жизни

животных

Часть 1:

стр.139-148

1

Как зимовали наши

Предки

Часть 1:

стр.150-156

1

Январь – зиме середина

1

6

Организм человека и его здоровье 

Организм человека

Часть 2:

стр.6-12

1

Надёжная опора и

Защита (прак.р.)

Часть 2:

стр.13-20

1

Мышцы, их разнообразие

и функции

Часть 2:

стр.21-23

1

Органы дыхания

Часть 2:

стр.24-27

1

Кровеносная

система (практ.р.)

Часть 2:

стр.28-33

1

Питание. Органы пищеварения

Часть 2:

стр.34-40

2

Органы очистки организма (практ.р.)

Часть 2:

стр.41-45

1

Нервная система и её

роль в организме

Часть 2:

стр.46-51

1

Органы чувств,

их значение и гигиена

Часть 2:

стр.52-60

2

Как лечились наши

предки

Как провожали зиму

наши предки

Часть 2:

стр.61-64

стр.70-72

1

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей

Часть 2:

стр.65-69

1

ПР по теме «Организм человека и его здоровье»

1

14

Развитие растений и животных 

Размножение

животных разных групп.

Развитие птиц

Часть 2:

стр.73-75

1

Развитие рыб и земноводных

Часть 2:

стр.76-77

1

ПР за 3 четверть

1

Органы цветкового

растения (практ.р.)

Разнообразие растений.

Растение – живой организм

Часть 2:

стр.84-85

стр.81-83

1

Корни и стебли растений

Часть 2:

стр.86-91

1

Разнообразие листьев

растений, их функции

Часть 2:

стр.92-96

1

Цветок, его роль

в жизни растения

Часть 2:

стр.97-100

1

Способы размножения растений (практ.р.)

Часть 2:

стр.101-103

1

Весна воды, тепла,

цвета ПР по теме            «  Развитие растений и животных»

Часть 2:

стр.104-108

1

9

Изменение быта и культуры наших предков 

Наука история,

исторические источники

Часть 2:

стр.109-113

1

Природа

в жизни наших предков

Часть 2:

стр.114-121

1

Образ жизни наших

предков

Часть 2:

стр.122-126

1

Жизнь на селе в давние времена

Часть 2:

стр.127-132

1

Старинные города и  старинные ремёсла.

Часть 2:

стр.133-142

1

Торговое дело на Руси

Часть 2:

стр.143-146

2

Как учились дети

в старину

1

Проверочная работа за год.

Часть 2:

стр.153-157

1

Повторение по теме «Изменение быта и культуры наших предков

Часть 2:

стр.109-157

1

10

ИТОГО

66

4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». 3 КЛАСС

Дата

Содержание учебного

материала

Количество

часов

Характеристика основных видов

деятельности обучающегося

План

Факт

Разнообразие изменений в окружающем мире

8

1

01.09.

2016

Земля – наш общий

дом

Часть 1:

стр.8-13

1

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда.

Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательный интерес к наблюдению изменений в

окружающем мире. Умение извлекать нужную информа-цию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, умение выполнять проектную работу.

Наблюдательность, эстетическое восприятие природы. Логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.

Умение ставить познавательную задачу,

выбирать способ и планировать её решение.

решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы.

2

06.09

2016

Разнообразие изменений в природе и в  жизни людей

Часть 1:

стр.14-21

1

3

08.09

2016

Времена  года.

Часть 1:

стр.22-26

1

4

13.09.

2016

Старинный календарь

1

5

15.09

2016

Атмосферные явления и погода

Часть 1:

стр.27-29

1

6

20.09.

2016

Температура и её

Измерение

Часть 1:

стр.36-39

1

7

22.09.

2016

Прогноз погоды

(экскурсия)

Часть 1:

стр.40-44

1

8

27.09.

2016

Необычные атмосферные явления. ПР по теме «Разнообразие изменений в окружающем мире»

Часть 1:

стр.45-50

1

Сезонные изменения в природе. Осень

4

9

29.09.

2016

Экскурсия.

Наблюдение осенних

изменений в природе и

жизни людей.

1

Наблюдательность, любознательность,

эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений, в разных формах. Умение сотрудничать в группе.

Познавательный интерес к наблюдению

сезонных изменений в природе, наглядно-образное и логическое мышление, эмоциональное восприятие природы, эстетические чувства.

Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять информацию с использованием знаково-символических средств, с

помощью схем, диаграмм. Осуществлять самоконтроль, оценивать свои знания, результаты учебного труда.

10-11

04.10.

2016

06.10.

2016

Осень в природе

Часть 1:

стр.51-62

2

12

11.10.

2016

Осенняя пора в жизни

людей. Осень в жизни наших предков

Часть 1:

стр.63-70

1

Тела и вещества, их свойства

15

13-14

13.10

2016

18.10

2017

Тело и вещество.

Три состояния вещества

Строение вещества

Часть 1:

стр.71-73

Часть 1:

стр.74-77

1

1

Оценивать своё знание и незнание, ста вить

познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному

тексту.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие.

Познавательный интерес к изучению строения веществ,

понимание важности

научных знаний о строении веществ.

Логическое мышление, умение высказывать гипотезы, находить их подтверждение экспериментальным путём.

Умение представлять полученную информацию в схематической и модельной (материальной) форме.

Наблюдательность, логическое, экологическое мышление.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Умение работать с моделями, схемами,

диаграммами, представляя с их помощью нужную информацию.

15

20.10

2016

Удивительные открытия (практ.р.)

Часть 1:

стр.78-85

1

16

25.10

2016

Воздух и его состав (практ.р.)

Часть 1:

стр.86-89

1

17

27.10

2016

Свойства воздуха (опыты)

1

18

01.11

2016

Проверочная работа за 1 четверть

1

19

10.11

2016

Вода и её  свойства (опыты)

Часть 1:

стр.90-94

1

20

15.11

2016

Очистка воды (опыт)

Часть 1:

стр.100-101

1

21

17.11

2016

Превращения воды (опыт)

Часть 1:

стр.101-106

1

22

22.11

2016

Круговорот воды

в природе

Часть 1:

стр.107-109

1

23

24.11

2016

Повторение по теме

«Свойства воздуха

и воды»

Часть 1:

стр.86-109

1

24

29.11

2016

Почва, её состав и

свойства (наблюдения и опыты)

Часть 1:

стр.110-114

1

25

01.12

2016

Обитатели почвы

Часть 1:

стр.115-117

1

26

06.12

2016

Почва –  кормилица

Часть 1:

стр.118-121

1

27

08.12

2016

ПР по теме «Тела и вещества»

Часть 1:

стр.122

1

Сезонные изменения в природе. Зима

6

28

13.12

2016

Экскурсия.

Наблюдение

зимних изменений в природе и жизни

людей

1

Познавательный интерес к изучению сезонных изменений в природе, наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, экологическую культуру, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений в разных формах. Умение сотрудничать, работая в группе.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности,

наглядно-образное и логическое мышление.

Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, наблюдений и экспериментальных исследований.

Коммуникативные способности, сотрудничать в коллективной работе.

Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью.

Делиться своими «открытиями» дома,  с

одноклассниками.

29

15.12

2016

Зимние явления

в неживой природе

Часть 1:

стр.123-138

1

30

20.12

2016

ПР за 1 полугодие

1

31

22.12

2016

Зимняя пора в жизни

животных

Часть 1:

стр.139-148

1

32

27.12

2016

Как зимовали наши

Предки

Часть 1:

стр.150-156

1

33

10.01

2017

Январь – зиме середина

1

Организм человека и его здоровье

14

34

12.01

2017

Организм человека

Часть 2:

стр.6-12

1

Познавательный интерес к изучению своего организма,

готовность к самовоспи-танию. Осознавать ценность жизни во всех её проявле-ниях, знать основы здорового образа жизни,

готовность следовать ему.

Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально.

Умение работать с информа-цией, представленной в табличной форме, в столбчатой диаграмме.

Желание планировать пути сохранения

своего здоровья.

Готовность следовать правилам безопасной жизни, умение оказывать первую помощь при травмах.

Умение работать с разными источниками знаний, соотносить представленную в них информацию.

Устанавливать причинно-следственные

связи между поведением и здоровьем.

Проводить наблюдения, делать выводы

по их результатам.

35

17.01

2017

Надёжная опора и

Защита (прак.р.)

Часть 2:

стр.13-20

1

36

19.01.

2017

Мышцы, их разнообразие

и функции

Часть 2:

стр.21-23

1

37

24.01

2017

Органы дыхания

Часть 2:

стр.24-27

1

38

26.01

2017

Кровеносная

система (практ.р.)

Часть 2:

стр.28-33

1

39-40

31.01

2017

02.02

2017

Питание. Органы пищеварения

Часть 2:

стр.34-40

2

41

07.02

2017

Органы очистки организма (практ.р.)

Часть 2:

стр.41-45

1

42

09.02

2017

Нервная система и её

роль в организме

Часть 2:

стр.46-51

1

43-44

14.02

2017

16.02

2017

Органы чувств,

их значение и гигиена

Часть 2:

стр.52-60

2

45

21.02

2017

Как лечились наши

предки

Как провожали зиму

наши предки

Часть 2:

стр.61-64

стр.70-72

1

46

28.02

2017

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей

Часть 2:

стр.65-69

1

47

02.03

2017

ПР по теме «Организм человека и его здоровье»

1

Развитие растений и животных

9

48

07.03

2017

Размножение

животных разных групп.

Развитие птиц

Часть 2:

стр.73-75

1

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности,

осознание важности экологических знаний, желание участвовать в природо-охранных мероприятиях.

Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью.

Делиться своими «открытиями» дома и с одноклассниками.

Познавательный интерес к изучению

живой природы, наблюдательность, любознательность.

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, рисунок, схема, модель.

Умение анализировать, сравнивать,

классифицировать, обобщать.

49

09.03

2017

Развитие рыб и земноводных

Часть 2:

стр.76-77

1

50

14.03

2017

ПР за 3 четверть

1

51

16.03

2017

Органы цветкового

растения (практ.р.)

Разнообразие растений.

Растение – живой организм

Часть 2:

стр.84-85

стр.81-83

1

52

21.03

2017

Корни и стебли растений

Часть 2:

стр.86-91

1

53

04.04

2017

Разнообразие листьев

растений, их функции

Часть 2:

стр.92-96

1

54

06.04

2017

Цветок, его роль

в жизни растения

Часть 2:

стр.97-100

1

55

11.04

2017

Способы размножения растений (практ.р.)

Часть 2:

стр.101-103

1

56

13.04

2017

Весна воды, тепла,

цвета ПР по теме            «  Развитие растений и животных»

Часть 2:

стр.104-108

1

Изменение быта и культуры наших предков

10

57

18.04

2017

Наука история,

исторические источники

Часть 2:

стр.109-113

1

58

20.04

2017

Природа

в жизни наших предков

Часть 2:

стр.114-121

1

59

25.04

2017

Образ жизни наших

предков

Часть 2:

стр.122-126

1

60

27.04

2017

Жизнь на селе в давние времена

Часть 2:

стр.127-132

1

61

02.05

2017

Старинные города и  старинные ремёсла.

Часть 2:

стр.133-142

1

62-63

04.05

2017

11.05.

2017

Торговое дело на Руси

Часть 2:

стр.143-146

2

16.05.

2017

Проверочная работа за год.

Часть 2:

стр.153-157

1

64

18.05

2017

Как учились дети

в старину

1

66

23.05

2017

Повторение по теме «Изменение быта и культуры наших предков»

Часть 2:

стр.109-157

1

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Заместитель директора по УВР

Методического совета             __________/Ткачёва Е.А.

МБОУ Ефремовской СОШ                _____ _____20____года

От___20____года №____

__________/Ткачёва Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")

Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа  выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...

Рабочая программа для 1 классо по окружающему миру "Школа 2100"

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА

Программа по окружающему миру  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования...