Технологическая карта урока по окружающему миру «Экосистема озера» 3класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Богатова Ольга Львовна

 

Урок открытия новых знаний с использованием технологии РКМЧПСоставление маркировочной таблицы «ЗХУ», использование приёма «Чтение с пометками» , составление синквейна.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 3 класс

  Тема урока: «Экосистема озера»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Создание условий для формирования первичного представления об озере как экосистеме

Задачи

Образовательные:

-дать первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

- познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;

Развивающие: 

 развивать речь, память, представление, воображение, фантазию;

формировать познавательную активность.

Воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету,  

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ресурсы урока

Рабочая программа. Учебник , 3 класс,1 часть.

Раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Ι. Этап  «Вызов»  

-Ребята, отгадав загадку, вы сможете догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

 Глядятся в него молодые рябинки,

 Цветные свои примеряя косынки.

 Глядятся в него молодые березки,

 Свои перед ним поправляя прически.

 И месяц, и звезды –

 В нём все отражается ...

 Как это зеркало называется?

 (озеро)  (Мы будем говорить об озере.)

 -Как вы думаете, ребята, какое отношение имеет эта загадка к нашему уроку? ( Тема урока)

 Вы абсолютно правы.  Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной темой : « Экосистема озера» (на доске)

 Работать будем в группах.

 Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое  озеро.

 Идет обсуждение понятия, отмечаются самые удачные определения.

- Вспомните, что вы уже знаете об озере? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблиц, которые лежат у вас на столах.

Составление маркировочной таблицы «ЗХУ»                

Знаю

Хочу узнать

Узнал

        

Учащиеся записывают свои личные знания об озере

 в первую колонку. Обмениваются информацией и  обсуждают её.

-Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями об озере , а я занесу их в общую таблицу. (Учитель заполняет колонку)

Оформление доски (таблица)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Проточные, бессточные озёра.

2. Пресная, солёная вода.

3.Разная глубина

4.Многообразие растений.

- Во второй графе «Хочу узнать» вы запишете вопросы, на которые хотели бы получить ответы в течение урока.

Учащиеся записывают интересующие их вопросы об озере во вторую колонку. Обмениваются информацией и  обсуждают её.

-Какие вопросы вас интересуют?

(Учитель заполняет колонку)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Проточные, бессточные озёра.

1.Как накапливается вода в озере?

2. Пресная, солёная вода.

2.Есть ли в озере круговорот?

3.Разная глубина

3.Для чего нужны озёра?

4.Многообразие растений.

4.Как очищаются озёра?

5.Животный мир.

6.Как дышат рыбы?

Познавательные УУД:

 выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

2. Развивать умение работать в паре и в группах

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II.Этап «Осмысление»

-Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний об озере?

 Приём «Чтение с пометками» 

- У вас на столе лежат учебники. Я вам предлагаю прочесть текст на с.46-49  и на полях простым карандашом сделать пометки, используя следующие символы:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« - » - я думал по -другому

Учащиеся работают с текстом, делают пометки (10-12мин)

Все группы справились с работой? А теперь выпишите в 3-ю колонку   понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста (новая информация).

 Ребята работают с текстами, заносят данные в 3 колонку таблицы (узнал новое).

- Давайте обсудим, что же было новым для вас?

Прочитайте, как сказано об этом в учебнике.

По ходу обсуждения учитель заносит данные в таблицу на доске.

В конце работы таблица на доске становиться заполненной.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Проточные, бессточные озёра.

1.Как накапливается вода в озере?

1.Два этажа озера.

2. Пресная, солёная вода.

2.Есть ли в озере круговорот?

2.Планктон.

3.Разная глубина

3.Для чего нужны озёра?

3. Животный мир.

4.Многообразие растений.

4.Как очищаются озёра?

4.Незамкнутый круговорот.

5.Животный мир.

5. Образование ила.

6.Как дышат рыбы?

- Давайте обсудим, что же было непонятным для вас?        

– Используя текст и рисунки на с. 48, составьте цепь питания. (Водоросли – дафнии – плотва – щука -бактерии ;

 водоросли - дафнии - уклейка -окунь – бактерии;

элодея -планктон - плотва -щука - речной рак.)

 Учащиеся составляют одну цепь питания в групповой работе. Затем выходят к доске.

– Сделайте вывод, можно ли считать озеро экосистемой? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.)

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

4. Развивать умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:  применение полученных знаний в практической деятельности

III. Этап «Рефлексия»

Составление синквейна

Озеро

Красивое холодное

Молчит колышется отражает

Незамкнутый круговорот

Экосистема

Наш урок подходит к концу, но нам еще многое предстоит узнать о различных экосистемах, их роли в природе и жизни всего живого на земле.

 Учащимся предлагается ответить  на вопросы  

1.Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …

2. Если бы не было озёр, то…

3.Мне понравилось работать в группе потому, что…

4.Знания об экосистеме озера мне пригодятся в жизни…

5.Я был удивлен, узнав о том, что…

       

ΙV. Домашнее задание

-Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? (Нет)

1.В ходе обсуждения учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания (ответы на  вопросы, информацию о которых нужно найти самостоятельно).

2.Составить кластер об экосистеме  озера

3.Составить рассказ «Экосистема  озера» (используя §12 учебника)

4.Выполнить задания в рабочей тетради §12.

Регулятивные УУД:

 уметь слушать в соответствии с целевой установкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Озера-краса Земли», 3 класс ( УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Родного края.Задачи урокаДидактические:Формировать умения находить по физической карте озера России и правильно показывать их;Формирование уме...

Технологическая карта урока теххнологии Мозаика из бумажных салфеток (3класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления со способами создания мозаики из бумажных шариковЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Научить...