по теме: «Творческий союз»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Агузарова Ивета Георгиевна

Урок окружающий мир знакомит учащихся с творчеством  К.Л. Хетагуровым и Ю.С. Рытхэу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_uroka_okruzh.mir_aguzarovoy_i.g.docx140.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Окружающий мир»

по теме: «Творческий союз»

в 4 «Д» классе

       СОСТАВИЛА: Агузарова Ивета Георгиевна

                            учитель начальных классов

                                                 МАОУ БСОШ №7 им. А.С. Пушкина г. Владикавказ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дата: 22.09.17

Класс, учитель: 4 «Д», Агузарова И.Г.

Дисциплина «Окружающий мир».

Тема урока: «Творческий союз».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Дидактическая задача урока: формировать представления о культурном наследии России, познакомить детей с                К.Л. Хетагуровым и Ю.С. Рытхэу.

Планируемые результаты:

предметные: узнать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России; знать, чем знамениты К.Л. Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России; знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России.

личностные: осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

метапредметные: умение доказывать свое мнение, проверять истинность высказывания, строить логическую цепочку рассуждений.

Оборудование: Окружающий мир: 4 класс: Плешаков А.А., УМК «Перспектива», в 2 – х частях; презентация; проектор; компьютер; доска, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, мультфильм «Народы России», карточки с заданиями.


Ход урока

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Актуализация знаний

 - Ребята, послушайте притчу и скажите, в чем заключается мораль притчи? «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Позитивный настрой на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2.

Мотивационный

этап

Словесный метод:
беседа.

 Задаёт вопросы по предложенной ситуации.

- Подумайте и скажите, что помогает людям разных национальностей, разных традиций, разной религии жить в мире и дружбе?

У каждого народа на нашей Земле свои обычаи, свой порядок, традиции. Это проявляется в культуре народа, его музыке, искусстве, в литературе.

Для начала давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке и ответим на вопросы.

 - Посмотрите на слайд.

  1. Что является устойчивым признаком, отличающим один народ от другого? (Родной язык)
  2. Почему народ особо почитает создателей алфавита для родного языка? (Потому что каждый язык нуждается в сохранении письменности)
  3. Какое место занимает среди языков народов России русский язык? (Важное место)

Высказывают своё мнение.

Формулируют тему урока.

Высказывают свои ассоциации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: формулировать учебные задачи,

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата.

Познавательные: предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный метод:
беседа.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

-Послушайте изречения и определите тему нашего урока

-Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен  гений.

-Воплотить в себе эпоху может только сильный талант.

- Правильно, мы будем говорить о талантливых творцах?

- Кто к ним относится?

Писатели, поэты, художники и т.д.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава.

  • Какой вывод мы можем сделать, прослушав эти стихотворения? (народы должны дружить)
  • Подумайте, что связывает друг с другом все народы России.

(Н.Забила, пер. с укр. З.Александровой)

Просмотр фрагмента мультфильма «Народы России» youtube.com

  • А как называется процесс сочинения стихов? (Творчество)
  • Скажите, как будет называться творческая дружба для создания какого-то произведения?(Творческий союз)
  • Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим об этом творческом союзе народов России, познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхэу.

Высказывают своё мнение.

Прогнозировать тему урока.

Ставить цель.

Личностные:

Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

4.

Практический метод: работа в группах.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Работа в тетрадях на странице 27

Чтобы принести пользу человечеству, нужно служить своей стране. Тех, кто делает это лучше других, называют великими людьми. Таким был Коста Хетагуров, выразивший в своих стихах мечты и надежды Осетии.

Чтение стихотворения

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? –

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

К.Л. Хетагуров. («Не верь, что я забыл родные горы...»).

Слайд 1

http://900igr.net/up/datas/152086/002.jpg

Организует работу с  учебником.

 - О них мы прочитаем в учебнике на стр. 44 – 45.

 - Давайте разделимся на 3 группы по рядам. Каждой группе я дам задание. Какая группа выполнит, поднимают руки.

  1. В каком созвездии находится звезда, названная в честь Хетагурова? (В созвездии Дракона)
  2. Какими языками владел Константин Левонович Хетагуров? (Несколько кавказских языков, русский язык)
  3. В каких городах есть улицы, названные в честь Хетагурова? (В Санкт-Петербурге, Пятигорске, Херсоне, Владикавказе)

- Теперь давайте познакомимся с ещё одним замечательным писателем - Юрием Сергеевичем Рытхэу.

http://www.joschwartz.de/media/JURI_RYTCHEU_0345c.jpg 

Слайд 2

-Рассказ учителя

Мысль о братской дружбе народов советской страны проходит через всю книгу Ю. Рытхэу, в различных аспектах раскрывается во многих произведениях: «Вэкэт и Агнес», «На далеко северном мысу», «Слово», «Наборщик Эму «Эскимосский танец» и других.

Чувство «семьи единой», взаимопонимания и взаимопомощи людей разных национальностей составляет одно из основных достоинств повестей и рассказов сборника «В тени айсберга».

  1. Что обозначает имя Рытхэу в переводе с чукотского? («Неизвестный»)
  2. Произведения, каких авторов перевел Рытхэу на чукотский язык?(А.С. Пушкина, рассказы                Л.Н. Толстого и М. Горького)

1. Сравни между собой описание морозной погоды в стихотворении К.Л. Хетагурова и в отрывке из прозы Ю.С. Рытхэу на стр. 46 учебника. Нарисуй иллюстрацию к одному из этих текстов.

Устный ответ: Оба автора описывают суровую зиму своей родины. Если в стихотворении Хетагурова мы читаем о природе Кавказских гор, то чукотский писатель Рытхэу вспоминает природу Чукотки. В горах Кавказа возвышается на утесе дикий баран, на Чукотке же местный мальчишка обозревает небесный свод, чтобы понять, какая будет сегодня погода.

Можно нарисовать следующие иллюстрации: горный баран на склоне крутой горы или мальчик, стоящий у юранги.

2.  Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.

Можно нарисовать следующие рисунки:

к рассказу Пришвина «Золотой луг» к рассказу Бианки «Лесные домишки» к рассказу Тургенева «Бежин луг»

3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения. Запиши свою мысль.

Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, потому что она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал русскую культуру с волшебной горой.

  • Чтение вывода на странице 47.

 

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.

Коммуникативные:

Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные:

Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

Познавательные:

Применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

Умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя.

Регулятивные:

Контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра.

Личностные:

Развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные:

Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

5.

Итог урока. Рефлексия.

Словесный метод:
беседа.

  • Наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги.
  • Какая цель у нас была на уроке? (Познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхэу)
  • Достигли ли мы этой цели? (Да)
  • Что вызывает доверие и взаимное уважение у граждан нашего Отечества по отношению друг к другу? (Понимание самого дорогого, заветного в разных культурах, взаимный обмен этими ценностями рождают доверие и взаимное уважении, помогают сопереживать друг другу и обогащают внутренний мир наших соотечественников)
  • На каких языках писал свои произведения Ю.С. Рытхэу? (Русский и чукотский язык)
  • Почему русский язык можно назвать доброжелательным посредником между культурами народов России и мира?
  • Спасибо вам за урок, до свиданья!

Слушать учителя. Отвечать на вопросы.

Познавательные:

Оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

Полно и грамотно выражают свои мысли.

Регулятивные:

Взаимно контролируют действия друг друга.

Личностные:

Осознают важность приобретения новых знаний.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейный клуб – творческий союз взрослых и детей»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень и со...

отчёт творческого союза

Тема и цели над которыми работал творческий союз "Игра"...

Окружающий мир.Плешаков.УМК Перспектива. 4 класс.Творческий союз

Окружающий мир.Плешаков.УМК Перспектива. 4 класс.Творческий союз...

Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 4 класс. Тема: "Творческий союз"

Тема:  Творческий союз.Цели деятельности учителя: формировать представления о культурном наследии России, познакомить детей с К.Л. Хетагуровым и Ю.С. Рытхэу.  Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Творческий союз" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о жизни и творчестве К. Л. Хетагуров, Ю. С. Рытхэу как участников диалога культур народов России, о в...

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс УМК: "Перспектива" по теме: "Творческий союз"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о культурном наследии России, познакомить учащихся с К.Л. Хетагуровым и Ю.С. Рытхэу. Задачи урокаПланиру...