Разработка интегрированного урока "Впереди лето"( окружающий мир и технология) 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Костенко Елена Геннадьевна

Данная разработка представлена в виде сценария интегрированного урока окружающего мира и технологии по теме "Впереди лето!" для 2 класса. Подробно описана форма проведения : групповая. Активное использование ИКТ технологий, технических средств обучения таких как документ-камера, интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Разработка интегрированного урока окружающего мира и технологии «Впереди лето», представленного на областном семинаре в рамках регионального проекта «Моя школа- весь мир»

2 класс

Интегрированный урок окружающего мира и технологии  «Впереди лето».

2 класс

Цель : обобщить  знания о сезонных изменениях в природе летом; научить выполнять поделки в разных техниках( с бумагой, фольгой, пластилином, разными материалами)

Задачи:

  • Умение работать с разными источниками информации, презентовать материал и проекты; пользоваться техническими средствами обучения и программным приложением;
  • Формирование умения работать в группе;
  • Развивать кругозор, наглядно-образное мышление,
  • Обучить различным техникам работы с разными материалами(фольга, бумага, пластилин)

Тип урока: комбинированный

Форма урока: творческая мастерская

Форма организации : групповая

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки, документ-камера, атлас-определитель «От земли до неба», демонстрационный раздаточный материал «насекомые», инструменты и материалы для изготовления поделок.

Основные виды учебной деятельности : Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять , рассказывать о насекомых  с помощью дополнительной литературы, Интернет-ресурсов; применять различные техники работы с бумагой и пластилином.

Планируемые предметные результаты: Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. Классифицировать насекомых. Освоение техники работы с бумагой и пластилином.

Универсальные учебные действия: Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, работать в сотрудничестве, уметь работать с информацией, применять информацию на практике.

Аннотация

Данный урок окружающего мира является 62 по программе А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класса УМК «Школа России» и урок технологии по программе Роговцевой –обобщающий по разделам «Работа с бумагой», « Работа с фольгой», «работа с пластичными материалами(пластилином)».

Данный урок представлен на областном семинаре участников регионального проекта «Моя школа- весь мир».

Содержание урока включает в себя:

  • Групповую работу, направленную на поиск информации о представленном насекомом, составление рассказа и представление образца через документ-камеру
  • Представление информации отдельными учащимися  в виде презентации на интерактивной доске , выполненной в программе «Кликер5» о бабочках
  • Выполнение творческих групповых мини-проектов «бабочки» в разных техниках

В течение всего урока дети работали самостоятельно, распределяя роли внутри группы. Учитель выполнял функцию контролёра, осуществлял коррекцию и помощь. Такой подход к обучению имеет высокую продуктивность занятия, усвоения знаний и приобретение навыков, развивает коммуникабельность, сотрудничество в детском коллективе, умение презентовать свою работу ,правильно отбирать и представлять информацию.  На уроке происходит смена деятельности:  работа с книгой, рассматривание образца насекомых, работа с документ- камерой, использование интерактивной доски, динамическая пауза , слушание познавательного рассказа, практическая работа – изготовление поделок, работа с ноутбуками, презентация выполненных творческих мини-проектов, слушание фрагмента классической музыки произведение Ф.Шопена«Весенний вальс». Использование разной учебной  деятельности  повышает  мотивацию к обучению.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и деятельность учащихся

Формы, методы, приёмы

Орг.момент

  1. Приветствие детей.
  2. Подготовка рабочего места.
  3. Психологический настрой.

Учитель:

-  возьмитесь в группах за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

Аутотренинг «психологическая минутка»

Введение в тему урока

Проблемный диалог.

Познавательная беседа

Постановка учебной задачи

Учитель:

-Ребята, чтобы узнать,  чем мы будем сегодня на уроке заниматься, предлагаю вам отгадать загадку, которую приготовила для вас  ученица нашего класса Настя М.

Ученица:

- Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, до собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.

Учитель:

- обсудите в группах отгадку.

- Объясните, почему считаете, что это время года – лето?

- Сделайте вывод о теме урока.

Учащиеся:

-Вывод: речь на уроке пойдёт о лете.

Учитель:

- Чем вам нравится лето?  

-Расскажите о труде людей летом.

-Что можно увидеть в природе интересного?

-Можно наблюдать в природе за жизнью растений и животных, но не навредить. Как вы будете этому способствовать?

-Кого больше всех насчитывается в природе из всех животных?

Учащиеся:

-Насекомых.

Учитель:

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми представителями из мира насекомых.

Игровой приём «Узнай по описанию»

Обсуждение проблемного вопроса.

Аргументация выводов

Построение вывода .

Объявление темы урока учащимися.

Приём вызова с опорой на личный опыт.

Расширение кругозора.

Работа в группах: изучение образцов насекомых, подготовка сообщений, презентация .

( у каждой группы находится образец насекомого, атлас-определитель «От земли до неба» А.Плешакова и инструкция « как подготовить рассказ о насекомом» )

1группа- жук-олень

2 группа- жужелица

3 группа- рыжий муравей

4 группа- бабочка- лимонница

5 группа-жук- плавунец

Учитель

- Вам предстоит в группе изучить насекомое и подготовить о нём сообщение с демонстрацией через документ- камеру. Следуйте инструкции. [урок\инструкция.docx]

Учащиеся рассматривают образцы, находят информацию, демонстрируют классу образец насекомого через документ-камеру, рассказывают о насекомом

Самостоятельное исследование,

поиск информации, составление рассказа, презентация

Целеполагающий вопрос

Выступление группы учащихся:

познавательный рассказ – презентация «мир бабочек»

Выделение  представителя насекомого: бабочки.

Учитель:

- Ребята , какой из представителей о котором вы рассказали, самый красивый?

Учащиеся:

-Бабочка.

Учитель:

- группа ребят нашего класса специально для урока подготовили интересную презентацию- альбом «Мир бабочек»[2]и увлекательный рассказ[2-1]

классификация

Индивидуальные выступления детей. Демонстрация презентации-альбома «мир бабочек», выполненная в программе

«Кликер- 5»

Познавательная беседа

Учитель:

-Ребята, что интересного узнали о бабочках? Что вас удивило?

Высказывания детей

Целеполагающая

беседа

учитель:

-вы догадались, что мы будем сегодня делать на технологии?

Учащиеся:

-бабочек.

Конструирование вывода

Физминутка.

Учитель:

-Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела

 ( дети выполняют соответствующие движения)

Групповая работа:

 Создание творческих мини-проектов «бабочка поделка»

Каждая группа выполняет поделку «Бабочка» в определённой технике:

1 группа-  панно «бабочка из крашеной бумаги»

2 группа- бабочка- подвеска из бумаги ( объёмная игрушка)

3 группа- аппликация «бабочки из ладошек»

4 группа- бабочка из пластилина – пластилинопластика

5 группа- бабочки из фольги и салфеток (гофрирование)

Учитель:

- Откройте ноутбуки, включите, найдите на рабочем столе файл с именем вашей группы. Это презентации, в которых представлены технологические карты изготовления поделок.[3]

 Изучайте и выполняйте поделку. В конце урока каждая группа представит  творческий мини-проект «бабочка-поделка»

самостоятельное

изготовление поделок в разных техниках с использованием ноутбуков

Физ.минутка для глаз.

Учитель:

- вы поработали с компьютерами, а теперь сделаем зарядку для глаз.

Следите за порхающими бабочками , цветами под музыку композитора Ф.Шопена «Весенний вальс».[4]

Прием, активизирующий эмоции учащихся: использование музыкального фрагмента

Презентация мини-проектов

Учитель:

- А сейчас каждая группа представляет свою поделку-бабочку.

Группы демонстрируют свою поделку, аргументируют где можно в жизни её использовать. Учащиеся класса оценивают работу группы.

презентация проектов

аргументация  использования поделки в жизни

( приём вызова с опорой на личный опыт)

Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

- Какова была тема нашего урока?

- Что на уроке понравилось? Что удивило?

- с какой трудностью столкнулись? как преодолевали трудность?

- чему научились?

-что нового для себя узнали?

приём личностной значимости

приём высказывания оценочных суждений

Домашнее задание

Группам предлагается выполнить из списка один из проектов «о бабочках». [5]

Учитель:

-где можно найти информацию?

Учащиеся

- В Интернете, в энциклопедиях и журналах, узнать у взрослых.

создание ситуации познавательного поиска

 

Источники:

1.А.Плешаков «Окружающий мир» учебник для 2 класса

2.http://www.mirbabochek.ru/interesting_facts/

3lepidoptera.ru/catalog

4.https://www.facebook.com/MirBabochek

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О учителя:  Костенко Елена Геннадьевна

Тема : "Впереди лето»

Предмет: окружающий мир и технология

Класс: 2

Тип урока: комбинированный

Цель урока: обобщить  знания о сезонных изменениях в природе летом; научить выполнять поделки в разных техниках( с бумагой, фольгой, пластилином, разными материалами)

Планируемые результаты:

предметные: знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. Классифицировать насекомых. Освоение техники работы с бумагой и пластилином.

метапредметные:Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, работать в сотрудничестве, уметь работать с информацией, применять информацию на практике,взаимодействие при информационном поиске и сотрудничество.

личностные: эмпатия по отношению к другим; адекватная самооценка, познавательная мотивация.

Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки, документ-камера, атлас-определитель «От земли до неба», демонстрационный раздаточный материал «насекомые», инструменты и материалы для изготовления поделок.

Программное сопровождение: презентации технологических карт поделок в программе Power Point, альбом «мир бабочек» в программе «Кликер 5»

Ход урока

Название этапа

Содержание деятельности

Формируемые УУД

коммуникативные

регулятивные

познавательные

личностные

Орг.момент

1.приветствие

2.Подготовка рабочего места

3.психологический настрой

Слушать и слышать других

Организация учебного места

саморегуляция эмоциональных состояний

Эмпатия по отношению к другим

Постановка  цели и задачи урока

Проблемный диалог.

Постановка учебной задачи

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Участвовать в диалоге.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Причинно-следственные связи

Познавательная мотивация

Актуализация знаний учащихся по теме урока

Познавательная беседа

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Адекватное самовосприятие

Работа в группах по теме окружающего мира « насекомые летом»

изучение образцов насекомых,

подготовка сообщений,

презентация

Интегрироваться в группу, взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество.

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Планирование учебной деятельности по плану;

определение и понимание учебной задачи;

структурирование информации

Анализировать

содержание научно-познавательного текста. Осознанное чтение.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Адекватное самооценка себя и других

Выступление группы учащихся

познавательный рассказ – презентация «мир бабочек»

Целеполагающий вопрос

Слушать и слышать других;

Произвольность поведения

Анализ и синтез информации.

Формирование понятий.

Адекватное оценивание других, познавательная мотивация

Групповая работа по технологии «Поделка бабочка»

 

Создание творческих мини-проектов «бабочка- поделка»

-уметь содержательно и бесконфликтно участвовать в совместной учебной работе с одноклассниками в относительной автономии от учителя.

- уметь слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.

Обращаться к учителю или одноклассникам за помощью и адекватно воспринимать её.

Уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе.

вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия ;

ориентироваться в информационном пространстве,

 понимать смысл инструкции презентации,

принимать учебную задачу.

Мобилизация сил при преодолении трудностей.

-выбор эффективного способа решения;

- самостоятельное предположение, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-  выполнять работу, ориентируясь на информацию в ноутбуке

-соблюдение последовательности технологических операций (в соответствии с составленным планом работы).

Брать ответственность за групповой результат.

Адекватное понимание причин успешности.

Презентация изделия

Презентация групповых мини-проектов

-уметь слушать речь учителя и одноклассников, адресованную всему классу, не перебивать высказывания других людей.

-уметь высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер выполненного действия.

-осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы на вопросы учителя по теме,

-выполнение анализа объектов с целью выделения признаков.

Адекватное самооценка себя и других.

Познавательная мотивация.

Итог урока. Рефлексия.

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению.

Участвовать в диалоге.

Точно выражать свои мысли

Контроль и оценка своей деятельности

осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы на вопросы учителя по теме.

Давать оценку качества и уровня усвоения.

Этическое оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

Разработка интегрированного урока математики-окружающего мира в 4 классе

Тема:      Величины. Закрепление (итоговый урок).Цель:    закрепление знаний по теме «Величины», формирование вычислительных навыков, развитие экологического мышлени...

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 4 классе "У синего моря..."

Урок построен на беседе, в ходе которой учащиеся выявляют свои знания о новом материале,самостоятельно определяют тему и ставят цели урока. Плюсом является необычная  практическая работа-изготовл...

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии во 2 классе."Жизнь животных зимой"

Цель:  уточнить знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях; уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц...