Главные вкладки

    Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему


    Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России"  Тип урока: Открытие нового знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzh_mir.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс.

    Тема: «Лес и человек»

    Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России»

    Тип урока: открытие нового знания

     Цели урока:  Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

        Задачи:

    Образовательные:

    сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

    Воспитательные:

    воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

    Развивающие: 

    развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой, показать важность рационального использования и охраны лесов.

    Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

    Личностные: формирование интереса к изучению темы «Лес и человек»; формирование бережного отношения к природе.

    Регулятивные: формирование умения слушать и понимать ответы других; формирования умения задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.

    Познавательные: формирование умения находить нужную информацию в тексте учебника; формирование умения логического рассуждения.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Примечание

    УУД

    Организационный момент, мотивация к деятельности

    Актуализация знаний.

    Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу. СЛАЙД 1

    Прозвенел звонок веселый.

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.

    -  Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.  Проверьте своё рабочее место, постарайтесь поддерживать его в порядке весь урок.

    - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и начнём  работать дружно и с хорошим настроением.

    На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Леса России». (Исп.шторка, музыка) 

    И сейчас в ходе блиц - опроса мы вспомним пройденный материал. Будьте внимательны. Отвечаем по поднятой руке. СЛАЙД 2

    1. Какой лес мы называем тайгой?
    2. Назовите дерево. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые
    3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
    4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
    5. Какое дерево является символом России?

    Ребята, мы с вами вспомнили материал, который проходили, чтобы нам познакомится с новой темой, Я вам  прочитаю стихотворение Сергея Никулина «Русский лес». СЛАЙД 3 (исп. лупа,волшебные чернила)

    Сергей Никулин- «Русский лес»

    Нет ничего милее

    Бродить и думать здесь.

    Излечит, обогреет,

    Накормит русский лес.

    А будет жажда мучить –

    То мне лесовичок

    Средь зарослей колючих

    Покажет родничок.

              Нагнусь к нему напиться –

    И видно все до дна.

    Течет вода-водица,

    Вкусна и холодна.

    Нас ждут в лесу рябинка,

    Орехи и цветы.

    Душистая малина

    На кустиках густых.

    Ищу грибов поляну

    Я, не жалея ног,

    А если и устану –

    Присяду на пенек.

    Лес очень любит пеших,

    Для них совсем он свой.

    Здесь где-то бродит леший

    С зеленой бородой.

    Жизнь кажется иною,

    И сердце не болит,

    Когда над головою,

    Как вечность, лес шумит.

     -Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

    -О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

    - Чем является лес для человека?

    -Сформулируйте тему нашего урока

    Все верно, тема нашего урока «Лес и человек». СЛАЙД 4 (используется шторка)

    Какая цель может быть поставлена в связи с темой урока?

    -Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места.

    -Дети отвечают.

    -Хвойный

    -Сосна

    -Сбрасывает иголки

    -Кедровка

    -Береза

    -Читают стихотворение

    -О лесе

    -В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

    -Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой. 

    -Лес и человек.

    -Раскрыть роль леса в природе и жизни людей.

    Личностные

    СЛАЙД 1

    Регулятивные

    СЛАЙД 2

    СЛАЙД 3

    Регулятивные

    Личностные,

    Регулятивные

    СЛАЙД 4

    Изучение нового материала.

    Работа в учебнике

    Работа в тетради

    Работа в рабочей тетради.

    Физкультминутка

     

    Рефлексия.(Работа в паре.)

    Домашнее задание.

    - А  какова же  роль леса в природе и жизни людей, откроем учебник на странице 103 и прочитаем.

    -Когда мы читали текст, кто заметил интересное слово- ФИТОНЦИДЫ?

    -А что такое ФИТОНЦИДЫ? СЛАЙД 5

    ФИТОНЦИДЫ -это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.  

    - А теперь давайте сделаем вывод о значении леса в природе и жизни человека. СЛАЙД 6

    -А как вы думаете, какую роль играет человек в жизни леса?

    -А всегда ли человек справедлив по отношению к нему?

    -Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

    - Прочитаем об этом на стр. 104 учебника

    - Откроем рабочую тетрадь на стр. 51 задание №3  и сформулируем экологические проблемы лесных зон, которые выражены нарисованными знаками

    -Вы такие молодцы, вы все сказали, я хочу подытожить , что экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой браконьерством. СЛАЙД  7,8,9,10 (пазлы-фотоаппарат) Картинки-экологические проблемы.

    Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! СЛАЙД 11 (Лупа)

    Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

    Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесенные в Красную книгу России.

    - Давайте вспомним. Какие животные и растения туда отнесены?

    -Молодцы!

    - А вот еще некоторые растения и животные, которых тоже можно отнести туда. СЛАЙД 12

    •        Венерин башмачок

    •        Женьшень

    •        Утка-мандаринка

    •        Филин

    •        Амурский тигр

    •        Зубр

    (Упражнение-скрыть, показать) (Волшебные чернила) 

    - О них мы прочитаем в учебнике на стр. 103.

    - В лесных зонах создано много заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров» стр. 109

    - Мы увидели малую часть растений и животных на доске. Ребята, а теперь откройте тетради на странице 50  выполним задание 1. Запишите, какую роль играет лес в вашей жизни?

    - Озвучьте ваши ответы.

    -Молодцы.

    -А сейчас самое время немного отдохнуть.

    Встаем. Физкультминутка.

    Лесоруб рубил дрова:

    Раз-два, раз-два.

    Прямо постоял немножко,

    Поскакал на правой ножке.

    И на левой поскакал.

    Снова прямо постоял.

    И опять рубить дрова:

    Раз-два, раз-два!

    Продолжаем работать.

    -А теперь прошу вас посмотреть на доску. Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний» СЛАЙД 13    (лупа)

    - Помните правила игры?

    - Все верно. Будьте внимательны и при ответе поднимаем только руку.

     

    Слова 1 группы:

    1.Сосна, ель, дуб, саксаул.

    -Как вы думаете почему?

    Слова 2 группы:

    2. Ясень, берёза, пальма, яблоня  

    Как вы думаете почему?

    Слова 3 группы:

    3.Медведь,лось , тушканчик, заяц.

    Как вы думаете почему?

    Слова 4 группы:

    4.        Лось, сова, барсук, еж.

    Как вы думаете почему?

    Слова 5 группы:

    1. Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь

    Как вы думаете почему?

    -Молодцы, со всеми заданиями вы справились.

    - Работа в паре.

    Ребята перед вами лежат заготовки, вы должны в паре  придумать правило, нарисовав условные знаки «О бережном отношении к лесу». А потом нужно прикрепить на доску.

    - Каковы правила поведения в лесу? СЛАЙД 14

    - Молодцы.

    Подведение итогов урока.

    -От чего в первую очередь страдает лес?

    - Что должен делать человек, чтобы не уменьшилось количество лесов?

    - Вот прочитаем народную мудрость. СЛАЙД 15 (шторка)

    - Немного  интересных фактов. СЛАЙД 16-17-18 (пазлы-фотоаппарат) (волшебные чернила, лупа)

    - Прочитать текст на стр.103-108 учебника.

    Р.т.с.52 придумать условные знаки по правилам разведения костра СЛАЙД 19

     

                                                                                 

    - Дети читают абзац Лес-«легкие» нашей планеты……

    -Ответы детей

    - Находят в тексте

    - Делают вывод с помощью учебника на стр. 103

    - Дети отвечают 

    - Дети читают об экологических проблемах в лесных зонах (до ветров)

    - Дети записывают сделанные выводы в тетради

    -ответы детей.

    -Под особой охраной находятся лесные растения и животные….

    - Дети читают о Приокско-Террасном заповеднике

    - Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.

    -отвечают

    - Из четырех неправильных один лишний.

    -саксаул.

    - Потому что это цветущее дерево пустыни.

    -пальма.

    - Потому что растет в жарких странах.

    -тушканчик.

    -Потому что живет в степи и пустыне.

    - сова.

    -Потому что она летает.

    -Белый медведь

    -Потому что живет на Севере.

    -рисуют условные обозначения.(прикрепляют на доску)

    -Дети отвечают

    - Ответы детей

    -От пожаров, загрязнения, вырубки леса, браконьерства.

    - Не разводить костров, не оставлять мусор, не убивать животных

    - Дети читают пословицы

     

    Познавательные

    Регулятивные, личностные

    СЛАЙД 5

    СЛАЙД 6

    Познавательные.

    Личностные, регулятивные

    СЛАЙД  7,8,9,10

    СЛАЙД 11

    СЛАЙД 12

    Регулятивные

    Регулятивные, познавательные

    СЛАЙД 13

    Регулятивные, познавательные

    СЛАЙД 14

    СЛАЙД 15

    СЛАЙД 16-17-18

    СЛАЙД 19

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

    Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

    Сценарий внеклассного занятия по предмету "Окружающий мир" 4 класс, тема: "Приручение огня" Дополнительный материал для любознательных: Невидимая сила. Чудо волны (звук и свет). Что чувствуют приборы? Проект: Человек проникает в тайны природы.

    Сценарий внеклассного занятия (работа с одаренными детьми)Образовательная программа: Школа 2100Предмет: Окружающий мирАвтор учебника: А.А. ВахрушевКласс: 4Учитель: Кулешова С.П.§ 23,  тема:...

    Урок по предмету Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Дикие и домашние животные".

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс, УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.Тема: "Дикие и домашние животные". Цель урока: дать представление о диких и домашних животных,...

    Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема: "Лес и человек"

    Конспект содержит задания различного характера, осуществляется работа в группах...

    Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс

    Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс. УМК любой....

    УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс. Тема "Лес и человек" (презентация)

    презентация к уроку для проверки Д/З, презентация к уроку для ИД...

    Конспект урока по предмету окружающий мир 1 класс. Тема "Посуда"

    Этот конспект урока для детей с нарушением речи.Цель урока: формирование обобщенного понятия посуда. Коррекционно -образовательные задачи задачи:уточнить и конкретизировать представления о посуде. Кор...