Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему


Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России"  Тип урока: Открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh_mir.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс.

Тема: «Лес и человек»

Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания

 Цели урока:  Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

    Задачи:

Образовательные:

сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

Воспитательные:

воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

Развивающие: 

развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: формирование интереса к изучению темы «Лес и человек»; формирование бережного отношения к природе.

Регулятивные: формирование умения слушать и понимать ответы других; формирования умения задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.

Познавательные: формирование умения находить нужную информацию в тексте учебника; формирование умения логического рассуждения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

УУД

Организационный момент, мотивация к деятельности

Актуализация знаний.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу. СЛАЙД 1

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-  Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.  Проверьте своё рабочее место, постарайтесь поддерживать его в порядке весь урок.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и начнём  работать дружно и с хорошим настроением.

На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Леса России». (Исп.шторка, музыка) 

И сейчас в ходе блиц - опроса мы вспомним пройденный материал. Будьте внимательны. Отвечаем по поднятой руке. СЛАЙД 2

  1. Какой лес мы называем тайгой?
  2. Назовите дерево. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые
  3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
  4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
  5. Какое дерево является символом России?

Ребята, мы с вами вспомнили материал, который проходили, чтобы нам познакомится с новой темой, Я вам  прочитаю стихотворение Сергея Никулина «Русский лес». СЛАЙД 3 (исп. лупа,волшебные чернила)

Сергей Никулин- «Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

          Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

 -Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

- Чем является лес для человека?

-Сформулируйте тему нашего урока

Все верно, тема нашего урока «Лес и человек». СЛАЙД 4 (используется шторка)

Какая цель может быть поставлена в связи с темой урока?

-Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места.

-Дети отвечают.

-Хвойный

-Сосна

-Сбрасывает иголки

-Кедровка

-Береза

-Читают стихотворение

-О лесе

-В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

-Место отдыха, лес излечит, напоит чистой водой. 

-Лес и человек.

-Раскрыть роль леса в природе и жизни людей.

Личностные

СЛАЙД 1

Регулятивные

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Регулятивные

Личностные,

Регулятивные

СЛАЙД 4

Изучение нового материала.

Работа в учебнике

Работа в тетради

Работа в рабочей тетради.

Физкультминутка

 

Рефлексия.(Работа в паре.)

Домашнее задание.

- А  какова же  роль леса в природе и жизни людей, откроем учебник на странице 103 и прочитаем.

-Когда мы читали текст, кто заметил интересное слово- ФИТОНЦИДЫ?

-А что такое ФИТОНЦИДЫ? СЛАЙД 5

ФИТОНЦИДЫ -это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.  

- А теперь давайте сделаем вывод о значении леса в природе и жизни человека. СЛАЙД 6

-А как вы думаете, какую роль играет человек в жизни леса?

-А всегда ли человек справедлив по отношению к нему?

-Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Прочитаем об этом на стр. 104 учебника

- Откроем рабочую тетрадь на стр. 51 задание №3  и сформулируем экологические проблемы лесных зон, которые выражены нарисованными знаками

-Вы такие молодцы, вы все сказали, я хочу подытожить , что экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой браконьерством. СЛАЙД  7,8,9,10 (пазлы-фотоаппарат) Картинки-экологические проблемы.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! СЛАЙД 11 (Лупа)

Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесенные в Красную книгу России.

- Давайте вспомним. Какие животные и растения туда отнесены?

-Молодцы!

- А вот еще некоторые растения и животные, которых тоже можно отнести туда. СЛАЙД 12

•        Венерин башмачок

•        Женьшень

•        Утка-мандаринка

•        Филин

•        Амурский тигр

•        Зубр

(Упражнение-скрыть, показать) (Волшебные чернила) 

- О них мы прочитаем в учебнике на стр. 103.

- В лесных зонах создано много заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров» стр. 109

- Мы увидели малую часть растений и животных на доске. Ребята, а теперь откройте тетради на странице 50  выполним задание 1. Запишите, какую роль играет лес в вашей жизни?

- Озвучьте ваши ответы.

-Молодцы.

-А сейчас самое время немного отдохнуть.

Встаем. Физкультминутка.

Лесоруб рубил дрова:

Раз-два, раз-два.

Прямо постоял немножко,

Поскакал на правой ножке.

И на левой поскакал.

Снова прямо постоял.

И опять рубить дрова:

Раз-два, раз-два!

Продолжаем работать.

-А теперь прошу вас посмотреть на доску. Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний» СЛАЙД 13    (лупа)

- Помните правила игры?

- Все верно. Будьте внимательны и при ответе поднимаем только руку.

 

Слова 1 группы:

1.Сосна, ель, дуб, саксаул.

-Как вы думаете почему?

Слова 2 группы:

2. Ясень, берёза, пальма, яблоня  

Как вы думаете почему?

Слова 3 группы:

3.Медведь,лось , тушканчик, заяц.

Как вы думаете почему?

Слова 4 группы:

4.        Лось, сова, барсук, еж.

Как вы думаете почему?

Слова 5 группы:

  1. Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь

Как вы думаете почему?

-Молодцы, со всеми заданиями вы справились.

- Работа в паре.

Ребята перед вами лежат заготовки, вы должны в паре  придумать правило, нарисовав условные знаки «О бережном отношении к лесу». А потом нужно прикрепить на доску.

- Каковы правила поведения в лесу? СЛАЙД 14

- Молодцы.

Подведение итогов урока.

-От чего в первую очередь страдает лес?

- Что должен делать человек, чтобы не уменьшилось количество лесов?

- Вот прочитаем народную мудрость. СЛАЙД 15 (шторка)

- Немного  интересных фактов. СЛАЙД 16-17-18 (пазлы-фотоаппарат) (волшебные чернила, лупа)

- Прочитать текст на стр.103-108 учебника.

Р.т.с.52 придумать условные знаки по правилам разведения костра СЛАЙД 19

 

                                                                             

- Дети читают абзац Лес-«легкие» нашей планеты……

-Ответы детей

- Находят в тексте

- Делают вывод с помощью учебника на стр. 103

- Дети отвечают 

- Дети читают об экологических проблемах в лесных зонах (до ветров)

- Дети записывают сделанные выводы в тетради

-ответы детей.

-Под особой охраной находятся лесные растения и животные….

- Дети читают о Приокско-Террасном заповеднике

- Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.

-отвечают

- Из четырех неправильных один лишний.

-саксаул.

- Потому что это цветущее дерево пустыни.

-пальма.

- Потому что растет в жарких странах.

-тушканчик.

-Потому что живет в степи и пустыне.

- сова.

-Потому что она летает.

-Белый медведь

-Потому что живет на Севере.

-рисуют условные обозначения.(прикрепляют на доску)

-Дети отвечают

- Ответы детей

-От пожаров, загрязнения, вырубки леса, браконьерства.

- Не разводить костров, не оставлять мусор, не убивать животных

- Дети читают пословицы

 

Познавательные

Регулятивные, личностные

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Познавательные.

Личностные, регулятивные

СЛАЙД  7,8,9,10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Регулятивные

Регулятивные, познавательные

СЛАЙД 13

Регулятивные, познавательные

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16-17-18

СЛАЙД 19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Дорогами побед и испытаний" для учеников 2-3 классов.

В канун празднования Дня Победы 9 мая в школе проходит внеклассная работа в рамках тематического периода "День Победы". В предлагаемом конспекте занятия-мастерской идет ознакомление учеников с главным...

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"

Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников....

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Великая Отечественная война", 4 класс, УМК "Школа России"

Данный конспект урока составлен с учетом требований ФГОС начального общего образования. Поможет формировать представление о Великой Отечественной войне и ей героях . Урок разработан в деятельностном м...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Птицы"(программа II вида, II отделение II вариант)

Материал предназначен для педагогов - дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха....

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки" с презентацией.

Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме               «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» Тема: «Почему нужно чи...

Конспект урока по предмету"Окружающий социальный мир",тема:" Включение электроплиты. Правила безопасности".4 класс 8 .2.

Конспект урока Окружающий социальный мир. "Включение электроплиты. Правила безопасности".4 класс 8.2.содержание урока.1. Ввводная часть. Организационный момент. Повторение пройденного. Введе...