Наше питание. Пищеварительная система
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ануфриева Наталья Николаевна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система".

Цель: познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами.

Задачи:

- составить с детьми правила правильного питания;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_pishcha._organy_pishchevareniya.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе «В»

по теме: «Наша пища. Пищеварительная система».

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

- составить с детьми правила правильного питания;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- развивать мышление, память, умение слушать;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

- формирование УУД.

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять  заданную учебную цель,
  • учитывать,  выделенные учителем,  ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учится:

  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование:

- учебник для 4 класса «Окружающий мир » В. М. Самкова;

- рабочая тетрадь на печатной основе;

-  медиапродукт: презентация MicrosoftPowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения»;

- карточки с заданиями;

- смайлики для рефлексии;

- компьютер, программа MicrosoftPowerPoint

 

Этапы работы

Содержание этапа

 

        УУД

( комментарии к уроку)

1.

Организационный момент, включающий:  

 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для  продуктивной работы.

 Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную позу.

- Методы:

-словесные,

-самоконтроль.

 

 Настрой на урок

 - Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Успехов вам и удачи. Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Личностные:

- самоопределение

-выражать положительное отношение к процессу

к процессу познания,

проявлять желание

познавать новое

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу,

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-повторить сведения о строении и значении опорно-двигательной системы

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-организовать работу по повторению сведений об опорно-двигательной системе;

 

Задачи:

-выяснить степень усвоения заданного учебного материала;

 

Методы:

-словесные,

-метод стимулирования:

похвала.

 Устный опрос:( фронтальный )

- Как называется раздел, который мы изучаем ? Назовите тему прошлого урока.

- Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений?

 ( Скелет)

- Какое значение имеет скелет для человека? (Скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве - осанку, и его подвижность.)

- Какая должна быть и от чего портится осанка? (Правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…)

- Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает? (Мышцы.)

- Чем прикрепляются мышцы к костям? (Сухожилиями.)

- Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (Нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.)

- Прочитайте пословицу о здоровье.

Здоровье дороже золота.

-Как понимаете смысл этой пословицы? Какие еще пословицы о здоровье вы знаете?

-А что еще нужно человеку, что быть сильным и здоровым? (правильно питаться)

 

Регулятивные:

-контроль

- самоконтроль

Коммуникативные:

- умение выражать

свои мысли

3.

Изучение нового учебного материала.

а) Создание проблемной ситуации

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу

 

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-активизировать соответствующие мыслительные действия.

 

Задачи:

-активизировать познавательную  деятельность учащихся

 

Методы:

-словесные,

-побуждающий от проблемной ситуации диалог.

 

 

 

 

 

б) Открытие новых знаний

 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-получает возможность задуматься.

 

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-побудить учащихся к активности при изучении нового материала.

 

Задачи:

-формировать знания о пищеварительной системе, о механизме обработки пищи,

-развивать способности к анализу, синтезу, обобщению.

 

Методы:

-учебный диалог,

-наглядные,

-познавательные,

-словесные (объяснение)

 

Значение пищи.

  • Что такое пища? (То, что едят, чем питаются).
  • Без пищи человек не может жить. Что  чувствует человек, если он не поест? (Голод).
  • А при длительном голодании? (Слабость, а при длительном – наступает смерть).
  • Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз).
  • Если бы тебе дома мама дала кусочек сырого мяса, горсть риса и сырую картошку, тебе понравился бы такой завтрак? (Ответы детей).
  • Чтобы ты попросил приготовить:
    – из мяса?
    – из риса?
    – из картофеля?

(Ответы детей). Вы предпочитаете обработанную, приготовленную пищу. Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища. Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о пищеварении)

- Из каких слов образовано слово пищеварение? (От слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят).

- Давайте сформулируем тему нашего урока , задачи.

Тема урока «Пищеварительная система». 

- Возьмите шкалу самооценки и оцените свои знания по данной теме.

-Чем же интересно занимаются органы пищеварения?

Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня. Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 8 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. Наша внутренняя кухня состоит из нескольких отделений. Всё, что бы ты не съел, проходит через все её отделения по очереди, пока не превратится в прозрачные растворы, которые легко впитает и быстро разнесёт по клеткам кровь. И вот сегодня мы отправимся в путешествие с бутербродом. Отправляемся открывать тайну исчезновения пищи.

- Итак, где начнет наш бутерброд свое путешествие?

Первое отделение – расположено во рту.

-Что к нему относится? (Ответы детей).

- Прочитайте материал о зубах на страницах 19-20.

-Для чего нужны зубы? Что нового ухнали о зубах? (у детей- 24, у взрослого – 32 зуба)

-Посмотрите на иллюстрацию стр. 20.У кого из этих детей зубы будут здоровыми?

- Даша расскажет нам о правилах ухода за зубами.

- У кого есть дополнения.

- Для чего нужен язык? ( перемешивает пищу и продвигает в глотку)

Показать кусочек лимона.

-Что появилось во рту?

-Для чего нужна слюна?

-Существует 3 пары слюнных желез.

Одна находится на уровне ушей, одна под языком, одна под нижней челюстью. Ведь недаром говорят: «Запахло так вкусно, что слюнки потекли». Для каждой пищи железы выделяют именно такую слюну, которая нужна для переработки этой пищи.

 (Наш бутерброд превратился в маленькие комочки).

 

-Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка. Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища - в пищевод, а воздух – в трахею. Давайте проглотим слюну. Вы заметили, дышим мы в это время или нет? (Нет.)

Второе отделение – пищевод.

- Прочитайте статью о пищеводе и определите его функции.

Здесь пища не задерживается, мышцы пищевода проталкивают пищу и время пути по пищеводу занимает 2-3 секунды. Здесь бутерброд быстро проходит в следующее отделение.

Третье отделение – желудок.

-Прочитайте статью об этом органе. Определите его функцию.

 Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Этот сок обладает способностью растворять большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок старательно, но медленно. Что же произошло с бутербродом в желудке?

 

Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в бутерброде. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник. Почему надо хорошо пережевывать пищу? (Ответы детей).

- Какую функцию выполняет кишечник?

Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

 

А та часть бутерброда, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки. Здесь за неё принялись полезные кишечные бактерии, постоянно живущие в толстой кишке. Они переработали в прозрачные растворы последние остатки нашего бутерброда. Вы когда делаете яблочный сок, наверное, заметили, что остаются отходы. Так после переваривания бутерброда остались отходы, которые через кишечник удаляются наружу.

 

Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов .

Прочитайте статью из рубрики …Этот удивительный мир. Что нового узнали?

- Вот какой большой путь проделал наш бутерброд.

- Чтобы наша пищеварительная система работала четко, мы должны помнить о том, что питание должно быть правильным, здоровым. Пища должна быть богата и белками, и жирами, и углеводами.

- Маша расскажет вам о пользе витаминов.

- Алина расскажет о разнообразии пищи.

Физминутка .

Как же долго мы сидели, наши ручки онемели,

Наши ножки затекли. Ими топнем: раз, два, три!

Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом - прыжок.

А теперь присядь скорее, не держись за батарею!

Со здоровьем все в порядке, если делаешь зарядку.

-Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться! А что это значит? (пища должна быть полезной и разнообразной)

Давайте вместе попробуем назвать правила приема пищи. (Ответы детей)

– Чтобы фабрика кухня работала слаженно, надо выполнять правила приёма пищи.

- Работаем в парах.

  • Питайся разнообразной пищей.
  • Меньше ешь сладостей, они угнетают отделение желудочного сока.
  • Не перенасыщайте себя жирной пищей.
  • Всегда полезны овощи, фрукты.
  • Старайтесь есть в одно и то же время.
  • Пить лучше обычную воду.
  • Перед едой мойте руки.

- Итак, что нужно для того, чтобы быть здоровыми?

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудни-

чества;

умение с точностью

выражать свои мысли;

Регулятивные:

- целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебно-

го сотрудничества;

умение с точностью

выражать свои мысли;

Познавательные:

смысловое чтение

Познавательные:

смысловое чтение

Здоровьесбережение

Коммуникативные:

- взаимодействие и

планирование учебного

сотрудничества

4.

Закрепление учебного материала:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися

 

-осознать, как работает пищеварительная система;

- уметь самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях.

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

 

-создать условия для формирования  закрепления в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу;

 -обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

 Задачи:

-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

- дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе,

 

Методы:

-практический,

-наглядный,

-контроля и самоконтроля,

-самостоятельная деятельность уч-ся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отгадывание кроссворда  работа в группах

По горизонтали: 1. Вещество, без которого человек не сможет прожить более трех дней.

2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.

5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям.

8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок.

9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.

10. Соседка желудка, живет справа.

По вертикали: 1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.

3. Ощущение потребности в еде.

4. Желание есть.

6. Капуста, огурец, лук – это…

7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

Проверка (Слайд)

Работа в группах

Самостоятельная работа даётся 3 группам (дифференцировано)

Задание 1 группе.

Соедини название органа и его определение:

1. Полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной.

ПИЩЕВОД

2. Растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости.

ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА

3. Трубка, соединяющая глотку с желудком.

ТОЛСТАЯ КИШКА

4. Начальный отдел тонкого кишечника, соединённый с печенью поджелудочной железой.

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

5. Конечный отдел пищеварения.

ЖЕЛУДОК

Задание 2-й группе.

собери названия отделов пищеварительной системы по порядку:

1.

2.

3.

4.

5.

(заготовки: ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.)

группа работает у доски

Задание 3-й группе.

Проведём ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ:

Один ученик нашей школы предложил вот такое меню на обед.

  • Первое блюдо: Блины с вареньем
  • Второе блюдо: Кусок торта
  • Третье блюдо: Пепси

Можно считать это правильное меню?

Составьте меню, основанное на здоровой  пище.

Проверка. (Выносятся работы на доску и обосновывается ответ)

-Оцените свою работу  в оценочном листе.

Регулятивные:

- выбор действия в

соответствии с постав-

ленной задачей

Коммуникативные:

- взаимодействие и

планирование учебного

сотрудничества

Коммуникативные:

- взаимодействие и

планирование учебного

сотрудничества

Регулятивные:

- выбор действия в

соответствии с постав-

ленной задачей

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

Рефлексия:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-содействовать осознанию уч-ся своей  учебной деятельности и деятельности класса.

Задачи:

-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока.

-формировать самооценку учащихся

Задание на дом.

Итак, друзья вот и закончилось наше путешествие.

- Вспомним, из каких органов состоит пищеварительная система?

- Самый длинный орган человеческого тела?

-Я хочу сказать:

-Что мне этот урок дал для жизни?

-Мне показалось важным…

 - Возьмите смайлики и поделитесь своим впечатлением об уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание. (Слайд)

- подготовить рассказ о пищеварительной системе с использованием  статьи учебника (стр. 18 – 21);

- выбрать одно из творческих заданий:

1) составить и красиво оформить книжку-малышку «Витаминные загадки»;

2) используя компьютерную программу, подготовить рекламу одного из продуктов питания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Окружающий мир. Наше питание. Пищеварительная система.

Урок окружающего мира в 3 классе коррекционной школы (VII вид).  Конспект урока и презентация....

урок "Наше питание. Пищеварительная система"

урок по окружающему миру 3 класс на тему "Наше питание"...

Наше питание. Пищеварительная система.

Цель:формировать представления о питании, пищеварительной системе.Задачи:Обучающая:­   Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными ве...

Наше питание.Пищеварительная система.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система".УМК "Школа России", А.Плешаков....

Открытый урок по окружающему миру «Наше питание. Пищеварительная система».

Тип урока: изучение нового материала.Тема:«Наше питание. Пищеварительная система».Время проведения:         2013г.Цели: 1.)обучающие:-формирование пе...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...