Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Круговорот воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krugovorot_vody_v_prirode.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего  мира .

Тема:  «Природа  цветёт  и  плодоносит.  Круговорот  воды  в  природе».

Класс:  1 класс.

Учитель:  Ревелева  Е.В.

УМК:   «Школа  2100»

Учебник:  Вахрушев А.А.,  Бурский О.В.,  Раутиан А.С. Окружающий  мир. 1 класс («Я  и  мир  вокруг»)

Учебник  в  2 частях. Часть 2. – 3-е  изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом 2016. – 96 с., ил.

(Образовательная  система «Школа 2100»).

Тип  урока:  урок  открытия  нового  знания.

Цель:  сформировать  представление  о  круговороте  воды  и  экологической  целостности  природы.

Задачи:

1)  актуализировать   знания  обучающихся  о  свойствах  и  трёх  состояниях  воды  в  природе;

2)  активизировать   мыслительные  операции:  анализ,  синтез,  сравнение,  обобщение;

3)  развивать  навыки  коммуникативного  взаимодействия  при  работе  в  парах;

4)  развивать  познавательную  и  творческую  активность,  интерес  к  окружающему  миру.

Методы  обучения:

деятельностный,  частично-поисковый,  объяснительно-иллюстративный.

Формы  организации  работы:

индивидуальная,  работа  в  парах.

Метапредметные  понятия:

«знание» - развитие  умения  добывать  информацию  из  разных  источников ( учебник,  дополнительная  литература, схема,  лабораторный  опыт);

«проблема» - освоение  техники  анализа,  сравнения,  обобщения  и  установления  причинно-следственных  связей.

Оснащение  урока.

Оборудование:

интерактивная  доска,  проектор.

Дидактические  средства:

презентация  учителя,  раздаточный  материал,  учебники.

                                                      Ход  урока.

1.  Самоопределение  к  учебной  деятельности.

-  Ребята,  а  кто  такие  «всезнайки»?

-       Если  хочешь  стать  всезнайкой,

        Значит  с  книжкой-обучайкой

        Не  закиснешь  ты  скуки.

        Всюду  в  ней  живут  науки,

        Учат  счёту  и  письму,

        Обучают  что  к  чему.

        А  кому  бывает  скучно –

        Значит,  мыслит  не  научно!

-  А  вы  хотите  рассуждать,  как  настоящие  учёные?

-  Для  этого  учимся  доказывать  свои  предположения  и  искать  ответы  на  сложные  вопросы.

-  А  что  за  книжка-обучайка  всегда  нам  помогает?

 (  Учебник  «Окружающий  мир».)

-  Он  ещё  называется  «Я  и  мир  вокруг  нас».  Значит, будем  говорить  о  чём?

  ( О  себе,  о  природе,  о  мире   вокруг  нас.)

2.  Актуализация  знаний  и  фиксация  затруднения  в  пробном  действии.

-  Какое  сейчас  время  года?    (  Весна.)

-  Что  происходит  с  природой  весной?    (  Природа  пробуждается.)

-  А  какое  время  года  наступит?   (  Лето.)

-  Какие  изменения  происходят  в  природе  летом?

(  Становится  жарко,  длиннее  день, цветут  цветы,  появляются  ягоды  и  грибы,   растут  детёныши  у  животных   и  т.д.)

-  Хором  назовите    три  летних  месяца.

Июнь

Июль

Август

А.И.Куинджи

Берёзовая  роща

А.А.Пластов

Летом

И.И.Шишкин

Рожь

-  Русские  художники  очень  любят  изображать  родную  природу. В  своих  картинах  они  показали  красоту  каждого  летнего  месяца. А  вот  что  говорят  о  лете  народные  пословицы,  в  которых  заключены  наблюдения  и  мудрость  наших  предков.

             

Июнь – месяц  длинных  ночей,  цветущих трав,  поющих  птиц.

В  июле  жарко,  а  расставаться  с  ним  жалко.

Кто  в  августе  спит,  тот  голодным  будет  ходить.

-  А  вы  любите  летом  купаться?

-  Какая  в  речке  вода?  

-  Уверена,  что  вы  знаете,  какими  свойствами  обладает  вода.

( Демонстрация  сосуда  с  водой.)  

-  Возьмите  стаканчики  с  водой.

-  Имеет ли  вода  цвет?               ( Вода  не  имеет  цвета.)

-  Пахнет  ли  чистая  вода?         ( Вода  не  имеет  запаха.)  

-  Почему  сквозь  воду  видны  предметы?   ( Вода  прозрачна.)

-  Если  я  положу  в  воду  сахар,  что  произойдёт?  ( Вода  растворяет  некоторые  вещества.)  

-  Если  наклоню  сосуд  с  водой,  что  произойдёт?  ( Вода  текуча.)  

-  Вода  принимает  форму  того  сосуда,  в  который её  нальёшь.

-  Прочитайте  на  слайде  свойства  воды.  

-  А  ещё  вода  может  превращаться. Даже  загадка  про  это  есть:

                  Я  и  туча,  и  туман,

                  Я  ручей  и  океан,

                  Я  летаю  и  бегу,

                  И  стеклянной  стать  могу.

       (Слайды)  

ледник

водопад

туман

- Обратите  внимание  на  1 слайд.  Что  здесь  изображено?  (Ледник)

- Это  вода  в  каком  состоянии?  (Твёрдом)

- Что  изображено  на  2 слайде?  ( Водопад )

-  Это  вода  в  каком  состоянии?  (Жидком)

-  На  3  слайде  что  поднимается  над  рекой?  (Пар)

-Это  вода  в каком  состоянии?  (Газообразном)

 -  Где  мы  можем наблюдать  воду  в  твёрдом  состоянии?

 (Лёд  на  реке,  айсберг,  лёд  в  холодильнике.)

-  Что  произойдёт  со  льдом,  когда  станет  тепло?   ( Превратится  в  воду.)

-  Вы  любите  мыть  доску?

-  Я  протираю  мокрой  тряпкой  классную  доску.  Через  некоторое  время  доска  станет  сухой.  Почему  так  произойдёт?     (Вода  испарится, т.е. превратится  в  пар – прозрачный, бесцветный  газ.)  

-  Даже  сейчас  в  воздухе  содержится  вода,  но  почему  мы  её  не  видим?  В  каком  состоянии  она  находится? (В  газообразном  состоянии.)

-  Учёные  заинтересовались  этими  превращениями  и  выяснили,  что  все  вещества  состоят  из  мельчайших  частиц – молекул. От  того,  насколько  крепко соединяются  молекулы,  зависит  твёрдое,  жидкое  или   газообразное  вещество.

-  Мы  выяснили,  что  вода  может  переходить  из  одного  состояния  в  другое  под  действием  температуры  воздуха.

-  А  сейчас  я  предложу  вам  задание,  в  котором  вы  будете  исследователями. В  стихотворении  вода,  словно  путешественница,  и  летает,  и  бежит.

-  Пожалуйста,  на  листочках  нарисуйте  «путешествие»  воды с  помощью  стрелок.

- Даю  вам  1 минуту.

(   Дети  работают  на  карточках.)

 (  Учитель  прикрепляет  на  доску  несколько  разных  вариантов   выполненных  заданий.)

-  Что  получилось?                            

(   Нарисовали  разные  пути  путешествия  воды.)

3.  Выявление  места  и  причины  затруднения.

-   Какое  задание  вы  выполняли?  (  Мы  рисовали  при помощи  стрелок  «путешествие»  воды.)

-  В  чём  у  вас  затруднение?  Что  мы  не  знаем  точно? (  Не  знаем  точно,  как  происходит  «путешествие»  воды  в  природе.)

4.  Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

-  В  природе  вода  совершает  путешествие  постоянно.

-  Уточните  цель  урока.  О  чём  нам  предстоит  узнать?

 (  Узнать,  как  происходит  путешествие  воды  в  природе.)

-  Сформулируйте  тему  урока.    (  Путешествие  воды  в  природе.)

-  Что  поможет  нам  достигнуть  цели?  Прочитайте.

(  Слайд)                                              ( Опыт,  наблюдения,  логические  выводы.)

-  В  старших  классах  у  вас  будут  уроки  химии,  на  которых  будете  выполнять  настоящие  опыты.  

-  Как  вы  считаете,  для  чего  мне  понадобился  чайник?

  (Нагревать  воду.)

-  Над   водой  в  чайнике  я  закреплю  тарелку.  Но  прежде  потрогайте и  скажите,  какая  она?

  (Холодная,  сухая.)

-  Я провожу  опыт,  вы  наблюдаете  и делаете  логические  выводы.

Физкультминутка.

5.  Реализация  построенного  проекта.

-  Будем  нагревать  воду,  над  которой  закреплена  холодная  тарелка.  

-  Что  поднимается  от  воды?    (  Пар.)

-  Почему  это  происходит?          (  Вода  при  нагревании  быстро  испаряется.)

-  Какой  стала   нижняя  сторона  тарелки?

 (Она  стала  влажной,  на  ней  появились  капли  воды,  скоро  они  начнут  падать  вниз.)  

-  Опыт  показал,  как  вода  совершила  путешествие.  А  в  природе  это  происходит  каждый  день    и  круглый  год.   Покажем  это  на  схеме.

                     Круговорот  воды  в  природе

-  Что  происходит  с  водой  на  поверхности  рек,  озёр,  морей,  а  также  с  водой,  которая  содержится  в  почве,   под  действием  солнечных  лучей?         (Испаряется.)

-   Вода  превращается  в  пар  в  любое  время  года,  даже  зимой.

-  Какой  воздух  высоко  над  землёй?       (Холодный.)  

-  Что  происходит  с  водяным  паром   в  холодном  воздухе?  

 (  Превращается  в  маленькие  капельки  воды.)

-  Переход  из  газообразного  состояния  в  жидкое  называется  конденсацией.       

-   А  зимой  пар  во  что  может  превратиться?   ( В  кристаллики  льда.)

-  Капельки,  подталкиваемые  воздухом,  сливаются   вместе,  становятся  крупнее  и  образуют  облако.  Облако переносится  ветром,  и  где-то  оно  проливается дождём  или  выпадает  в  виде  снега. А  люди  говорят,  что  идут  осадки.   

-  Приземлилась  вода.  Что  с  ней  происходит?  Проделаем  опыт  в  парах.

-  Перед  вами  2  стаканчика,  с  землёй  и  с  водой.  Один  человек   придерживает  стакан  с  землёй,  а  другой  «работает»  тучкой,  поливает  немного  землю.

-  Наблюдаем,  что  произошло  с  водой.       (Просочилась  в  землю.)

-  И  в  природе  вода   просачивается  в  почву,  попадает  в  наземные  или  подземные  реки.

Сейчас  земля  влажная  от  дождя,  но  что  произойдёт  через  несколько  дней?

 (Земля  высохнет.)    

-  Высохнет  верхний  слой.  Что  произойдёт  с  водой?      ( Вода  испарится.)

-  Вода  с  поверхности   почвы,  водоёмов,  листьев  растений   испаряется,  и  процесс   начинается  снова  по  кругу.

-  Как  называется  этот  процесс?   (Круговорот  воды.)

-  Кто  из  ребят   выдвигал  эту  же  версию?  Поднимите  руку.

Физкультминутка.

                                              Дождик, дождик,  лей,  лей.

                                             Нам  с  тобою  веселей!

                                             Не  боимся   сырости,  

                                             Только  лучше  вырастем!

-  Где  мы  можем  подтвердить  наши  знания?    (  В  учебнике.)

 6.  Первичное  закрепление  с  проговариванием  во  внешней  речи.

-  Откройте  учебник  на  стр. 79,  прочитайте   сказочную  историю  про  круговорот  воды  в  природе.

7.  Самостоятельная  работа  с  самопроверкой  по эталону.

-  Переверните  свои  листки.  Самостоятельно  нарисуйте  круговорот  воды  в  природе  цветным  карандашом.

-  Поднимите  листочки,  покажите  мне.

-  Покажите  свою  работу  соседу  по  парте.

- А  теперь  взгляните  на  схему. На  какой  кружок  вы  поставили  бы  пальчик,  когда  я  говорю:

Испарение…       пар  превращается  в  капельки…   осадки…

 8.  Включение  в  систему  знаний.

-  Теперь,  когда  идёт  дождь,  мы  уже  знаем,  что  происходит  круговорот  воды  в  природе. А  ещё  летом  бывает  гроза.  Опишите,  что  происходит  во  время  грозы.

(Сверкает  молния,  гремит  гром,  льёт  дождь.)

-  Что  бывает  вначале – гром  или  молния?

 (Молния  всегда  опережает  гром,  свет в  пространстве  распространяется  быстрее, чем  звук.)

-  Гроза – опасное  атмосферное  явление.  При  грозе   в  кучевых  облаках   или  между  облаками  и  земной  поверхностью  возникают    молнии.

-  Скоро  лето,  возможно,  будут  сильные  грозы.  Объясните  по  рисункам   правила  безопасного  поведения  во  время  грозы.

(Слайды)  1)  нельзя  прятаться  под  отдельно  стоящим  деревом;

                    2)  не  купайся  во  время  грозы;

                    3)  нельзя   прятаться  под  высоким  предметом, копной  сена, бегать  по  полю;

                    4)  не  разговаривай  по  сотовому  телефону  во  время  грозы;

                    5)  не  включай  телевизор   во  время  грозы;

                    6)  закрой  форточку,  окно.

9.  Рефлексия.

-  А  теперь   подводим  итоги.

-  О  каком  природном  процессе  вы  узнали  сегодня?  

 (О  круговороте  воды  в  природе.)

-  Докажите,  что это   важно,  нужно,  полезно.

-   Что  ещё  запомнилось  с  урока?

-  Оцените  при  помощи  смайликов,  на  каком этапе  работы   вы  проявили  себя   или    чувствовали   наиболее  уверенными?

 

Проводить  опыт  и

 наблюдать  

 

Думать  и  рассуждать

Объяснять  самому

-  Оцените  работу  товарищей   на  уроке. Кто  нам  больше  всего  помогал?  Кого  особенно  можно  похвалить?

-  Наш  урок  подошёл  к  концу.

Наши  знания – наш  успех!

Выполнили  мы  задания!

Всем  спасибо!  До  свидания!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...