Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые. Их добыча.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые. Их добыча.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Название: УМК Гармония Предмет: Окружающий мир Класс: 4
Тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча.
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»
Тип урока: Урок изучение нового материала
Цель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи.
Задачи: развивать экологическое мышление; учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею; формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить рефлексию своей работы на уроке; формировать ключевые компетенции: информационная, проблемную и коммуникативную.
Этап урока | Времямин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
Организационный момент | 1 мин | - Мы сегодня будем снова наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому в прок, Активно в работы включайся, дружок! | Беседа | Фронтальная | Проверяет готовность обучающихся к уроку | Настраиваются на работу | Мотивация к творческому труду |
Вхожде-ние в тему | 3 мин | - Что это? Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина) Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. (Торф) Что за страшный камень это? Непонятного он цвета... Он из зерен состоит, Называется... (Гранит) Без него не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы, ключи. (Железная руда) - О каких предметах были все загадки? - Какая же тема и цель нашего урока? | Беседа, работа с загадками | Фронтальная | Выдвигает проблему Подводит к формулированию детьми темы и цели урока | Формулируют тему и цель урока | Формирование умения регулировать свою деятельность; - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. Формирование регулятивных УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному учителем. |
Проверка домашне- го задания | 5 мин | Тест «Чем различаются минералы» 1 вариант 1. Горные породы состоят: а) из минералов; б) зерен. 2. Грифель карандаша сделан: а) из слюды; б) графита; в) кварца; гипса. 3) Форма слюды: а) овальная; б) зерна; в) пластинка; г) песчинка. 4) Самый твердый минерал: а) топаз; б) алмаз; в) золото; г) корунд. 5) Поваренная соль: а) графит; б) слюда; в) галит; г) рубин. 6) Каменные сосульки с потолка-это: а) сталактиты; б) сталагмиты. 2 вариант 1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют: а) алмаз; б) гранит; в) мрамор; г) песок. 2. Песок-это разновидность минерала: а) кварца; б) слюды; в) гипса; г) апатита. 3. Самый мягкий минерал-это: а) гипс; б) флюорит; в) тальк; г) топаз. 4. Минерал, который называют камнем плодородия: а) апатит; б) алмаз; в) кальцит; г) гипс. 5) Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы: а) глина; б) алмаз; в) гипс; г) тальк. 6) Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна: а) сталактиты; б) сталагмиты.
| Тестиро-вание | Индивидуальная | Предлагает индивидуальные задания Организует взаимопроверку | Выполняют задания по карточкам Осуществляют взаимопро-верку Оценивают результат | Познавательные- общенаучные (структурирова ние знаний, рефлексия) регулятивные- контроль |
Стадия вызова Стадия осмысления Домаш-нее задание Стадия осмысле-ния
| 5 мин 5 мин 2 мин 13 мин | - Итак, что же сегодня на уроке нас ожидает? - Верно, вы узнаете много интересного о полезных ископаемых. - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, - это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождением. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть. - Предлагаю рассмотреть свойства, способы добычи, использование полезных ископаемых и вред или пользу они приносят человеку.
(Способы добычи. Свойства. Полезные ископаемые Использование Как находят) - А теперь откройте учебник на стр 88, читая текст делайте на полях пометки: «V» - я уже знал эти сведения; «+» - новая информация; «?» - я это не понял, у меня возник вопрос; «-» - я думал иначе. - Что нового вы узнали о полезных ископаемых? - О чем вы думали по-другому? - С какими сведениями вы не согласны? - Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (вопросы записываются на доске) - На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации. - Кто желает приготовить ответы на сложные вопросы? (дети выбирают себе вопросы) - Узнаем, как находят полезные ископаемые (рассказ учителя) Сделаем вывод. - Посмотрим на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых. - Обратите внимание на экран (показ изображения шахты, скважины, карьера) - Докажите, о чем будем говорить дальше. - Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих устройств? (рассказ учителя о способах добычи полезных ископаемых) - Как же перевозят полезные ископаемые к месту переработки? - Сегодня прозвучало сообщение, при перевозки нефти по Каспийскому морю, произошла поломка танкера и утечка нефти. - К каким последствиям это может привести? ( Экономические проблемы, которые возникают при разработке месторождений: -нарушаются места обитания растений и животных; -при добыче засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды; -при транспортировке разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.)
| Беседа Рассказ Приём ТРКМЧП кластер Приём ТРКМЧП «инсерт» Беседа, опрос Приём ТРКМЧП «Тонкие и толстые вопросы» Работа с картой Видеометод- работа со слайдами, рассказ. Экономическая проблема | Фронтальная Групповая Групповая Индивидуальна Фронтальная Фронтальная Групповая, фронтальная | Уточняет понимание учащихся поставленной цели урока Проводит параллель с ранее изученным материалом Контролирует выполнение работы Организует коллективную проверку Организует поисковую работу обучающихся, самостоятель-ную работу с учебником Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний Формулирует задание Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе контролирует выполнение работы организует коллективную проверку | Анализируют, отвечают на вопрос учителя Слушают рассказ, делятся своими впечатлениями Заполняют кластер, высказывают свои предположения в группе Читают текст, анализируют, подчеркивают характеристи-ки. Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного домашнего задания и запись в дневник. Формулируют выводы наблюдений Отвечают на вопросы учителя высказывают свое мнение Работают в группе, высказывают свои предположения | Регулятивные УУД: -целеполагание. Формирова ние умения слушать. Познавательные-развитие памяти, мышления. Коммуникативные: - умение работать в группе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми; - высказывать свое мнение; -умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в паре познавательные- логические- постановка цели и плана действий; общенаучные-поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные-оценивание. Регулятивные-коррекция. Формирование личностных УУД: -мотивация к творческому труду, к работе на результат. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; -умение работать в четвертках по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в четвертках; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные УУД: анализировать сравнивать, группировать различные факты. |
Стадия рефлек-сии Итог урока | 8 мин 4 мин | 1. Исправление кластера, его дополнение - Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (кластер исправляется на доске и в группах) - Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи. -Что же нового вы узнали? -Чему удивились? - О чем хотели бы узнать? 2. Определение причинно-следственных связей. - От чего, торф добывают там, где болота? - От чего зависит добыча полезных ископаемых? - Почему некоторые горные породы называют бесполезными? 3. - Напишите синквейн на тему «Ископаемые» 1-я строка-название стихотворения, тема (существительное); 2-я строка-описание темы (2 прилагательных); 3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное). ( Ископаемые Полезные, нужные. Находят, добывают, используют. Необходимы человеку во все времена. Недра.) 4. Оценивание работы группы - Какая работа вам понравилась? Где трудно было работать? Почему? 5.Самооценка - У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. -Кто сделал для себя открытие? (синий) - Кто может сказать, я активно работал на уроке! (красный) - Кому на уроке было интересно? (зелёный) -Кому урок подарил хорошее настроение? (желтый) | Прием ТРКМЧП Работа с кластером Беседа Прием ТРКМЧП синквейн Беседа Работа с моделями | Фронтальная Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Подводит учащихся к выводу о качестве проделанной работы Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи изученного материала Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили Отвечают на вопросы учителя Формулируют конечный результат своей работы на уроке Осуществляют самооценку | Регулятивные УУД: формирование умения оценки и саморегуляции; коррекция. Познавательные УУД: общеучебные-структурирова-ние знаний. Формирование коммуникативных УУД: - слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; -умение работать в четвертках по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в паре; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Формирование регулятивных УУД: - учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Полезные ископаемые.
Конспект урока для 3 классапо окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Полезные ископаемые»
конспект урока...
План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"
Урок по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...
- Мне нравится (1)