План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тихонова Валерия Юрьевна

Урок  по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p-i.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Работу выполнила Тихонова В.Ю. 31-н.

Конспект урока. УМК «Перспективная Начальная Школа». 4 класс.

Тема: «Полезные ископаемые нашего края»

Задачи урока: 

  • Сформировать знания о полезных ископаемых, дать их характеристику, раскрыв их практическую значимость для человека;
  • Развивать картографические умения, коммуникативные, регулятивные, интеллектуальные ууд; стимулировать интерес к познанию мира неживой природы, формировать эмоционально – положительное отношение к предмету;
  • Продолжить целостное формирование взгляда на ОМ на основе  взаимосвязей внутренних и внешних сил. Формирование основ экокультуры.

Методы по источникам знаний:

1 . Словесные: рассказ, беседа, дискуссия.

2 .Наглядные: иллюстративный:, картинки в учебнике, карты; демонстрационный: образцы полезных ископаемых.

3 . Практические: работа с картами, текстом, карточками;

Средства обучения:

1 . Плоскостные (учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карта Ростовской области, карта «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Ростовской области», инструкция,  воронки,  фильтрованная бумага, коллекция полезных ископаемых, карточки для работы, карточки для кластера)

2 . Технические (Ноутбук)

3 . Вербальные (текст в учебнике, презентация, слайды)

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения новых знаний

Этапы и ме-

тодические

особенности урока(формы,

методы,при-

емы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Предметные учебные действия

УУД

1.Организационно-мотивационный момент

Беседа

Беседа

Беседа с элементами практической деятельности

2.Изучение нового материала

Беседа

Беседа

3.Закрепление нового материала

Самостоятельная работа в группах

Беседа с элементами практической деятельности

Бседа

Приветствие.Проверка готовности к уроку

- Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.

- Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

Он  очень  нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (
Мрамор)

По трубе течет,
пироги 
печет(Газ)

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: 
(Руда)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
 (Глина)

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. 
(Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. 
(Каменный уголь)

Ни огня, 
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)

- Как  назвать все отгадки одним словом?  (полезные ископаемые)

- Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые)

Работа с картой «Природные ископаемые России».

- Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.

Игра «Верю – не верю».

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

Верите ли вы, что в Ростовской области есть месторождения различных п\и?

- Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?

(ответы детей вывешиваются на доску)

Какие полезные ископаемые залегают в Ростовской области?

Свойства добываемых полезных ископаемых.

Их месторождение.

Применение в народном хозяйстве.

- Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых залегаемых на территории Курганской области.

1. - Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите,  на какие группы  делятся природные ископаемые?

 Природные ископаемые

                                                                                                        Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.

- Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, гоуль,).

Самостоятельная работа в группах (выбирается руководитель группы).

- Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.

Инструкция по исследованию угля .

Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения угля в нашем крае. Запишите в тетрадь.

Исследуйте свойства угля:
а) Какого цвета уголь?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?

Где используется уголь в народном хозяйстве?

Отметить на контурной карте залежи угля.

Инструкция по исследованию песка.

Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашей области. Запишите в тетрадь.

Исследуйте свойства песка:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)

 д) Установить водопроницаемость песка.

 ( выяснить, как  пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

Где используется песок в народном хозяйстве?

Отметить на контурной карте залежи песка.

Инструкция по исследованию глины.

Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашей области. Запишите в тетрадь.

Исследуйте свойства глины:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) Установить водопроницаемость глины.

( выяснить, как  пропускает  воду  глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как  проходит вода).

Где используется  глина  в народном хозяйстве?

Отметить на контурной карте залежи глины.

Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

(На доске появляются условные значки для обозначения угля, песка, глины).

- Какое полезное ископаемое залегает на территории г. Шахты? (уголь).

- Как относиться надо к природным ископаемым? Почему

Классификация полезных ископаемых.

- Разделите полезные ископаемые, которые исследовали,  на группы и докажите почему так.

1 группа – строительные (песок, глина)

2 группа – горючие (уголь).

- Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?

Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?

Природные ископаемые

                                                                                                       Горючие   Рудные    Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?

                                     

Работа с картой

Работа с раздаточным материалом

Практическое умение работать с образцом п\и

Практическое умение работать с образцом п\и

Картографические умения

Практическое умение работать с образцом п\и

Картографические умения

Создание эмоционального восприятия ,оживление личного опыта.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

        

Коммуникативные: умение слушать и слышать ответы одноклассников

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные: умение работать с различными источниками знаний

Коммуникативные: умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и корректировать ответы других

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы в устной форме

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;самостоятельно адекватнооценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные: умение работать в группе

Коммуникативные: умение работать с различными источниками знаний

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; оценивание своей деятельности

Интеллектуально-познавательные:выделять главную мысль,обощать,делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Интеллектуально-познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь между компонентами природы

Приветствие,проверка готовности к уроку

Отгадывают загадки

Высказывают свои мнения

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы учителя

Слушают инструкцию к с\м работе

Выполняют с\м работу

Сверяют свои ответы с правильными

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

Каково значение полезных ископаемых?Может ли человек повлиять на образование п\И? Как?Как на карте обозначаются п\и?Какие полезные ископаемые преобладают в Ростовской области?

Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями

4.Оценка работы детей

Учитель с комментариями оценивает работу детей

Оценивают собственную работу

5.Задавание домашнего задания

 с. 46 – 47, работа с контурной картой,  нанести расположение полезных ископаемых.

Осознают приемы выполнения домашнего задания

6.Логическая завершенность урока

Учитель возвращается к главной целевой установке урока и подводит итоги урока.

Урок завершен,но это не значит,что вы открыли все тайны человеческого организма,вам предстоит еще многое узнать. – Поблагодарим за работу на уроке друг друга.

– Спасибо!

Оценивают значимость изученной темы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....