Урок На что похожа наша планета УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Азанова Гульнара Рафкатовна
Познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_chto_pohozha_nasha_planeta.docx21.96 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

На что похожа наша планета?

Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: глобусы, мультимедийный проектор. Компьютер,интерактивная доска, мультимедийное приложение «Мир природы»

        

                                         Ход урока:

1.Организационный момент.

1) Создание эмоционального настроя в классе

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его

Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

- Сегодня у нас с вами важный урок. Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. И  начнём мы работу с нашего девиза: « с маленькой удачи начинаются большие успехи!»

2. Актуализация знаний.

- Как называется город,  в котором мы живем?

- В каком крае мы живём?

- Как называется страна?

- Как называется наша планета?

3.  Мотивация учащихся и постановка проблемы.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о планете Земля)

Этот вопрос о нашей планете интересовал людей с самой древности. С ним столкнулся на экзамене Волька - главный герой повести «Старик Хоттабыч».

Просмотр отрывка 1.

- Какой вопрос возник на экзамене? (о форме нашей планеты)

- Но были и другие гипотезы о форме нашей  планеты  наших  предков, о них расскажут ребята

 Сообщения учащихся

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. 

Древние греки представляли себе Землю плоской.  Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды.   

В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги.

-На какой вопрос мы с вами сегодня будем искать ответ?

 «Какой формы наша планета?» (проблема)

4.Разрешение проблемы и ознакомление с новым материалом.

  Какой  формы могут  быть предметы? (треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая)

5.Подводящий диалог

-Какая фигура  может иметь такую тень? (круг, овал,….)

А) Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. Учитель по очереди показывает детям  тень то куба, овала, круга, шара.(фото ниже)

 

   Дети имеют возможность убедиться, что такую тень дает только шар, а не круг, овал и тем более куб.

5.Делается вывод о шарообразности Земли и идет возвращение к поставленной в начале урока проблеме.
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Как вы на него ответите?

Б) Работа с  рисунками.

Рассмотрите рисунки   и скажите: «На каком из них показана плоская Земля, а на каком — шарообразная? Какое же изображение правильное? Докажите.

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

-Это наблюдение люди сделали еще в древности.

Оно доказывает, какую форму имеет Земля.

(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

-В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.

Еще одно из доказательств шарообразности — Земли- это снимки планеты из космоса.

(демонстрирует снимок Земли из космоса)

6. Демонстрация глобуса и беседа о нем, как о модели земли.

-Почему глобус имеет такую форму?

-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?

-Как показана суша?

-Как вы думаете, почему глобус вращается?

Дети высказывают предположение о вращении нашей планеты вокруг своей оси.

 (Учитель показывает глобус.)

- Глобус - модель Земли. Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.

    Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

- Мы открыли сегодня с вами  много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив  самостоятельно задания:  

1.Самостоятельная работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах и выполнить задание на карточках.

Карточка№1:  Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу-   планету

Карточка №2:  

-Проверьте свою работу

9. Беседа о бережном отношении к планете.

Что мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.  Скажите, как нужно относиться к планете? Какая опасность ей угрожает? Чем мы можем помочь?

Учитель:

 Какую форму имеет Земля?

 Как называется модель Земли?

Дети: Глобус.

Учитель: Как нужно обращаться с Землей?

Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.

11. Рефлексия.

- У вас на парте цветы, давайте украсим нашу планету цветами.

- Если вам на уроке было интересно  комфортно и всё понятно, то выберите красный цветок, если вы немного затруднялись и не всё поняли на уроке, выберите синий цветок, если вам было скучно, неинтересно, трудно, то покажите жёлтый цветок.

Учитель: - На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы? (Ответы детей)

Вспомним несколько правил поведения в природе

Дети: Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим. (Слайд №17)

Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом.

Банка будет ржаветь, и питать дерево.

А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? (Слайд №18)

Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки

Учитель: - Ребята, давайте поможем «Пустынному берегу» и напишем обращение к таким людям, которые еще не понимают, что планета – это наш дом. (Дети высказываются)

Учитель:  - А вы когда – нибудь поступали так?

Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.                                                              

Учитель: Как нужно обращаться с Землей?

Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока С маленькой удачи начинаются большие успехи!

Слайд 2

Представления о форме Земли

Слайд 4

Рассмотрите рисунки №1 и №2 На каком рисунке плавильное изображение Земли?

Слайд 5

Доказательство шарообразности Земли

Слайд 6

Фернан Магеллан Кругосветное путешествие

Слайд 7

Вид Земли из космоса 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин облетел вокруг Земли за 108 минут

Слайд 8

Применяем новые знания Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету. Карточка №1

Слайд 9

Обведите правильный ответ. Карточка №2

Слайд 10

Проверим работу Карточка №1

Слайд 11

Проверим работу Карточка №2

Слайд 12

Я ЗНАЮ ЗАПОМНИЛ СМОГ Расскажите по схеме:

Слайд 15

Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом. Банка будет ржаветь, и питать дерево

Слайд 16

А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Наша страна- Россия ".

Урок воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну....

Конспект урока "На что похожа наша планета?" 1 класс

На уроке дети вовлечены в мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера....

Презентация к уроку "На что похожа наша планета" 1 класс (декабрь 2017)

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс " Школа России"...

Открытый урок, проведённый во время единой методической недели по теме "Современные образовательные технологии: осознанный выбор".А. Плешаков. Окружающий мир. Тема урока: "На что похожа наша планета"

Тема: "На что похожа наша планета". Цели:научить доказывать выдвигаемые предположения о шарообразности Земли; продолжить обучение моделированию; развивать наблюдательность; воспитывать береж...

Тема урока: На что похожа наша планета?

Тема урока: На что похожа наша планета?...