Открытый урок, проведённый во время единой методической недели по теме "Современные образовательные технологии: осознанный выбор".А. Плешаков. Окружающий мир. Тема урока: "На что похожа наша планета"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Иванова Елена Владимировна

Тема: "На что похожа наша планета". Цели:научить доказывать выдвигаемые предположения о шарообразности Земли; продолжить обучение моделированию; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к нашей планете. В уроке использована технология проблемного  обучения, здоровьесберегающая технология, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева.(Название технологий дано по Г. Селевко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_chto_pohozha_nasha_planeta.docx304.59 КБ

Предварительный просмотр:


Открытый урок

по окружающему миру (УМК «Школа России»)

«На что похожа наша планета»

в рамках проведения единой методической недели

«Современные образовательные технологии: осознанный выбор»

10.12.2015 года

ТЕМА: «На что похожа наша планета»

ЦЕЛИ: Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.

  1. Оргмомент

Заливистый школьный звонок
Позвал вас опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

  1. Актуализация знаний

–Подведём итоги наблюдений  за эту неделю, узнаем, кто из вас был внимательным и наблюдательным. Но сначала загадки.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... Солнце

 

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня ... Луной

Без крыльев летят,

без ног бегут,

без паруса плывут. Облака) 

Белые Барашки

На синем поле пасутся. Небо и облака.

- Платок в сто горошин

На небо сброшен (звёзды)

- Что объединяет все отгадки? (предметы, которые они называют,  находятся над головой)

- Что из них можно наблюдать ночью? (Звёзды, луну)

- За каким созвездием мы наблюдаем? (Большая медведица)

- Посмотрите на экран. Какое положение она занимала  осенью?

- Какое время года наступило по календарю?  С какого числа и какого месяца наступает зима по календарю? (1 декабря)

- Какая погода наблюдалась на этой неделе?

- Сколько было  пасмурных дней?

- Ясных?

- Ветреных? Безветренных?

- Какая погода наблюдается сегодня? Отметим её в дневнике наблюдений.

- Прочитайте слова, которые обозначают,  что у нас над головой.

- Что можно наблюдать днём? (Солнце, облака)  

- Что такое солнце? (Это звезда огромный пылающий шар)

- Посмотрите на эти предметы (мяч, тарелка куб) и скажите, на что похоже солнце?

- Сколько планет движется вокруг солнца? (9)

- Прочитайте их названия

- Отгадайте о какой планете идёт речь в загадке.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ)

3. Выведение темы

- Сейчас вы просмотрите фрагмент фильма-сказки «Старик Хоттабыч». Герой сказки мальчик Волька сдаёт экзамен по географии. А волшебник Хоттабыч, который провёл тысячи лет в заточении, незнаком с современной наукой, пытается Вольке помочь в благодарность за освобождение из кувшина. Посмотрите и предположите, о чём пойдёт речь на уроке.

- Откройте учебник стр. 48,  посмотрите, что нарисовано на картинках. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на уроке (о земле, о форме земли)

- Зачем нужно иметь знания о нашей планете?

- Итак,  начинаем изучать нашу планету, и тема  урока «На что похожа наша планета»

4. Цели

Что бы вы хотели узнать о нашей планете?

-  Вы узнаете, какую форму имеет земля, как она движется.

- Будете учиться выдвигать предположения и доказывать их

5. Объяснение нового материала

Вспомните, что вы знаете о нашей планете. (Называется земля, движется вокруг солнца, движется вокруг своей оси, смена дня и ночи, смена времён года)

Давайте составим план урока

  1. На что похожа Земля?
  2. Изготовим модель Земли
  3. Выясним, как движется Земля в космосе
  4. Выполним задания в тетради
  5. Ответим на вопросы
  6. Проверим свои знания с помощью тестов.
  7. Подведём итог урока

В фрагменте из фильма прозвучали 2 точки зрения. Назовите их.

Земля шар. Земля диск. Какой из них придерживаетесь вы? Выскажите предположение.

-  Посмотрите. И в учебнике на с. 48 есть рисунки 1 и 2. Что вы можете сказать о форме земли? (на картинке 1 земля плоская, на картинке 2 земля как шар)

- Выскажите предположение, какое изображение земли правильное? (2)

-А на картинке 1 представлено древнее видение земли.

Рассказ ученика

До наших времен сохранились письменные сведения   народа, который проживал более 6 тысяч лет назад. Они представляли   Землю в виде высокой горы, у которой на западном склоне расположена их страна Вавилония. К югу от нее простиралось огромное море, к востоку — горы. На море, как огромная перевернутая чаша, опирается небесный свод. По небу движутся звезды, Луна и Солнце. Под землей находится бездна — потусторонний мир, куда переселяются души умерших.

Рассказ ученика

Древние индейцы сначала верили, что Земля представляет собой нечто, напоминающее форму лотоса. Впоследствии они представляли ее себе с одной (верхней) стороны выпуклой, а с другой (нижнего) — плоской. Индейцы считали, что Земля лежит на спинах четырех слонов, возвращенных головами на все четыре стороны света, а слоны эти, в свою очередь, стоят на одной большой черепахе, которая плавает в молочном море.
Рассказ ученика

Древние греки, в свою очередь, представляли себе нашу планету в виде огромной, слегка выпуклой равнины, подобной щита воина. Вокруг суши протекает река Океан. Над сушей поднимается медный небосвод, по которому движутся светила.

- Как доказать, что земля имеет форму шара? (картинка 3, это доказали наблюдения из космоса.)

Рассказ учителя

 Давно было замечено, что на равнине горизонт всегда закругленной формы. Достичь же горизонта никому не удавалось: сколько бы человек не шёл, он все время удалялся. Особенно хорошо наблюдать в открытом море. Жители прибрежных поселений замечали, что корабли, уходящие в далекое плавание, на горизонте исчезают не сразу: сначала за водную гладь скрывается корпус корабля, потом будто садятся в воду паруса и, наконец, исчезают верхушки мачт. Картинка 3. Подобную картину наблюдали и моряки, которые выходили в море: первыми исчезают берег, здания, далее — высокие предметы, а потом и горы, расположенные за поселением. Эти наблюдения, а также изучение движения небесных светил, наводили на мысль, что Земля не плоская, а представляет собой шар. Поэтому наблюдения за звёздами имеют очень большое значение. Они  помогли доказать, что земля имеет форму шара.

6. Закрепление пройденного. Работа в тетради

- А теперь откройте тетрадь и обведите предметы, на которые похожа Земля. (яблоко, арбуз, апельсин)

7. Физминутка под песню «Мы зарядкой заниматься..»

6. Продолжение работы по закреплению нового материала.

  Чтение текста на с. 49

Древние греки не верили "плоским земным" теориям. Они знали, что мир сферический и сделали первыми глобус. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э. Первый, кто создал "Глобус" - Кратет Малльский - за 150 лет до н.э. Но он не сохранился. Немецкий географ Мартин Бехайм сделал самый ранний из сохранившихся глобусов земного шара  в 1492.

Загадка

На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)

Учитель показывает глобус

-Это современный глобус. Посмотрите, какие цвета есть на нём. Что обозначено синим цветом?

- Зелёным?

- Жёлтым?

-Коричневым?

  Работа в тетради. Задание 2

А теперь посмотрите на картинки на с. 49. Что на них показано, как вы думаете?

(движение Земли вокруг солнца и вокруг своей оси)

Расскажите, как движется Земля.

Фрагмент их электронного приложения

Задания из приложения

Чтение текста – вывода

  1. Итог урока

На какие вопросы вы хотели получить ответы?

На какие вопросы вы получили ответы?

 Поиграем. Если предложение, которое я прочитаю верно, то вы хлопаете в ладоши 3 раза. Попробуем. Если неверно, то вы встаёте. Попробуем.

Земля имеет форму шара. Земля стоит на 3 китах.

Глобус модель земли.

Земля движется только вокруг своей оси. Земля движется только вокруг солнца. Земля движется вокруг солнца и одновременно вокруг своей оси.

  1. Рефлексия

А теперь каждый проверит себя. Для этого он закрасит нужный кружок.

Тесты

Проверка тестов

Оценка работы

  1. Заключение. Ученик читает стихотворение

- Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1классе " На что похожа наша планета?"

Конспект урока соответствует требованиям новых ФГОС. Данная разработка поможет вам провести интересный и познавательный урок для первоклассников....

Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»

Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.Развивать наблюдательность.Воспитывать бережное отношение к нашей планете....

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме " На что похожа наша планета".

Учащиеся учатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли....

Урок окружающего мира 1 класс. На что похожа наша планета.

Урок окружающего мира по ФГОС 1 класс УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по окружающему миру «На что похожа наша планета?»

Урок разработан для обучающихся 1 класса. По типу относится к уроку открытия новых знаний.Главная цель урока: познакомить обучающихся с формой и движением Земли,моделью Земли-глобусом. -учить выд...