Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Соколова Светлана Александровна

Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»

Дата проведения: 20.11.2014г.

Учитель начальных классов МОУ – СОШ №16.  Соколова С.А.

Задачи:

  1. познакомить с формой , размерами и движением Земли, глобусом – моделью Земли.
  2. Учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения.

Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластелином», Математика: «Геометрические фигуры, объём тела»

Планируемые результаты

Предметные

- иметь  первоначальные сведения о форме и движении земли;

- использовать глобус для демонстрации формы Земли.

Метапредметные

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

- выдвигать и обосновывать предположения;

Извлекать информацию из иллюстрации в учебнике;

- вступать в диалог при работе в паре; моделировать форму Земли

Личностные

- проявлять целостное восприятие окружающего мира;

Определять личностный смысл в изученном содержании

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.

Ход урок

I. Организационный момент.

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят,Все ль внимательно глядят?

Учитель: - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое.

 (Слайд №1, звучит спокойная мелодия. На доске 2 круга голубого цвета)

II. Сообщение темы урока

Страничка “Иследование” (Постановка проблемы)

Муравей Вопросик – Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.

А все вместе мы живем на одной большой планете.

- Кто знает, как она называется?

Дети: Земля.

Муравей Вопросик — Иду, иду… Конца и края нет.

- Где же конец нашей Земли?

- Можно ли дойти до ее края?

Учитель: — Еще ни кому это не удавалось!

Муравей Вопросик – Но почему? Ведь наша Земля круглая!

- Интересно, на что похожа наша планета?

Учитель: — Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос (ответы детей).

Учитель показывает Блюдо и Мяч.

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

- Кто же прав?

Учитель: Если Земля плоская, значит, можно идти — идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

- Но пока никому из людей это не удалось…

- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…(Слайды №2)

Работа по учебнику.

Учитель: — Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?

- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд №3)

- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд №4)

- Третьи считали (слайд № 5).

III. Работа по теме

Страничка “Открытие”

Учитель: — Какое же изображение правильное?

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

Это наблюдение люди сделали еще в древности.

Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)

(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

- Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).

ФИЗМИНУТКА

Чудеса у нас на свете:Стали карликами детиА потом все дружно встали,Великанами мы стали.И как зайки поскакалиИ за кустиком пропали.

Слайд №6 Космос

Учитель: — В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.

Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?

Дети: – Так как на Земле есть огромные моря и океаны.

(Слайды №7,8)

IV. Практическая работа

(Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)

Учитель: - А как показать сушу?

Дети: — Зеленым, желтым, коричневым цветами.

Учитель: — Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле.

Люди это давно изучили и создали глобус — модель Земли.

(Учитель показывает глобус, Слайд №9)

Учитель: — Найдите воду, сушу.

(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)

(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)

Учитель: — Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида — можно не называть).

Учитель: - Завершите работу над своей моделью.

(Дети заканчивают работу)

Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?

(Ответы детей)

ВЫВОД:

Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.

Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

Учитель: - Давайте послушаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)

Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.

Учитель: — Откроем следующую страничку нашего урока.

“Страничка для любознательных”

Учитель: — Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе)

(Слайд №10 Движение Земли вокруг оси).

- В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. (Слайд №11)

Мудрая Черепаха (стр. 39):

Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.

V. Творческая работа

Работа в тетради

Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.

ФИЗМИНУТКА

- Как живешь?

- Вот так.

- Как идешь?

- А бежишь?

- Ночью спишь?

- Как берешь?

- А даешь?

- Как молчишь?

- А грозишь?

- А сидишь?

Загадки

Учитель: — Отгадайте загадки.

Ни начала, ни конца,Ни затылка, ни лица.Знают все, и млад и стар,Что она — большущий шар. (ЗЕМЛЯ)

На ноге стоит одной,Кружит — вертит головой.Нам показывает страны,Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)

Учитель:

- Итак, какую Форму имеет Земля?

- Как это можно доказать?

- Что такое глобус?

(Ответы детей)

 Страничка юного эколога

Учитель: Открываем следующую страничку нашей книги Знаний – “Страничка юного эколога” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.

Ученик:

Есть одна планета – садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц, скликая перелетных.

Ученик:

Лишь на ней одной увидишьЛандыши в траве зеленой.И стрекозы только тутВ речку смотрят удивленно. (Я. Аким)

Учитель: - О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна?

- Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето…

Учитель: — Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? (Ответы детей)

- Теперь наш путь лежит на “Пустынный берег”.

- Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.

Ученик:

Когда-то здесь росли цветы,Тек чистый ручеек,Ходили звери, человек, возможно даже ты.

Ученик:

Но вдруг неожиданно варвар пришел,И все изменилось в миг.Притихли зверушки,Затих ручеек,Головки склонили цветы.

(Слайды № 14, 15, 16)

Учитель: — На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы?

(Ответы детей)

Вспомним несколько правил поведения в природе.

Дети: Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим. (Слайд №17)

Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом.

Банка будет ржаветь, и питать дерево.

А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? (Слайд №18)

Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.

Учитель: — Ребята, давайте поможем “Пустынному берегу” и напишем обращение к таким людям, которые еще не понимают, что планета – это наш дом.

(Дети высказываются)

Учитель: — А вы когда-нибудь поступали так?

Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.

Ученик:

Как яблоко на блюде,У нас Земля одна. (Слайд №19)Не торопитесь, люди,Всё вычерпать до дна. (Слайд №20)

VI. Итог урока

 Учитель: - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым и можете сказать: чего не знал Муравей?

Дети: Земля похожа на мяч, шар.

Учитель: Как называется модель Земли?

Дети: Глобус.

Учитель: Как нужно обращаться с Землей?

Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему «Если хочешь быть здоров»

Цели: сформировать  у ребёнка ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.Сформировать представление о здоровье как одной из главных ...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...