«Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Семянникова Оксана Юрьевна

Средства обучения:

учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,

для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, смайлики

компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkuda_v_nash_dom_prihodit_voda_i_kuda_ona_uhodit.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Откуда в наш дом приходит вода

 и куда она уходит?»

                                                                                 Семянникова О.Ю.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,

для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, смайлики

компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.

Предметные задачи урока:

- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;

- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;

- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

Метапредметные задачи урока:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные задачи урока:

-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- воспитывать умение сотрудничать.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- прослеживать по схеме-модели путь воды;

- обсуждать необходимость экономии воды;

- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

- проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу выполнять ее;

- владеть информацией о том, как в дом приходит вода и куда она уходит;

- следовать инструкции проведения опыта;

- фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме;

Ход урока:

I. Оргмомент 

     Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

-А чтобы разгадать все загадки природы,  нужно быть каким? Что такое любознательность?

II. Целеполагание и мотивация.   

     - Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку и узнайте , о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Я и туча  и туман,   СЛАЙД

И ручей , и океан.

Я летаю , и бегу,

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая ,

Я и капля дождевая.

И снежинка вырезная.

Вы узнали без труда,

Называюсь я (  вода)

2. Что вы еще знаете о воде? - Всё ли нам известно?    - Хотите узнать больше?

 - Уточним тему урока.  Откройте учебник на странице 60.  Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.

- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает  нам  узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?

  - Итак, что мы будем делать на уроке?

III. Актуализация опорных знаний. 

- Посмотрите на глобус.

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) 

-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

 -Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. - Действительно, воды на Земле много

Опыт- исследование

-Давайте попробуем воду на вкус.

-Какой была вода в ваших стаканах? 

-Где содержится солёная вода? -Откуда  вы это знаете?

- А как называется вода,  которая  была во втором стакане?

-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?  

. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем,  на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.

 Около 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда.  Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?

IV. Первичное усвоение материала Осознание и осмысление учебного материала  (блок первый).

-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома .

1. - Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?

Слайд

...Течет возле города река. С незапамятных времен течет. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с ведрами и низко кланяются ей: «Здравствуй, здравствуй, речка-мать, дай водицы нам набрать!» И идут домой с полными ведрами. Тяжело нести. Вот и решили люди: «Хватит нам к речке на поклон ходить!» Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернешь дома кран — льется холодная прозрачная вода.

Так пришел в дом водопровод. Теперь он в каждом городском доме, в каждой городской квартире. Только в деревнях еще сохранились колодцы да ведра с коромыслами. Начинается водопровод далеко за городом.

Воду забирают из озер, рек или водохранилищ . У самого начала водопровода ставят решетку. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки, дохлую рыбу. А воду — пожалуйста, сколько угодно. с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения.

И течет, течет вода по трубам, но пока еще не в дома. Почему нельзя пить такую воду? ( в ней чисти ила , растений) Такую воду нужно очистить .

Сейчас мы проведем опыт по очистке воды

2. Опыты по загрязнению и  очистке воды

-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.

 Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).

-Какая вода  должна быть в стаканчике сначала?

-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.

 –Что вы пронаблюдали?

Вывод   (Вода стала грязной)

1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)

Продолжаем исследование и проведем 2 опыт

         Эксперимент мы проведем,

         Воду чистую найдем.

-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.

-Посмотрите, что получилось.

Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).

-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.

- Сравним очищенную воду?

-У всех ли одинаково очистилась вода?

 Мы очистили воду с помощью фильтра. Теперь можно пить воду.

Слайд.

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы.( Рисунок микробов)  Целый зоопарк. Микробы  опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.

Посмотрите , как выглядит капля воды под микроскопом -

 

 - Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, вода попадает на станцию очистки , она должна пройти очистку и «подготовку» – из нее должны быть удалены вредоносные микробы и химические вещества, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.

  Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они еще присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор. В воду могут также добавлять другие химические вещества, например, чтобы сделать воду более мягкой (тогда в ней легче пользоваться мылом) или чтобы сделать воду более полезной для здоровья

Посмотрите на слайд        Вот так выглядят очистные сооружения

-Найдите на с. 61учебника рисунок   очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.

2. Работа в парах.

 –А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.

- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.

 

- Ещё раз проследим путь воды на экране. Слайд

- Куда сначала поступает речная вода?

- Покажите станцию очистки.

- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?

-Куда мы используем воду в доме?

- Какой станет использованная вода?)

- Куда поступает использованная вода?  

Давайте представим, что воду из канализации слили обратно в реку. Что произойдет?

Посмотрите на слайд .Что произошло с нашей речкой. Как ей помочь?

Дети расчищают речку от микробов.

Ожила речка , вернулись в нее рыбы, животные , звонко запели птицы. Речка вас благодарит  и предлагает пожурчать водичкой вместе.

Что нужно сделать, чтобы этого не произошло с другими речками?

Слайд

- Покажите путь использованной воды.

-Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?

- Куда  потом поступает очищенная вода?

- Покажите на карточках- схемах

    Проверка знаний. 

<Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» задание 2 >.

Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)

 - У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски) 

 -Вторая? (показывают у доски)  

- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки

 -Ваши действия оценит Мудрая Черепаха? (Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)

3 Давайте сделаем вывод 

-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам  найти ответ?

.    -В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)

 <Электронное приложением к учебнику «Мир вокруг нас» Задание №1. >

VI. Физминутка

3.–Чему вы научились вместе с  Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, о чем он

- Как нужно относиться к  воде?

- Как мы можем сохранить воду чистой?

Набирая в очередной раз стакан воды, подумайте о том, какой невероятно долгий путь она прошла, прежде чем попасть в ваш дом.

Слайд № 23   Человек, запомни навсегда:
                       Символ жизни на Земле – вода!
                       Экономь ее и береги –
                       Мы ведь на планете не одни.

 «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

X. Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

-Сравните выводы. Что вы можете сказать.

-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на  вопросы.

Рефлексия по смайликам.

- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.

-Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! ( Жёлтый)

-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!

(Зелёный)

 - Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Создаёт положительный, деловой   настрой на урок через улыбку и стихотворение.

Улыбкой приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

2. Целеполагание

и мотивация

Используя загадку, подводит учащихся к определению темы урока.

Определяют тему урока.

Предлагает уточнить тему урока по учебнику и определить задачи урока.

Ставят учебные задачи, осознают предстоящую деятельность.

3. Актуализация опорных знаний

Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Вода»

(подводящий диалог, опыт).

Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность.

4.Первичное усвоение материала (блок первый)

Используя электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас», (диск задание №1),   создает условия для открытия детьми нового знания.

По схеме- модели прослеживают путь воды.

5. Осознание и осмысление учебного материала

(блок первый)

Организует работу по осмыслению нового знания:

-через схему - модель;

Отвечают на вопросы учителя, наблюдают, работают  со схемой-моделью.

Организует учебное сотрудничество.

Использует прием «Ловушка» для проверки знаний (диск, задание №3).

Работая в парах, показывают путь воды от реки до квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.   Проводят проверку (диск, задание №3).

Организует работу по учебнику и электронному приложению (диск, задание №2.)  

Рассматривают рисунок очистных сооружений, Объясняют свой выбор на поставленный вопрос. 

Работает над осознанием учащимися учебной задачи. 

Возвращаются к задачам урока, делают вывод.

Создает условия для сохранения здоровья учащихся.

Выполняют упражнения для снятия напряжения и усталости.

6.Первичное усвоение материала (блок второй)

Используя нового героя, подводит учащихся к следующей учебной задаче.

Уточняют учебные задачи, осознают предстоящую деятельность.

Организует учебное исследование через проведение опытов.

Разбиваются на группы, проводят опыты по загрязнению и очистке воды, делают выводы.

7. Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)

Организует работу по осмыслению нового знания через эвристическую беседу.

Делают вывод о важности очистки воды.

8. Первичное закрепление учебного материала

Используя мультфильм «Над нами не каплет», создает условия для закрепления учебного материала.

Смотрят мультфильм, дают оценку поведения героев, делают выводы.

9. Итог урока. Рефлексия.

Предлагает вернуться к задачам урока, сравнить свои выводы с выводами учебника.  Создает условия для самооценки деятельности на уроке.

Сопоставляют  выводы. 

Оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Откуда в наш дом приходит и куда уходит вода"

Окружающий мир 1 класс Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит К этому уроку есть презентация.Кто заинтересуется, могу сказать, где ее можно скачать.Здесь на сайте не удалось закачать...

Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...

"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...

урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...

Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?

Подробный сценарий урока с практической работой (опыт)....