Главные вкладки

    Конспект урока для 4 класса "Родной край - часть большой страны"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Конспект открытого  урока по окружающему миру по программе "Школа России". Тема урока "Родной край - часть большой страны" для 4 класса VII  вида. На уроке обучающиеся работают с политико-административной картой России, контурной картой Челябинской области. В работе используются ребусы, физминутка, индивидуальные сообщения, письменная работа на выбор самих учащихся, построение цепей загрязнения природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx26.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «НАШ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ»

    Цель: познакомить с расположением родного края на политико-административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае,  особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.

    Планируемые результаты

    Метапредметные

    1. Личностные УУД:
      - формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

    - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

    1. Познавательные УУД:
      - формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
      - давать характеристики изучаемым объектам,

    - работать с текстовым и иллюстративным материалом,

    - осуществлять обобщение, делать выводы.

    1. Коммуникативные УУД:
      - понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,
      - развивать умение выступать перед классом,
      - выражать свою точку зрения.

    - совершенствовать умение работать в парах.

    1. Регулятивные УУД:
      - формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
      - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
      - формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

    Предметные

    1. Расширить знания об окружающем мире,
    2. Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.
    3. Развивать умение находить объекты на контурной карте.
    4. Иметь представление о природных зонах своего региона.
    5. Повторить знания о полезных ископаемых  родного края.
    6. Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первый урок в данном разделе.

    Формы работы учащихся: Учебный диалог, фронтальная работа под руководством учителя, наблюдение, работа с политико – административной картой РФ, контурной картой ЧО, индивидуальная работа, самоконтроль, практическая работа в парах, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

    Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), презентация.

    Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), контурная карта ЧО, тексты с заданием для письменной работы, карточки для работы в парах, наклейка с гербом ЧО.

    Подготовительная работа: 1) сообщение о гербе ЧО, изображение герба ЧО на А4, 2) ребусы о городах, 3) текст для физкультминутки.

    План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А.  Плешакова «Окружающий мир» 4 класс по УМК «Школа России».

    ХОД УРОКА:

    1. Орг. Момент  

    Сегодня урок необычный у нас

    Готов к нему, вижу, каждый из вас:

    Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

    За парты садитесь, пора начинать.

    1. Постановка проблемы
      Просмотр видео-ролика «Уральские просторы» (видео – ролик взят из Интернета)

    - Продолжите фразу «Южный Урал – это то место на планете Земля, …» (Ответы детей)

    1. Самоопределение к деятельности

    - Мы начинаем изучение нового раздела. Как вы думаете, чему будут посвящены наши уроки? (Ответы детей) 

    - Сформулируйте тему урока.

    - Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Ответы детей)

    - Что нужно делать, чтобы ответить на все вопросы? (Ответы детей)

    - Тема эта очень большая. Давайте узнаем, о чем этот раздел. Откройте учебник на странице 135.Читаем. Изучать наш край мы будем всю 2 четверть. А сегодня на уроке рассмотрим материал по плану со страницы 138: 1) положение на карте. 2) природа. 3) экономика. 4) экология.

    1. Работа по теме.

    ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

    1) Работа с учебником

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом карты России (в учебниках с. 136-137). Ее название - политико-административная.

    - Что может сказать вам карта? /Ответы детей/

    - Верно. На ней показаны границы краев и областей. Территории закрашены разными цветами, указаны их названия и столицы. Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны.Они все называются субъекты РФ. Некоторые субъекты занимают большую территорию. Некоторые субъекты – очень маленькие, на карте нет места, чтобы написать их название. Что делать в таком случае? На карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка. Исследуем эту карту.

    - Как называется субъект или область, в которой мы живём?

    - Найдите столицу ЧО – город Челябинск. (Работа по политико – административной карте)

    - Найдите и покажите границы ЧО. Каким цветом закрашена территория?

    - Где располагается ЧО на территории РФ?  В центре, ближе к югу.

    2) Работа с контурной картой

    - У вас на партах лежат листы с контурной картой ЧО. Рассмотрите ее. Чтобы легче ориентироваться, на всех картах стороны света расположены одинаково: север, юг, восток и запад.

    - Общая протяжённость границ  области – около 2800 км. Задание: посчитайте, сколько дней потребуется туристу, который захотел обойти нашу область по периметру, если он будет проходить 28 км в день (2800:28=100 дней) Можно ли обойти за 3 летних месяца? Почему?

    - Обратите внимание на форму Челябинской области. На что она похожа? (форма крестовины)

    - Что мы увидим, если выйдем за границу ЧО? (Другие территории). Давайте определим, с кем граничит ЧО.

    - Начнем с востока. Какая область? Курганская (Подпишем на контурной карте). Движемся на юг. На юго-востоке наша область граничит с другим государством – Казахстаном (Подпишем на нашей карте). На юго-западе возвращаемся в Россию. Какой субъект находится рядом с ЧО? На западе граница с республикой Башкортостан (Подпишем на нашей карте). С севера тоже интересный сосед: столица Екатеринбург, а область зашифрована под №23 (Свердловская) (Подпишем на нашей карте).

    ВЫВОД: Как вы думаете, какие отношения у ЧО с соседями?  У нас очень тесные дружеские и экономические отношения с соседними областями, республикой Башкортостан и Казахстаном. И все дружно живут, вместе трудятся.

    3) Символика ЧО

    -У каждого субъекта есть своя символика (герб, флаг, гимн). Где мы можем найти информацию о них? Сегодня мы узнаем о гербе ЧО. Послушаем.

    Саша делает сообщение о гербе ЧО. Большой герб прикрепляет на доску. Раздает учащимся наклейки с гербом ЧО.

    - На нашей контурной карте приклейте в левый верхний угол герб ЧО.

    - В состав области входят 30 крупных городов. Найдите на карте Челябинской области областной центр нашего края – г. Челябинск. Он обозначен штриховкой. Подпишите его. Какой город для нас самый главный после Челябинска? Южноуральск. Он расположен южнее Челябинска. Найдите и подпишите его на карте. Южноуральск считается самым молодым городом нашей области (54года)

    - Какие еще города Челябинской области вы знаете?

    - Таня с мамой приготовили ребусы, в которых зашифровали названия некоторых городов. Давайте разгадаем.
    Таня показывает листы с ребусами, учащиеся разгадывают.

    • Самый северный –  Верхний Уфалей. Найдите и подпишите его на карте.
    • Самый южный – Магнитогорск. Найдите и подпишите его на карте.
    • Самый восточный  - Копейск. Найдите и подпишите его на карте.
    • Самый западный – Аша. Найдите и подпишите его на карте.

    - Итак, мы  проанализировали положение ЧО на политико-административной карте России, поработали с контурной картой ЧО. Продолжим работать с картой ЧО на следующих уроках, поэтому вложите ее в РТ. Наведите порядок на рабочем месте.

    ВЫВОД: Положение на карте удачное.

    ПРИРОДА

    - Что можно увидеть, путешествуя по нашему краю?

    - Природа нашей малой Родины разнообразна и неповторима. В нашем крае сосредоточены пейзажи разных природных зон России. Назовите их по иллюстрациям. Внимание на экран. (Ответы детей)

    Горно – лесная зона. Лесостепная зона. Степная зона

    - Все признаки природных зон мы изучили на прошлых уроках. Поэтому для повторения у вас будет письменное задание.

    На карточках фиолетового цвета творческое задание: Творческое задание – придумать и вставить пропущенные слова в текст о лесной зоне.

    На карточках оранжевого цвета работа с деформированным текстом:

    вставить пропущенные слова.

    Самостоятельная письменная работа.

    ПРОВЕРКА по 1 человеку.

    + у кого нет ошибок
    - у кого есть ошибки

    - Мы повторили признаки лесной и степной зон. Что можно сказать признаках  лесо-степной зоны? (Ответы детей)

    ВЫВОД: Природа очень богата.

           ЭКОНОМИКА

    - Наш край играет большую роль в экономике нашей страны. Очень развиты такие отрасли промышленности, как добывающая, перерабатывающая, металлургическая, энергетическая. А почему именно эта промышленность развита? Потому что ЧО богата полезными ископаемыми. Добывают и перерабатывают полезные ископаемые, металлы, уголь для топлива. Об этом мы говорили в 3 классе и будем говорить на последующих уроках. А сейчас проверим вашу память.

    Проведем физкультминутку.

    Физкультминутку проводит ученик. «Правда - Ложь». Если правда – хлопнуть в ладоши, если ложь – топнуть ногой.

    У нас добывают гранит. У нас добывают песок. У нас добывают нефть. У нас добывают золото. У нас добывают морскую соль.У нас добывают малахит. У нас добывают янтарь. У нас добывают металл. У нас добывают мрамор.

    ВЫВОД: Экономика ЧО развивается.

    ЭКОЛОГИЯ

    - Мы повторили много интересных фактов о нашей области. Но среди всей красоты и богатства наш край имеет большую проблему – экология. 2017 год объявлен годом экологии. И у нас по плану «Экология».

    В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение. Учение о нашем общем доме, о нашем крае. В прошлом году мы проводили открытый урок по охране животных нашего края. Мы говорили. Что если одно звено цепи питания нарушено или пропало, то нарушается вся цепь, а значит, и в природе возникают большие проблемы.

    - А вы знаете, что в природе есть  цепи загрязнения. Что это такое? Это появление в окружающей среде разных загрязнителей,  которые приводят к отрицательным воздействиям в природе.

    - У вас на партах лежат конверты. В них звенья цепей загрязнения в ЧО. Попробуйте составить цепь загрязнения и объяснить свой выбор. (Работа в парах) Проверка устно.

    - Кто виноват в начале цепи загрязнений? (человек)

    - Кто страдает в конце цепи загрязнения? (человек)

    - Сформулируйте правило экологии, чтобы не появилась такая цепь загрязнения?

    ВЫВОД: Береги природу!

    1. Подведение итогов. Рефлексия

    А В КОНЦЕ УРОКА ПРОШУ ВАС ИЗМЕНИТЬ  ФРАЗУ, С КОТОРОЙ МЫ НАЧАЛИ УРОК «НАШ КРАЙ – ЭТО САМОЕ ….. МЕСТО НА ЗЕМЛЕ!»

    1.         Д/З РТ с.65 вспомнить, о чем говорили на уроке. Записать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

    Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

    Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

    Урок. Родной край-часть большой страны.

    Урок. Родной край-часть большой страны....

    Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.Тема урока: Водные богатства нашего края Учитель Бондаренко И. В Цели урока: познакомить...

    Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

    Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

    Конспект урока для 4 класса "Родной край - часть большой страны"

    Открытый урок по окружающему миру по программе "Школа России". Тема урока "Родной край - часть большой страны" для 4 класса VII  вида. На уроке обучающиеся работают с политико...