Конспект урока для 4 класса "Родной край - часть большой страны"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект открытого  урока по окружающему миру по программе "Школа России". Тема урока "Родной край - часть большой страны" для 4 класса VII  вида. На уроке обучающиеся работают с политико-административной картой России, контурной картой Челябинской области. В работе используются ребусы, физминутка, индивидуальные сообщения, письменная работа на выбор самих учащихся, построение цепей загрязнения природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «НАШ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ»

Цель: познакомить с расположением родного края на политико-административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае,  особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.

Планируемые результаты

Метапредметные

  1. Личностные УУД:
    - формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    - формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    - давать характеристики изучаемым объектам,

- работать с текстовым и иллюстративным материалом,

- осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    - понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,
    - развивать умение выступать перед классом,
    - выражать свою точку зрения.

- совершенствовать умение работать в парах.

  1. Регулятивные УУД:
    - формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    - формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  1. Расширить знания об окружающем мире,
  2. Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.
  3. Развивать умение находить объекты на контурной карте.
  4. Иметь представление о природных зонах своего региона.
  5. Повторить знания о полезных ископаемых  родного края.
  6. Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первый урок в данном разделе.

Формы работы учащихся: Учебный диалог, фронтальная работа под руководством учителя, наблюдение, работа с политико – административной картой РФ, контурной картой ЧО, индивидуальная работа, самоконтроль, практическая работа в парах, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), контурная карта ЧО, тексты с заданием для письменной работы, карточки для работы в парах, наклейка с гербом ЧО.

Подготовительная работа: 1) сообщение о гербе ЧО, изображение герба ЧО на А4, 2) ребусы о городах, 3) текст для физкультминутки.

План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А.  Плешакова «Окружающий мир» 4 класс по УМК «Школа России».

ХОД УРОКА:

  1. Орг. Момент  

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

  1. Постановка проблемы
    Просмотр видео-ролика «Уральские просторы» (видео – ролик взят из Интернета)

- Продолжите фразу «Южный Урал – это то место на планете Земля, …» (Ответы детей)

  1. Самоопределение к деятельности

- Мы начинаем изучение нового раздела. Как вы думаете, чему будут посвящены наши уроки? (Ответы детей) 

- Сформулируйте тему урока.

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Ответы детей)

- Что нужно делать, чтобы ответить на все вопросы? (Ответы детей)

- Тема эта очень большая. Давайте узнаем, о чем этот раздел. Откройте учебник на странице 135.Читаем. Изучать наш край мы будем всю 2 четверть. А сегодня на уроке рассмотрим материал по плану со страницы 138: 1) положение на карте. 2) природа. 3) экономика. 4) экология.

  1. Работа по теме.

ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

1) Работа с учебником

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом карты России (в учебниках с. 136-137). Ее название - политико-административная.

- Что может сказать вам карта? /Ответы детей/

- Верно. На ней показаны границы краев и областей. Территории закрашены разными цветами, указаны их названия и столицы. Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны.Они все называются субъекты РФ. Некоторые субъекты занимают большую территорию. Некоторые субъекты – очень маленькие, на карте нет места, чтобы написать их название. Что делать в таком случае? На карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка. Исследуем эту карту.

- Как называется субъект или область, в которой мы живём?

- Найдите столицу ЧО – город Челябинск. (Работа по политико – административной карте)

- Найдите и покажите границы ЧО. Каким цветом закрашена территория?

- Где располагается ЧО на территории РФ?  В центре, ближе к югу.

2) Работа с контурной картой

- У вас на партах лежат листы с контурной картой ЧО. Рассмотрите ее. Чтобы легче ориентироваться, на всех картах стороны света расположены одинаково: север, юг, восток и запад.

- Общая протяжённость границ  области – около 2800 км. Задание: посчитайте, сколько дней потребуется туристу, который захотел обойти нашу область по периметру, если он будет проходить 28 км в день (2800:28=100 дней) Можно ли обойти за 3 летних месяца? Почему?

- Обратите внимание на форму Челябинской области. На что она похожа? (форма крестовины)

- Что мы увидим, если выйдем за границу ЧО? (Другие территории). Давайте определим, с кем граничит ЧО.

- Начнем с востока. Какая область? Курганская (Подпишем на контурной карте). Движемся на юг. На юго-востоке наша область граничит с другим государством – Казахстаном (Подпишем на нашей карте). На юго-западе возвращаемся в Россию. Какой субъект находится рядом с ЧО? На западе граница с республикой Башкортостан (Подпишем на нашей карте). С севера тоже интересный сосед: столица Екатеринбург, а область зашифрована под №23 (Свердловская) (Подпишем на нашей карте).

ВЫВОД: Как вы думаете, какие отношения у ЧО с соседями?  У нас очень тесные дружеские и экономические отношения с соседними областями, республикой Башкортостан и Казахстаном. И все дружно живут, вместе трудятся.

3) Символика ЧО

-У каждого субъекта есть своя символика (герб, флаг, гимн). Где мы можем найти информацию о них? Сегодня мы узнаем о гербе ЧО. Послушаем.

Саша делает сообщение о гербе ЧО. Большой герб прикрепляет на доску. Раздает учащимся наклейки с гербом ЧО.

- На нашей контурной карте приклейте в левый верхний угол герб ЧО.

- В состав области входят 30 крупных городов. Найдите на карте Челябинской области областной центр нашего края – г. Челябинск. Он обозначен штриховкой. Подпишите его. Какой город для нас самый главный после Челябинска? Южноуральск. Он расположен южнее Челябинска. Найдите и подпишите его на карте. Южноуральск считается самым молодым городом нашей области (54года)

- Какие еще города Челябинской области вы знаете?

- Таня с мамой приготовили ребусы, в которых зашифровали названия некоторых городов. Давайте разгадаем.
Таня показывает листы с ребусами, учащиеся разгадывают.

  • Самый северный –  Верхний Уфалей. Найдите и подпишите его на карте.
  • Самый южный – Магнитогорск. Найдите и подпишите его на карте.
  • Самый восточный  - Копейск. Найдите и подпишите его на карте.
  • Самый западный – Аша. Найдите и подпишите его на карте.

- Итак, мы  проанализировали положение ЧО на политико-административной карте России, поработали с контурной картой ЧО. Продолжим работать с картой ЧО на следующих уроках, поэтому вложите ее в РТ. Наведите порядок на рабочем месте.

ВЫВОД: Положение на карте удачное.

ПРИРОДА

- Что можно увидеть, путешествуя по нашему краю?

- Природа нашей малой Родины разнообразна и неповторима. В нашем крае сосредоточены пейзажи разных природных зон России. Назовите их по иллюстрациям. Внимание на экран. (Ответы детей)

Горно – лесная зона. Лесостепная зона. Степная зона

- Все признаки природных зон мы изучили на прошлых уроках. Поэтому для повторения у вас будет письменное задание.

На карточках фиолетового цвета творческое задание: Творческое задание – придумать и вставить пропущенные слова в текст о лесной зоне.

На карточках оранжевого цвета работа с деформированным текстом:

вставить пропущенные слова.

Самостоятельная письменная работа.

ПРОВЕРКА по 1 человеку.

+ у кого нет ошибок
- у кого есть ошибки

- Мы повторили признаки лесной и степной зон. Что можно сказать признаках  лесо-степной зоны? (Ответы детей)

ВЫВОД: Природа очень богата.

       ЭКОНОМИКА

- Наш край играет большую роль в экономике нашей страны. Очень развиты такие отрасли промышленности, как добывающая, перерабатывающая, металлургическая, энергетическая. А почему именно эта промышленность развита? Потому что ЧО богата полезными ископаемыми. Добывают и перерабатывают полезные ископаемые, металлы, уголь для топлива. Об этом мы говорили в 3 классе и будем говорить на последующих уроках. А сейчас проверим вашу память.

Проведем физкультминутку.

Физкультминутку проводит ученик. «Правда - Ложь». Если правда – хлопнуть в ладоши, если ложь – топнуть ногой.

У нас добывают гранит. У нас добывают песок. У нас добывают нефть. У нас добывают золото. У нас добывают морскую соль.У нас добывают малахит. У нас добывают янтарь. У нас добывают металл. У нас добывают мрамор.

ВЫВОД: Экономика ЧО развивается.

ЭКОЛОГИЯ

- Мы повторили много интересных фактов о нашей области. Но среди всей красоты и богатства наш край имеет большую проблему – экология. 2017 год объявлен годом экологии. И у нас по плану «Экология».

В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение. Учение о нашем общем доме, о нашем крае. В прошлом году мы проводили открытый урок по охране животных нашего края. Мы говорили. Что если одно звено цепи питания нарушено или пропало, то нарушается вся цепь, а значит, и в природе возникают большие проблемы.

- А вы знаете, что в природе есть  цепи загрязнения. Что это такое? Это появление в окружающей среде разных загрязнителей,  которые приводят к отрицательным воздействиям в природе.

- У вас на партах лежат конверты. В них звенья цепей загрязнения в ЧО. Попробуйте составить цепь загрязнения и объяснить свой выбор. (Работа в парах) Проверка устно.

- Кто виноват в начале цепи загрязнений? (человек)

- Кто страдает в конце цепи загрязнения? (человек)

- Сформулируйте правило экологии, чтобы не появилась такая цепь загрязнения?

ВЫВОД: Береги природу!

  1. Подведение итогов. Рефлексия

А В КОНЦЕ УРОКА ПРОШУ ВАС ИЗМЕНИТЬ  ФРАЗУ, С КОТОРОЙ МЫ НАЧАЛИ УРОК «НАШ КРАЙ – ЭТО САМОЕ ….. МЕСТО НА ЗЕМЛЕ!»

  1.         Д/З РТ с.65 вспомнить, о чем говорили на уроке. Записать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Урок. Родной край-часть большой страны.

Урок. Родной край-часть большой страны....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.Тема урока: Водные богатства нашего края Учитель Бондаренко И. В Цели урока: познакомить...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Конспект урока для 4 класса "Родной край - часть большой страны"

Открытый урок по окружающему миру по программе "Школа России". Тема урока "Родной край - часть большой страны" для 4 класса VII  вида. На уроке обучающиеся работают с политико...