Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Елена Федоровна Пальшина

    Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4.doc164.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ

    Цели
    деятельности
    учителя

    Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России

    Тип урока

    Открытие нового знания

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
    с учебником, организовывать рабочее место.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

    Методы и формы
    обучения

    Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

    Образовательные
    ресурсы

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/morya-ozera-i-reki-rossii-4-klass

    http://download8.proshkolu.ru

    Оборудование

    Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий


    Организационная структура (сценарий) урока

    Этапы
    урока

    Обучающие
    и развивающие компоненты,
    задания
    и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность
    учащихся

    Формы организации
    взаимодействия

    на уроке

    Формируемые умения
    (универсальные
    учебные действия)

    Промежуточный

    контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Мотивация
    (само-определение)
    к учебной деятельно-
    сти

    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

    к усвоению учебного
    материала

    Звучит в записи припев «Песни о России»:

    Над Россией солнце светит,

    И дожди шумят над ней.

    В целом свете, в целом свете

    Нет страны её родней…

    – Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей Родины: по морям, рекам и озерам.
    А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта

    Слушают учителя, принимают участие
    в диалоге
    с учителем.

    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
    к уроку

    Фронтальная, индивидуальная

    Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

    Устные ответы,

    организация рабочего места

    II. Актуализация  опорных

    знаний

    Проверка
    домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальные карточки

    – Покажите на карте известные вам равнины России.

    – Покажите на карте горы нашей страны.

    Предлагает задания по индивидуальным карточкам 

    Отвечают
    на вопросы учителя.

    Выполняют
    задания на карточках

    Фронтальная, индивидуальная

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен-

    Устные ответы,

    выполненные задания на карточках


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    III. Изучение нового материала

    Работа с физической картой России.

    – Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны.

    Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте.

    Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.

    Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.

    Что вы можете сказать о Черном море?

    О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?

    Сколько же морей омывают российские берега?

    – А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

    В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем.
    Но на самом деле это озеро.

    Показывают
    на карте.

    Отвечают
    на вопросы учителя.

    Показывают
    на карте моря, океаны, озера, реки.

    Фронтальная, индивидуальная

    ные знания.

    Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
    и успешно используют его в решении учебной задачи.
     

    Коммуникативные:

    обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе,

    Устные ответы


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Работа
    по учебнику (с. 74)

    Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны.

    – Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой.

    – Назовите самые крупные реки нашей страны.

    Предлагает прочитать статью о реках России

    Читают текст
    в учебнике
    (с. 74)

    уважают мнение других участников образовательного процесса.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

    IV. Практическая деятельность

    Работа с физической картой России
    по этапам.

    – Найдите на карте:

    1) Реки Восточно-Европейской равнины.

    2) Реки Западно-Сибирской равнины.

    3) Реки Среднесибирского плоскогорья.

    Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.

    Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.

    Река Обь имеет много притоков, одним из них является  река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.

    Отвечают
    на вопросы.

    Показывают
    на физической карте реки.

    Фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
    (из материалов учебника и рассказа учителя).

    Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении

    Устные ответы, выполненные задания


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Игра «Географическое лото».

    Работа
    с учебником
    (с. 72–77).

    Работа в тетради.

    Задания
    из электронного приложения к учебнику

    – Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.

    Река Лена имеет наибольшее количество притоков.

    На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.

    На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему?

    Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «Географическое лото» .

    – Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку.
    № 2. Отметить на карте реки: Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена.)

    Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

    Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает.

    Читают,
    выполняют
    задания.

    Выполняют
    задания

    Коллективная.

    Индивидуальная

    практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели
    и задачи учебной деятельности.

    Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
    работы.

    Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют
    в поведении моральным нормам и этическим требованиям


    Окончание табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    V. Итоги урока.

    Рефлексия

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся

    – Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

    – Какие сведения показались наиболее интересными?

    – Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

    Колышется даль голубая,

    Не видно нигде берегов…

    Мы с детства о море мечтаем,

    О дальних огнях маяков.

    Летят белокрылые чайки –

    Привет от родимой земли.

    И ночью, и днём

    В просторе морском

    Стальные идут корабли…

    Отвечают
    на вопросы

    Фронтальная, индивидуальная

    Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

    Регулятивные:

    осуществляют оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету

    Устные ответы

    VI. Домашнее задание

    Комментарий учителя

    Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75

    Слушают, зада-ют уточняющие вопросы

    Фронтальная

    Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


    Ресурсный материал

    Индивидуальные карточки

    Вариант I

    Вариант II


    Географическое лото

    Восточно-Европейская

    равнина

    Самое глубокое
    озеро мира

    Байкал

    Самое большое
    по площади озеро России

    Каспийское

    море

    Река, впадающая
    в Каспийское море

    Волга

    Самая длинная

    река России

    Обь

    Самые высокие
    горы России

    Кавказские горы

    «Плоская» равнина
    России

    Западно-Сибирская

    равнина

    В список Всемирного
    наследия включены горы

    Алтай

    «Холмистая» равнина
    России


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

    Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

    Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (4 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России, знакомство с их местонахождением; формирование умения работать по картеПланируемые результатыПредметные...

    Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский»

    Цель деятельности учителя: Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Планируемые результаты: Предметные:-уметь находить на карте города Золотого...

    Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»

    Цель деятельности учителя: Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Планируемые результаты: Предметные:-уметь находить на карте города Золотого...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

    Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе

    Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе....