Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Елена Федоровна Пальшина

Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные
ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/morya-ozera-i-reki-rossii-4-klass

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит в записи припев «Песни о России»:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней…

– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей Родины: по морям, рекам и озерам.
А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальные карточки

– Покажите на карте известные вам равнины России.

– Покажите на карте горы нашей страны.

Предлагает задания по индивидуальным карточкам 

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
задания на карточках

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен-

Устные ответы,

выполненные задания на карточках


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

Работа с физической картой России.

– Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны.

Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте.

Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.

Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.

Что вы можете сказать о Черном море?

О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?

Сколько же морей омывают российские берега?

– А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем.
Но на самом деле это озеро.

Показывают
на карте.

Отвечают
на вопросы учителя.

Показывают
на карте моря, океаны, озера, реки.

Фронтальная, индивидуальная

ные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
 

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе,

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику (с. 74)

Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны.

– Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой.

– Назовите самые крупные реки нашей страны.

Предлагает прочитать статью о реках России

Читают текст
в учебнике
(с. 74)

уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Практическая деятельность

Работа с физической картой России
по этапам.

– Найдите на карте:

1) Реки Восточно-Европейской равнины.

2) Реки Западно-Сибирской равнины.

3) Реки Среднесибирского плоскогорья.

Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.

Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.

Река Обь имеет много притоков, одним из них является  река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.

Отвечают
на вопросы.

Показывают
на физической карте реки.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении

Устные ответы, выполненные задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Игра «Географическое лото».

Работа
с учебником
(с. 72–77).

Работа в тетради.

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.

Река Лена имеет наибольшее количество притоков.

На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.

На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему?

Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «Географическое лото» .

– Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку.
№ 2. Отметить на карте реки: Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает.

Читают,
выполняют
задания.

Выполняют
задания

Коллективная.

Индивидуальная

практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют
в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся

– Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

– Какие сведения показались наиболее интересными?

– Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов…

Мы с детства о море мечтаем,

О дальних огнях маяков.

Летят белокрылые чайки –

Привет от родимой земли.

И ночью, и днём

В просторе морском

Стальные идут корабли…

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные:

осуществляют оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75

Слушают, зада-ют уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Индивидуальные карточки

Вариант I

Вариант II


Географическое лото

Восточно-Европейская

равнина

Самое глубокое
озеро мира

Байкал

Самое большое
по площади озеро России

Каспийское

море

Река, впадающая
в Каспийское море

Волга

Самая длинная

река России

Обь

Самые высокие
горы России

Кавказские горы

«Плоская» равнина
России

Западно-Сибирская

равнина

В список Всемирного
наследия включены горы

Алтай

«Холмистая» равнина
России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России, знакомство с их местонахождением; формирование умения работать по картеПланируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе

Технологическая карта по окружающему миру "Моря, реки и озера" в 4 классе....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о морях, озерах и реках РоссииЗадачи урока:Дидактические: 1) познакомить обучающихся с морями, озерами, реками России; 2) познакомить с м...