Окружающий мир 4 класс "Природа степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Окружающий мир 4 класс "Природа степей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Тема «Природа степной полосы».

Цели: 1. Формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животном и растительном мире. Расширить представления учащихся об использовании природных богатств степной полосы. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.

2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.          

Знать  особенности природы степей и занятия населения степной зоны.

Уметь определять по основным признакам природную зону.

Форма урока: урок-исследование

Тип урока:  изучение нового материала и первичного закрепления.

 

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:

 по парам, по группам, индивидуальная.

Основные методы обучения: частично – поисковый.

Оборудование:

  • карта природных зон России;
  • атласы по природоведению;
  • гербарий степных растений и зерновых культур;
  • компьютер, проекционный экран;
  • текст рассказа А. Куприна «Степь весною»;
  • видеосюжеты с изображениями животных, птиц, растений степи и с названиями (типчак, гиацинт, полынь, ирис, ковыль, тюльпан; степной орёл, лисица, хомяк, полевая мышь, розовый скворец, сайгак дрофа, суслик, волк, степной жаворонок, заяц, сурок, журавль );
  • видеосюжеты «Степь», «Лес», «Суховей»;
  • план характеристики природной зоны;
  • карточки с изображениями погодных явлений;
  • табличка «Прогноз погоды»

Ход урока

I.Организационный момент.

  1. Постановка учебных задач урока.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром. К концу урока вы должны будете:
  • знать особенности природы новой природной зоны;
  • уметь определять по основным признакам природную зону.

  1. Наблюдение за погодой.

-  Как обычно на уроке природоведения, мы должны сделать прогноз погоды на сегодня. Но составим мы его необычным способом. Сделаем иллюстрированный прогноз погоды.

     Задание: на доске даны графические изображения природных и погодных явлений. Вы должны выйти к доске и выбрать условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время. (Несколько учащихся выходят к доске, выбирают необходимую карточку и помещают её под словами «Прогноз погоды», затем  ученик делает обобщение.)

  1. Актуализация опорных знаний.

1. Перед тем, как отправиться в степи, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.

(Уровень задания ученики выбирают самостоятельно.)

Уровень 1

Тест «Природная зона лесов»

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

2. Природная зона лесов состоит из …

а) пяти частей;                       б) двух частей;

в) трёх частей;                        г) одной части.

3. Лесным исполином называют …

а) благородного оленя;

            б) лося;

            в) медведя.

4. В красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стрех;

в) зубр, амурский тигр, утка – мандаринка.

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны …

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

6. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;

б) Кандалакшский;

в) Приокско – Террасный;

г) остров Врангеля.

7. Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

8. Охрана лесов – это:

            а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого  гражданина;

в) забота самих обитателей леса.

Уровень 2

     Индивидуальная работа по карточкам

  1. Исправь географические ошибки в тексте:

Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие) , чем в тундре. Растительный мир беден ( правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными ( правильно – редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является ( правильно – является) домом для растений, животных, грибов.

  1. Найди лишние географические объекты:

а) Земля Франца – Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля.

б) Баренцево море, Беренгово море, Карское море, море Лаптевых;

в) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.

  1. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) голубика ---→ лемминг---→ белая сова--→ песец (в тундре);

б) лишайник ягель---→ олень---→ волк --→ (в тундре).

  1. Вставьте пропущенные названия зон:

а) …( Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;

б) … (Лесная зона)  - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;

в) …(Арктические пустыни)  - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

  1. Работа с карточкой, на которой изображено животное.

Опишите это животное по плану:

а) название животного;

б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);

в) чем питается ( всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);

г) значение в природе.

- Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных изученных природных зон.? В своих рассказах дети обязательно  указывают литературу, с которой работали.

Упражнения для глаз. ( Профилактика близорукости.)

И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища:

Посмотреть вверх – вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться;

Посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз);  закрыть глаза, поморгать, расслабиться;

Движение губами вперед, влево – вправо, вверх – вниз, по кругу в левую сторону, в правую сторону (3 – 4 раза).

«Путешествие глазами» по траекториям на доске.

III.Формирование новых знаний и умений.

1. Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.

         - Послушайте загадку о новой природной зоне.

         Какая ширь здесь и приволье!

         Куда не глянь – полей раздолье,

         Южнее полосы лесов

         Лежит ковёр из трав, цветов,

         Здесь простор ветрам и птицам,

         Грызунам, волкам, лисицам.

         Здесь суховеи любят петь.

         А зовётся это …

                                      (Степь.)

  • Какая тема нашего путешествия?
  • И зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей.
  • Запишите тему путешествия: «Зона степей» (записать в тетрадях и на доске)

2. « Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная …» – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину :куда ни посмотришь  - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

  • Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

Работа ведется в парах. (Карточка  - «Помогайка» отображена на проекционном экране .

  1. Где расположена зона степей?
  2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
  3. В каком тепловом поясе находится зона степей?
  4. Как выглядит земная поверхность зоны?

  • О чем  рассказала нам карта? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется  вдоль юго – западной границы России .Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно – Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской.)

-   Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта        природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины «В степи» на проекционном экране.) Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое, засушливое лето.

  • Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко И степь становится такой (демонстрация на экране картины «Сухая степь». )
  • А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, и экологи.

Релаксия. (Расслабление организма через дыхание)

10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 – вдох; 1 – 2 – 3 – 4 – задержка дыхания; 1 – 2 – выдох).

 

Работа по группам:

Материалы для ботаников:

Гербарий, карточки с изображением растений, атлас – определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник (стр. 114, 115).

Карточка – «помогайка»:

   1.Общая особенность растений.

2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

Материалы для зоологов:

Картины и карточки с изображением животных, атлас   определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», учебник (стр. 116 – 118).

Карточка – «помогайка»:

  1. Отличительная черта степных животных.
  2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

Материалы для экологов:

Карточки с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120)

Карточка – «помогайка»:

1.Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

А теперь слово ботаникам:

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по – разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария). Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

-Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага (видеосюжет). А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

   

Рассказ зоологов:

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Самые распространённые животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки. Сурок никогда не сгрызёт весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда степь скудеет и начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны. Засыпает на зиму и хомяк. Только спит он не крепко. Он запасает на зиму до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защёчных мешочках. А зимой, проснувшись, он лакомится своими запасами. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

(Учитель дополняет сообщения детей о степных животных, занесенных в Красную книгу, рассказывая, например, об антилопе сайгак, степном орле, о дрофе. Рассказ сопровождается показом видеосюжета)

 III.Физкультминутка. (У каждого ученика под ногами лежат самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова.)

«Посиди и походи», «Цапля», «Тигр», «Снежинка».

А теперь сообщение экологов:

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина «На полях Черноземья» ). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль – красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

  • Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
  • Итак, с помощью научных групп мы провели исследование новой природной зоны – степи.

  1. Закрепление изученного материала.

 На проекционном экране задание.

Характеристика степной зоны.

  1. Расположение.
  2. Климат:
  • продолжительность зимы и лета;
  • какая зима и какое лето;
  • осадки;
  • ветер и т.д.

  3) Растения.

          4)Животные.

Уровень1

Обведи кружком номера правильных ответов.

Растения степи это:

1.Дуб                                                                         4.Гиацинт.

2.Полынь.                                                                 5.Мох.

3.Карликовая берёза.                                               6.Тюльпан.

Птицы степи это:  

1.Кайра.                                                                 4.Степной орёл

2.Дрофа.                                                                 5.Журавль.

3.Кукушка.  

Животные степи это:

1.Лисица.                                                                6.Сайгак.

2.Заяц.                                                                  7.Полеваямышь.

3.Морж.                                                                  

В степи.

1.Много деревьев, летом часто идут дожди.

2.Природная зона расположена южнее зоны леса.

3.В этой зоне наблюдаются полярные ночи.

Уровень2

Найди ошибки и исправь их..

Характеристика степной зоны.

  1. Расположение.
  2. Климат:
  • продолжительность зимы и лета;
  • какая зима и какое лето;
  • осадки;
  • ветер и т.д.

  3) Растения.

     4)Животные

1)Расположение

2) Климат

3) Растения

4) Животные и птицы

5) Занятия населения

Севернее зоны лесов.

Зима теплее, чем в лесной зоне.

Лето холодное, дождливое.

Ковыль, дуб, тюльпан, полынь,  осина.

Сайгак, бурый медведь, волк, суслик, хомяк, розовый скворец, дрофа.

Животноводство, охота, земледелие, добыча полезных ископаемых.

V. Рефлексия.

- У вас на парте лежат листы с вопросами. Кого из одноклассников тебе интереснее всего было слушать? Какие   твои качества помогли в выполнении задания? Какие твои качества  мешали в выполнении задания?    Что в работе вашей группы вызывает у тебя гордость?

VI. Итог урока.   

    -Красотой степи восхищались многие  русские поэты, писатели, композиторы. Сейчас я прочитаю вам рассказ А. Куприна «Степь весною», А вы внимательно его послушайте и постарайтесь почувствовать настроение, которое хочет передать автор. У вас на столах есть карандаши и альбомные листы. На них вы должны нарисовать то, что вам представится во время моего чтения. Может быть, это будет яркий солнечный день, может быть, лесная полянка, степные просторы или мама. (Учитель читает рассказ, а дети в это время рисуют. После этой работы учитель оформляет на доске выставку рисунков с небольшим комментарием)

  • Вот мы и совершили мысленное путешествие в еще одну природную зону –степь.
  • Спасибо за урок. 

VII. Домашнее задание (уровень задания ученики выбирают самостоятельно)

Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Рассказ – отчет о работе нашей экспедиции в степи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Степи. Растения и животные степей.

Презентация к уроку познание мира 4 класс...

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

урок окружающиймир

Путешествие в прошлое России...

Контрольная работа "Окружающиймир" - Школа России 2 класс за год

Контрольная работа во 2м классе, Школа россии по окружающему миру. Два варианта.      ...