Внеклассное занятие кружка "Юный эколог"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Малолетова Ольга Анатольевна

Я представляю итог  поисково - исследовательской работы учащихся 3 – б класса эколого-краеведческого проекта: «Заповедные места родного края Сергиево - Посадского района». На занятии были созданы условия для делового общения в группе, учащиеся проявляли самостоятельность, интерес, творчество для достижения поставленных целей.

      Настоящая тема актуальна, доступна по содержанию и  соответствует возрастным особенностям учащихся. Она несет в себе  необходимое эмоциональное воздействие, осуществляет связь содержания с жизненным опытом ребят. Данное мероприятие формирует у  детей  социальные установки, пробуждает  чувство ответственности за поступки людей,  закрепляет мотивы поведения в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 1»

Конспект

открытого внеурочного занятия

кружка «Юный эколог»

по теме:

«Заповедные места родного края»

Провела учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории Малолетова О.А.

г. Краснозаводск,  2017 г.

Тип занятия: систематизация знаний

Форма проведения: защита проектов

Дидактический метод: частично-исследовательский, с приемами проблемных ситуаций.

Частные методы и приемы: работа с картой, поисково – исследовательская  работа, работа с научной литературой, периодической печатью, с интернетом (Википедия)

Дидактические средства: кроссворд, цветные круги для дидактической игры

Форма проведения с применением педагогических технологий: технология сотрудничества, игровая, информационно-коммуникативные, технология проблемного обучения

Оборудование:

  • компьютер и диск с презентацией
  • Использование интерактивной доски SMART Board 
  • выставка книг по теме
  • выставка проектов учащихся

Цель занятия кружка «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи: 

  • познакомить с заповедными местами родного края;
  • раскрыть значение природных заказников в жизни человека;
  • показать необходимость и способы охраны природы.
  • развивать умения определять географическое положение объекта на карте;
  • развивать умение самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой, с интернетом
  • развивать познавательную активность;
  • способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.
  • формировать представления об охраняемых территориях России и своего края
  • воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу;
  • воспитание высокой экологической культуры поведения в природе
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края

Планируемые результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  •  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  •  развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  выполнять действия в речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации;
  •  строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия одноклассника;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

Введение в тему урока.

Вновь сегодня край наш  будем изучать,

Выводы делать и рассуждать.

Новое всем предстоит узнать,

Друзьям об этом потом рассказать.

(Сл. )

Продолжаем работу кружка «Юный эколог». Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации в 2017 году – Год экологии. Год особо охраняемых природных территорий».

(Сл. )

Несколько занятий мы посвятили с вами изучению животного и растительного мира нашего края, выяснили  причины исчезновения некоторых их видов.

Наш район расположен в очень красивой местности и государство, понимая необходимость сохранения этой красоты объявило его особо важные объекты природы заказниками.

Сегодня мы подводим итог нашим исследованиям и познакомимся с ещё одним природным заказником нашего района.

Выступления учащихся: Защита проектов

  1. Заказник “Болото и озеро Озерецкое”.

В 12 км на северо-запад от станции Хотьково и 6 км от посёлка Мостовик находятся болото и озеро, которые питают реку Воря. На примере этого болота ученые изучают как зарастает озеро.  Болото хорошей сохранности. Древесный ярус представлен зарослями редких видов ивняка (лапландская, черничная,  розмаринолистная) различной высоты до  2 м, которые занесены в Красную книгу Московской области. На болоте очень много клюквы, а в воде растет кубышка желтая, небольшие группы кувшинки белоснежной.

  1. Заказник “Варавинский овраг”.

Один из самых молодых заказников северного Подмосковья, организованный в 1992 г. Территория заказника практически непроходима для людей. Это объясняет наличие там  редких для Московской области видов животных. Варавинский овраг один из самых глубоких в Московской области. Площадь 263 га. Овраг – длиной 4 километра. На его склонах встречаются окаменелости: раковины моллюсков, в том числе белемнитов (“чёртовы пальцы”), зубы акул, иглы морских ежей и останки других животных, населявших тропическое море, покрывавшего территорию Сергиево – Посадского района в меловой период. Возраст окаменелостей около ста миллионов лет.

  1. Заказник  «Журавлиная родина»

Расположен на юге в соседнем Талдомском районе и часть  - на севере Сергиево – Посадского района. Общая площадь 11000 га. Этот заказник один из наиболее старых в Московской области. Его территория – место крупнейшего в Центральной России предотлётного скопления серых журавлей. В конце августа - первой половине сентября в отдельные годы перед отлетом на зимовку здесь собираются до трех тысяч птиц. Днем они кормятся на сжатых полях, а вечером отправляются на ночевку на болота в пойме реки  Дубны. Заказник – место произрастания редких для Московской области видов растений (карликовой берёзы, мелкие болотные орхидеи, морошка, несколько видов редких осок) и животных (подорлик, сокол – дербник, несколько видов болотных бабочек).

  1. Заказник «Заболотское»

Этот заказник образован сравнительно недавно в 1989 г.  Его площадь составляет около 3000 га. Именно в таких местах селятся журавли. Здесь их обитает не менее 6 пар. А в период осеннего скопления на болотах заказника единовременно ночует более тысячи серых журавлей. К сожалению, после проведения мелиоративных работ, озеро Заболотское, в прошлом крупнейшее озеро Журавлиной Родины, в настоящее время практически полностью заполнено озёрным илом. В сухие годы оно полностью пересыхает. Благодаря практически полной непроходимости болот в весенне-летний период территория заказника является местом обитания многих редких видов животных: белой лазоревки, белокрылой крачки, малой чайки, большой и малой выпи, пастушки, малые погоныши.

  1. Заказник «Кварталы Алексеевского лесничества»

Расположен в районе дер. Алексеево и Бревново, образован в 1977 г., площадь 275 га. Участки хорошо сохранившегося, ставшего редким в Московской области старого леса (ельников и дубрав). В травяном покрове наибольший интерес представляют   подмаренник Шультеса  и  ясменник душистый. Представляет интерес волчье лыко — декоративный кустарник, быстро истребляемый по всей территории Московской области. Весенняя флора также представлена такими, как медуница неясная, калужница болотная, купальница европейская, петров крест. На большей части многочислен пальчатокоренник пятнистый — растение из семейства орхидейных, охраняемое в Московской области.

  1. Заказник «Комплекс сырых лугов и лесных болот»

В южной части заказника растут сосновые леса, а в северной находятся болота

Его площадь 850 га. На огромных мелководных пространствах много рыбы, что привлекает сюда множество птиц. В последние годы здесь отмечены: чёрный аист, орлан-белохвост и скопа — виды, занесённые в Красную книгу России.

  1. Заказник «Константиновский черноольшанник»

Комплексный зоологический гидрологический,  образован в 1992 г., площадь 900 га. Лес представлен ольхой черной (занесена в Красную книгу Московской области). Высота деревьев достигает 20 м. Из кустарников встречается калина, ива, черная смородина, малина. Много хмеля. В травостое — тростник, крапива двудомная, таволга вязолистная, сабельник болотный. Из редких и охраняемых птиц обитает белоспинный дятел.

  1. Заказник «Копнинский лес»

Это комплексный памятник природы: ботанический, зоологический, археологическийс 1991 года. Он расположен в 4 километрах западнее от Сергиева Посада, площадью около 2000 га. Он является местом, где живут ценные виды животных и редких трав. Это смешанный лес. Здесь растут кедр, лиственница. Высота деревьев достигает 70 метров и 140 видов травянистых растений: ландыш майский, ночная фиалка, колокольчики всех видов, незабудка лесная и душистая, волчье лыко. Копнинский лесной массив относится к Радонежскому лесу и представляет большой интерес с исторической стороны.

  1. Заказник «Молокчинский»

Молокчинский — ботанико-энтомологический образован в 1992 г., площадь 362 га. Охраняются редкие виды бабочек (в т. ч. Малый ночной павлиний глаз, голубянки занесенный в Красную книгу России) и растений. С сырыми лугами также связаны шашечница и перламутровка.

  1. Заказник «Попово болото»

В глубине лесов, словно спряталось от людского взора Попово болото, с редкими для области видами растений. Территория его не велика. Говорят, что раньше болото называлось “Чёртовы трясинки”.  В этом болоте часто пропадали люди, ходившие за клюквой. Жители окрестных деревень упросили местного батюшку совершить обряд изгнания беса прямо на болоте. С тех пор болото стали называть Поповым болотом.

На болоте собирали грибы и ягоды, мох и дрова, растёт морошка, карликовая берёза, что говорит о ледниковом происхождении болота.

(Сл. )

Давайте сделаем вывод:

  • Жизнь животных  и растений зависит     от деятельности человека и изменений,

  которые он вносит в среду их обитания.

  • Исчезновение особей любого вида ведёт к нарушению биологического равновесия

(гибели других видов).  

  • Необходимо сохранять численность и разнообразие, живущих  на земле       животных  и растений

Актуализация новых знаний

Чтобы узнать, о каком известном  водоёме, уникальном природном памятнике, пойдёт наш рассказ,  надо решить кроссворд и отгадать ключевое слово.

1)  Шириною широко,

               Глубиною глубоко.

               День и ночь о берег бьётся,

               Из него воды не пьётся,

               Потому что не вкусна,

               И горька, и солона.

2)  Все обходят это место:

                   Здесь земля, как будто тесто;

                   Здесь осока, кочки, мхи…

                   Нет опоры для ноги.

3) Облака и берёзки в нём отражаются

     Как это зеркало называется?

4)  Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…

5)  В голубеньких рубашках

     Бегут по дну овражка.

6)  Чуть дрожит на ветерке

      Лента на просторе.

      Узкий кончик вдалеке,

      А широкий в море

(Сл.) - ПРОВЕРКА

о

р

е

о

л

о

т

о

3п

р

у

д

к

е

а

н

ы

у

ч

ь

и

е

к

а

  • Какое слово получилось? – РОДНИК
  • Что такое РОДНИК ?  РАБОТА  С  ИНТЕРНЕТОМ  ВИКИПЕДИЕЙ
  • Это место выхода подземных вод на поверхность земли. Из родников берут начало ручейки, которые сливаясь вместе, образуют реки.

Физкультминутка.

Мы к реке своей спустились.

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

в) Рассказ учителя об источнике Гремячий. (Сл.)

Этот удивительный родник, источник Гремячий, является государственным заказником областного значения. Находится источник в одном из красивейших мест  Подмосковья, недалеко от деревни Взгляднево. Этот родник бьёт из расщелины в середине холма с высоты около 25 метров.

         История возникновения источника таит в себе много загадок.  Людская молва связывает его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского.

(Рассказывает ученик)

  Предание гласит, что именно в этом месте останавливался Преподобный Сергий на пути из Троицы в Махрищенский монастырь, что в городе Киржач, а источник появился благодаря его молитве.«…И едва произнёс Он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды. А вода оказалась непростой. Многим она давала исцеление…»

   (Рассказ учителя) (Сл.) По склону холма к месту выхода вод идет деревянная лестница, поднявшись по которой можно обнаружить три мощных водяных потока. (Сл.)

Народная молва нарекла их Верой, Надеждой и Любовью. Воды источника не замерзают и круглый год имеют одну и ту же температуру - 6 градусов.

    Да, источник Гремячий - необычное место. Воды родника обладают чудесной целительной силой. Ежедневно к нему стекаются сотни и тысячи паломников и туристов, чтобы под чистыми струями очистить тело, обрести духовную и физическую силу.

(Сл.)   За последние годы вырос сказочный по своей красоте деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского.

  • Ребята, а кто побывал в этом чудесном месте? (Ответы детей)

Еще одна местная диковинка - растущее в окрестностях родника растение-цветок лунник   оживающий. (Сл.)

  • Растение древнее, реликтовое. (Работа детей с интернетом – ВИКИПЕДИЯ: Реликты (лат. relictum — остаток) — в биологии – живые организмы, сохранившиеся в современном мире  или в определённом регионе как остаток предковой группы.)
  • Занесено в Красную книгу. Его нежные, желтоватые или сине-лиловые некрупные цветки источают тонкий запах, похожий на запах левкоев. Плоды у лунника крупные - овальные стручочки. Стручочек вскрывается двумя отпадающими створками, между которыми остается тонкая серебристая перегородка с семенами. Эти перегородки, заключенные в рамку бывших плодов придают засушенному растению декоративный вид. Из-за этих перегородок с серебристыми круглыми пластинками растение называют в народе "Серебряные рубли". По народным поверьям, лунник - своего рода талисман, приносящий в дом богатство и достаток. Однако запомним еще раз: оно занесено в Красную книгу, и срывать его категорически не рекомендуется.

Охрана водоёмов.

    Красиво на берегах водоёмов. Но не всегда человек бережно относится к сохранению этой красоты. (Сл.)

К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами.

  • Как люди загрязняют водоемы?

Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор. Особую опасность для экологии водоёмов представляют предприятия, которые недобросовестно относятся к работе очистных  сооружений. К рекам, воды которых экологи считают грязными, относятся, к сожалению, и Дубна, и Кунья.

В результате деятельности многочисленных промышленных предприятий, у которых  очистные сооружения устаревшей конструкции,  происходит  сброс недостаточно очищенных стоков.

  • Какой вред окружающей среде наносят заводы?
  • Гибнет животный мир водоёмов: рыбы, птицы, насекомые, растения.

  • Как помочь природе восстановиться от нанесённого человеком вреда?
  • Не сбрасывать в водоёмы промышленные отходы.
  • Заменить очистные сооружения.
  • Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

   (Сл) Использование интерактивной доски SMART Board 

Рассмотрите фотографии и распределите их в две группы:  ВРЕДНО   ПОЛЕЗНО

Объясните свой выбор.

Дидактическая игра «Лесной светофор»

Сейчас мы узнаем, насколько   вы  умеете оберегать природу. А поможет нам светофор, который ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. Необходимо выбрать  правильный ответ с помощью комплекта кружков, которые в свою очередь обозначают следующее:

1.зеленый – помогаете природе,

2.красный – ясно, что вредите ей,

3. желтый – предупреждает вас: осторожно опасность!

  1. Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться)

  1. Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

-Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе?

  1. Мы лужайку уберём  от всякого мусора

Наведём красоту, Соблюдайте чистоту!

  1. Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

- Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

  1. Убита белка. На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала…

Да вдруг застыла на бегу.

-Почему нельзя убивать животных?

  1. Завтра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

Мухоморы соберем.

Наедимся мы, ребята!

- Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

  1. Зайку серого найду,

      И в корзинку положу

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей,  в неволе они погибают)

  1. Я кузнечика словил, в  банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,  как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они опыляют растения, являются пищей для животных).

  1. Маленькой ёлочке не холодно зимой.

Просто скучно стало ей

В  лесу стоять одной.

-Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

  1. Бережливым будь с водой!

Хорошенько кран закрой!

(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой – 100л в сутки.)

  1. Мчимся на автомобиле,

Погляди вокруг -  красиво!

Позади  клубится дым.

Чих-чих-чих! Куда бежим?

-Почему вреден воздух около автомобильной дороги?

-Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

Молодцы! Справились!

Творческое задание: А теперь нарисуйте знаки, запрещающие загрязнять окружающую среду. (Звучит песня Ю Антонова «Родные места) Обсуждение.

IV. Итог занятия.

  • И так, ребята, давайте с вами подведём итог нашему занятию.
  • Закончите предложения: (Сл.)

Я  узнал…

Я   удивился…

Я задумался…

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять,

Богатство  у Природы  отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же –  живая!

                                           М.Х Левитман

Список используемой литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог. Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. В.Ф. Левин. Сергиево – Посадский район: окружающая среда. / Сергиев Посад. 1997 г.
  3. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа.  Текст/А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  4. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Плешаков, А. А. Зелёные страницы.  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2012
  6. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2014.
  7. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2013
  8. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.
  9. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному занятию по экологии

Презентация "Тайны цветов. Растения - лёгкие планеты." создана учеником 1-а класса Соколовым Иваном.Номинация: "Изменения и сохранение климата"....

Внеклассное занятие по экологии "Красная книга Ставрополья"

Внеклассное занятие по экологии в форме игры "Поле чудес", задания на знание растений и животных из Красной книги....

Внеклассное занятие по экологии "Красная книга Ставрополья"

Внеклассное занятие по экологии в форме игры "Поле чудес", задания на знание растений и животных из Красной книги....

"Наш общий дом" (Внеклассное занятие по экологии)

Формировать первоначальное об экологии, систематизировать и расширять представление детей о доме;Развивать внимание память, устную речь;Воспитывать любовь и доброту к своей местности, бережное отношен...

Внеклассное занятие по экологии для 1-4 классов «Волшебница Вода»

Внеклассное занятие по экологии для 1-4 классов «Волшебница Вода» нацелено на  обобщение знаний детей о воде, её свойствах; формирование умения бережного отношения к воде....

Внеклассное занятие по экологии "Берегите Землю, берегите!"

Экологическое воспитание в начальной школеСовременные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации эффективного обучения младших школьнико...

Внеклассное занятие по экологии : «Защитим планету от мусора».

воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды...