Тема урока: «Живые участники круговорота веществ»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx29.08 КБ
Файл prezentatsiya.pptx453.65 КБ
Файл zadaniya.docx13.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока: «Живые участники круговорота веществ»

Тип урока: Закрепление изученного материала

Цель урока: Познакомить учащихся основными "профессиями" живых организмов и их взаимной взаимосвязью. Научить приводить примеры живых организмов разных профессий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, слушать других, пытаться приминать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя, в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию, определять причины явлений, событий.

Предметные (образовательные): объяснять круговорота веществ в природе и жизни человека, приводить  примеры живых  организмов разных «профессий».

Личностные (воспитательные): самостоятельно определять самые простые общие для всех правила поведения, в предложенных ситуациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оборудование: учебник, мультимедиа.

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Актуализация знаний

1мин.

2

Постановка цели

2 мин.

3

Закрепление изученного материала

27 мин.

4

Рефлексия

10 мин.

5

Информация о домашнем задании

2 мин.

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сейчас я проверю вашу готовность к уроку. Я (Юлия Сергеевна) называю предметы, которые нам сегодня необходимы, вы глазами проверяете все ли у вас на месте, если ли чего – то не хватает, с вами поделится сосед (проверка детьми готовности).
Вы готовы к работе? Итак, вы готовы, начинаем урок.

Личностные

Актуализация знаний

- Посмотрите на схему.

- Что можете сказать? (Круговорот веществ в хозяйстве, доме.)

- Почему эти превращения можно назвать круговоротом? (Эта цепочка заканчивается одним и тем же веществом.)

- Почему эти превращения можно назвать круговоротом? (Процессы превращения веществ происходят на всей планете и участвуют все вещества.)

- Что можете сказать, глядя на вторую схему? (Изображен процесс очищение воздуха.)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воздух? (Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. В доме становится душно и мы его проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать.)

- Что можете сказать, глядя на третью схему? (Изображен процесс очищения воды.)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воду. (С грязной водой в очистных сооружениях борются микробы, и ее снова могут употреблять растения, животные и люди.)

- Как в природе происходит процесс превращения отходов в продукты? Расскажите по схеме. (Микробы разрушают также отходы деятельности человека. Из них получаются питательные вещества, нужные растениям для их роста. Например, корова поедает растения на пастбище и дает мясо и молоко. Питаясь растительной и живой пищей, человек опять получает необходимые ему органические вещества.)

- Живые организмы каких профессий участвуют в большом круговороте веществ? ("Мусорщики", "кормильцы", "едоки".)

Познавательные

Коммуникативные

Предметный

Постановка цели

- Прослушайте внимательно сказку. После мы ее обсудим.

-Подумайте, о чем в ней говорится.

Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком.

Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст ожил и заговорил:

- Зачем ты меня бьёшь?

- Просто так, - ответил Ваня.

- А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе?

- Так не бывает!

Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки.

Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит.

- Объясните, как куст наказал мальчика. (Куст лишил его продуктов питания.)

- О чем должен задуматься мальчик? (Как дальше он будет жить, что ему необходимо для жизни.)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга; о связи живых организмов природы.)

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? ("Мусорщики", "кормильцы", "едоки".)

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Закрепление изученного материала

Работа в учебнике.
- Ребята, подойдите к средней парте вашего ряда. Прочитайте задание на карточке. Обсудите его в группе и приготовитесь к ответу.
Задание для первой группы:
- Что делают кормильцы? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31.
- Как можно назвать их профессию, если они производят органические вещества?
- На что расходуются произведённые вещества? (Кормильцы – растения, поглощают из почвы воду и соли, а из воздуха – углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому они выполняют роль производителей. Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела. Ещё они выделяют кислород.)

Задание для второй группы:
- Что делают едоки? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31–32.
- Как можно назвать их профессию, если они получают вещества, поедая растения или животных?
- Что происходит с веществами? (Едоки – животные, получают вещества, поедая растения и животных. Поэтому они выполняют роль потребителей. Они возвращают растениям углекислый газ.)

Задание для третьей группы:
- Что делают мусорщики? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32. (Мусорщики – разные живые организмы, питаются только умершими живыми организмами.)
- Как производители, потребители и разрушители связаны? Давайте проверим по учебнику на с. 33. (Производители создают для всех питательные вещества и кислород, потребители возвращают растениям углекислый газ, разрушители превращают умершие организмы в вещества, которые используют растения.)

Продолжи: чтобы было, если бы исчезли «мусорщики», «едоки», «кормильцы»?(Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.)
Составление обобщающей схемы.
-
 Найди на схеме живые организмы определите их "профессию".(Производители. Они - источник питания для всех живых организмов, в том числе и для человека.)
- Что обозначают стрелки? (Есть два пути.)
- Почему две стрелки? (Растение может быть съедено потребителем, либо погибнуть и им займутся разрушители.)
- Приведите примеры производителей. (Пшеница, дуб, клевер.)
- После производителей, кто будет следующим?
 (Потребители. Они получают вещества необходимые для жизни от производителей.)
- Какая связь еще будет между разрушителями производителями? (Хищники. Это тоже потребители. Животные, которые не питаются растениями. Они питаются другими живыми организмами.)
- А теперь давайте вернемся к нашему герою- Ване. Можем ли мы ответить на вопрос, что же с ним произошло? (Нарушился большой круговорот веществ. Ваня уничтожил куст. Куст- производитель. Исчезнет производитель - исчезнут потребители, которые потребляя органические вещества, являются источником жизни человека и других живых организмов, далее исчезнут разрушители, которые являются источником жизни для производителей. Превращение веществ должно идти по замкнутому кругу.)
-Откройте учебник на странице 33. Сравните свой вывод с авторским.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Предметные

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, какую оценку вы можете себе поставить?
-Какие трудности вы встретили на уроке?
- Как вы их преодолели?
- Давайте поможем нашему кустику "одеться". У вас на партах лежат листочки.
Зелёные - всё понятно, не возникло трудностей.
Жёлтые - возникли трудности, не всё ясно.
Коричневые - не получилось, тема не понятна. (Учащиеся прикрепляют листочки к модели куста.)

Регулятивные

Личностные

Информирование о домашнем задании

Найти информацию в справочной литературе в сети интернет о роли бактерий в круговороте веществ.

Личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Душный воз у Душный воздух Грязная вода отходы Чистый воздух Чистая вода пища

Слайд 2

Углекислый газ кислород

Слайд 3

Грязная вода Чистая вода

Слайд 4

пища отходы

Слайд 5

Задание для работы в группах: 1 группа : 1.Какова роль « кормильцев»? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31 учебника? 2. Как можно назвать их «профессию»,если они производят питательные вещества? 3.На что расходуются произведенные вещества? 4.Выберите ключевые слова для своих ответов.

Слайд 6

2 группа 1.Какова роль «едоков»? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник) 2.Как можно назвать их «профессию», если они получают вещества, поедая растения и животных? 3.Что происходит с веществами? 4.Выберите ключевые слова для своих ответов.

Слайд 7

3 группа 1.Какова роль «мусорщиков»? 2.Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник) 3.Выберите ключевые слова для своих ответов.

Слайд 8

потребители разрушители потребители производители



Предварительный просмотр:

  1. Группа:

  1. Какова роль «кормильцев»? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31 учебника?
  2. Как можно назвать их «профессию», если они производят питательные вещества?
  3. На что расходуются произведенные вещества?
  4. Выберите ключевые слова для своих ответов:
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  • ____________________________

  1. Группа:

  1. Какова роль «едоков»? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник)
  2. Как можно назвать их «профессию», если они получают вещества, поедая растения и животных?
  3. Что происходит с веществами?
  4. Выберите ключевые слова для своих ответов:
  • ____________________________
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  • ____________________________

  1. Группа:

  1. Какова роль «мусорщиков»?
  2. Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник)
  3. Выберите ключевые слова для своих ответов:
  • ____________________________
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  •  ____________________________
  • ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру даёт полный обзор круговорота веществ в природе, яркую характеристику цепи питания растений и животных, дети, работая в группах, проводят опыты и составляют собственные работы...

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру УМК Школа 2100...

Живые участники круговорота веществ. Решение задач с многозначными числами.

Конспект интегрированного урока по окружающему миру (ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан) и математике (автор: Петерсон Л. Г.).3 класс. Урок составлен в технологии деяте...

Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс

В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...

Тест_Живые участники круговорота веществ

Тест предназначен для проведения оценки достижения учащимися 3 класса (УМК "Школа 2100") результатов обучения по окружающему миру....

Растения - часть1. Живые участники круговорота веществ.

Растения (определение). Условия жизни растений. Виды растений....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Живые участники круговорота веществ"

Ученики познакомятся  с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий  в группах ребята представят работу пищевых ...