Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сергованцева Ольга Григорьевна

Тема урока "Тела, вещества, частицы"

Это первый урок в разделе "Эта удивительная природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergovantseva.docx612.81 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Ленинградская область

Волосовский район

МОУ «Бегуницкая СОШ»

Конспект открытого урока

по окружающему миру, 3 класс

УМК «Школа России»

Учитель Сергованцева Ольга Григорьевна

д. Бегуницы

2016г.

Аннотация

 Данная тема изучается в 3 классе в первом  полугодии. Урок  № 8 по календарно-тематическому плану, включён в  раздел предмета окружающий мир «Эта удивительная природа» .

Тип урока: урок «открытия »нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся первоначального  понятия « Тела, вещества, частицы» ; осознание значимости изучения этой темы.

Сценарий урока представлен в виде технологической карты.

Урок организован по принципам системно-деятельностного подхода.

Этапы урока соответствуют данному типу урока.

Технология построения урока: проблемно - диалогическая.

На уроке использованы  индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации деятельности обучающихся.

Детям предоставлена возможность развития навыков самоконтроля.

Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают новые знания в процессе собственной деятельности.

 

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема: Тела, вещества, частицы

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить с понятиями тело, вещество, частица;
  • учить различать вещества по их признакам и свойствам;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Различать тела, вещества, частицы.
  • Различать вещества по их признакам и свойствам.

Метапредметные:

  • Формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения;
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; 

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения  и следовать им;
  • строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;
  • совершенствовать умение работать в группе.

Личностные: 

  • Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • Плешаков А. А. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1
  • А. А.  Плешаков. «окружающий мир». Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы. В частях. Часть 1
  • Презентация "Тела, вещества, частицы".
  • Рисунки (твердые, жидкие, газообразные вещества)
  • Карточки
  • Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипяченая вода (на столах у детей).

Ход урока

Этапы урока

Цели и примечания

Время

  1. 1.Самоопределение к деятельности (организационный  момент).

«Начало – больше половины целого»

Аристотель

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке.

1 мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте ребята!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня на уроке вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе (Слайд № 1)

 На слайде представлена памятка

Прочитать памятку

  1. Будь вежливым
  2. Умей слушать
  3. Доказывай свою точку зрения
  4. Работай с источником информации

Давайте пожелаем друг другу удачи.

Кто готов к началу урока, садитесь.

Необходимо уважительно относиться друг к другу, быть внимательными, сначала думать, потом говорить, активно работать и т.д.

Дети с улыбкой жмут руку соседу по парте, желают успехов на уроке.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания -

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося.

4 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Графический диктант

-Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «-»

* Природа – это все, что нас окружает. (« - ». Природа – все, что нас окружает и существует независимо от человека.)

* Природа бывает живая и неживая.(«+».)

* Снег относится к живой природе. («-».)

* Бактерии относятся к живой природе. («+».)

* Сердце, легкие, печень – это внутренний мир человека. («-».)

* Ветер – облака соответствуют связи живое – неживое. («-».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит на доске знак, дети проверяют.)

 - Кто выполнил задание правильно? (Дети поднимают руки)

 - Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?

Дети ставят знаки «+» или  «-«

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит на доске знак, дети проверяют.)

  1. 3. Постановка  учебной задачи.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы  начинаем изучать  новый  раздел «Эта удивительная природа», откроем ещё одну её тайну.

Для того,  чтобы  узнать тему нашего урока  необходимо выполнить задание. Я назову  слова, а вы  попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова.

Ножницы, вода, капля росы, сахар, металл, сахарница.

Все ли слова позволяли точно представить  предмет?

Назовите слова, которые позволили точно представить  предмет.

 (Слайд №2 ).

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом. 

Пытаются представить то, что обозначают   слова, названные учителем.

Нет, были такие, которые предполагали много вариантов ответа.

Ножницы,  капля росы, сахарница. 

  1. 4. Совместное открытие знаний или

изучение нового материала.

Цель: организация учащихся на получение знаний

в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.

20 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В словаре С.И. Ожегова есть четыре значения этого слова:

  1. Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

  1. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
  2. Тело - часть организма…
  3. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

Что же это за слово?

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №3).

Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

(Слайд №4).

Как вам кажется, какое значение    интересует нас с вами?

Мы определили первую часть темы нашего урока.

(Слайд №5).

Возьмите приготовленные раздаточные карточки (карточка №1). Разделите предложенные слова на две группы. Над каждым словом поставьте номер группы (1 или 2).

Карточка №1: Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.  

(Слайд №6)

По какому принципу разделили слова?

Все тела можно разделить

 на естественные и искусственные.

( Слайд №6 или схема).

Вспомните, пожалуйста,    предложенные мной  в начале урока слова, которые вы не могли точно представить. Являются ли они телами?

(Слайд №7).

Попробуйте назвать тела, которые состоят из  воды, сахара, металла.

(Слайд №8).

Что же обозначают слова «вода, сахар, металл»?

Вода, сахар, металл – вещества. Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Мы определили вторую часть темы урока.

(Слайд №9).

Все ли вещества одинаковы?

А какие состояния вещества вы знаете?

 (Слайд №10 или схема).

Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии.

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт, который поможет определить третью часть темы урока.

Опыт.

Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем.

Как вы думаете, можно сказать, что

в сосуде находится одно вещество?

Отдельные  вещества в природе встречаются редко, чаще всего мы говорим о смеси, когда тело состоит

из двух или нескольких веществ. Попробуйте  назвать  смеси веществ,

с которыми вы часто встречаетесь.

(Слайд №11).

Хорошо читающий ученик озвучивает цитаты из словаря С. И. Ожегова.

Тело. (Записывают в словарь).

Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства…

карандаш                 дерево

книга                        камень  

стол                          облако

                                  луна  

Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек.

Вода, сахар, металл.

Они телами не являются.

Капля воды или капля росы, кристалл или кусочек сахара, ножницы и т. д.

Ответы обучающихся.

Нет, вещества  отличаются друг от друга.

Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

Ответы детей.

 

Нельзя сказать, что в сосуде находится одно вещество, там вода и сахар. А это   два вещества.

Например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д.  – смесь разных веществ.

  1. 5. Постановка  проблемной ситуации.

Цель: внутреннее принятие цели обучающимися, побуждение

к деятельности.

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Давайте посмотрим на сосуд с водой и сахаром. Где же сахар?  

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло?

Попробуйте воду на вкус.

сканирование0012

Почему же мы его не видим?

 Какой  вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вещество состоит из частиц (молекул и атомов).

Мы определили  третью  часть темы урока. Какая же тема нашего урока? (Слайд №12).

Итак, какие задачи  нам предстоит  решить на уроке?

Как вы думаете, частицы (молекулы и атомы) одинаковы в разных состояниях вещества, или отличаются друг от друга.

 Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга  по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

В каком состоянии вещества, по вашему мнению,  промежутки самые маленькие, а в каком – самые большие?

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах.

Как вы думаете, почему твердые тела сохраняют форму?

Если дети дают неверные или неточные ответы, учитель помогает им   правильно сформулировать мысль.

Молекулы (частицы)

в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы.  

А почему жидкости текучи?  

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

сканирование0012

Почему газы летучи и занимают весь предоставленный объем?

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся.

сканирование0012

(Слайд №13).

Ответы детей.

Пробуют одноразовыми ложечками воду.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Мы  не видим его потому, что он распался на более мелкие части.

Вещество состоит из частиц.

Тела, вещества, частицы.  

Наша задача  познакомиться  

с понятием «тело» и  узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси

от чистого вещества.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

6. Физминутка

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

          Раз-наклон, два – наклон,  

Словно буква О свернусь,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работаю займусь.

Через 15 -20 мин. от начала урока, по мере утомляемости учащихся, после логического завершения этапа урока, определённого вида деятельности.

Цель: сохранение здоровья, устранения перегрузок,  снятие утомление, повышение умственной работоспособности учащихся,  обеспечение активного отдыха,   для поднятия   настроения.

1мин.

  1. 7.Первичное закрепление изученного.

Цель: проговаривание нового знания, обучение способам самостоятельного применения знаний.

5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А сейчас попробуем применить  знания на практике.

Пожалуйста, откройте рабочую тетрадь на  странице 14. Выполним задание №1. Инструкция в тетради: Закрасить кружочек в том ряду, в котором изображены только естественные тела.

(Обучающиеся   выполняют задание

в парах, затем проводится  проверка. Один ученик  даёт ответ, остальные обучающиеся  демонстрируют свою точку зрения при помощи светофоров или жестов.)

Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его.

 

Молодцы! Надеюсь,  вы так же успешно справитесь с заданием №4 на стр. 15.

Инструкция в тетради: Указать стрелками, что из перечисленного является телом, а что – веществом. Выполняем работу и комментируем её. Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его.

(Один ученик   комментирует, остальные обучающиеся  демонстрируют свою точку зрения при помощи светофоров или жестов.)

Необходимо закрасить кружок

в третьем ряду, т.к. все объекты (божья коровка, кленовый лист, воробей и Луна) являются естественными телами.

В первом ряду, кроме естественных тел (яблоко и солнце),  есть и искусственные тела (ложка и будильник), а во втором ряду изображены только искусственные тела).

 

Гвоздь, проволока, ложка – это тела, так как это предметы, которые можно представить, они имеют форму и состоят из различных металлов.

Железо, медь, алюминий – это вещества, они не являются предметами, которые можно представить, они не имеют формы и из них состоят такие тела, как гвоздь, проволока, ложка и другие тела.

  1. 8.Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает, умеет.

4-5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Выполнение задания № 2 (работа в группах)

Задание для 1 группы: подумайте, где изображен рисунок расположения частиц в твердых телах, где в жидкостях и газах, подпишите их.

Задание для 2 группы: ответьте на следующие вопросы:

- Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы?

- Почему воду можно переливать?

- Почему так быстро распространяются запахи в воздухе?

Пожалуйста, выберите понравившийся вариант ответа.

Задание для 3 группы: соедините рисунки с надписью: твердые тела, жидкости, газы. Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на с.37.

Формы ответов учащихся :

-  1  группа сами подписывают рисунки;

-  2  группа отвечают на вопросы;

- 3 группа стараются определить соответствие схемы состоянию вещества: соединить рисунки с готовой надписью.

Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на странице 37 и слайда презентации (Слайд №14).

сканирование0010

Формы ответов учащихся.

-   одни учащиеся сами подписывают рисунки,

 - другие отвечают на вопросы,

- третьи стараются определить соответствие схемы  состоянию вещества: соединить  рисунки с готовой надписью.

Самопроверка.

Первая и третья группы открывают учебники на с. 37.

Ребята второй группы получают карточку-эталон с правильными ответами, проверяют свою работу.                        

Карточка-эталон:

Твердые тела не распадаются на молекулы и атомы, потому что частицы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы.  

Жидкости текучи, потому, что промежутки между частицами в жидких веществах немного больше, чем в  твёрдых,  и молекулы могут перемещаться.

Газы летучи и занимают весь предоставленный объем, потому, что у газообразных веществ расстояние между  частицами намного больше самих  частиц, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся.

  1. 9. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности.

2-3 мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ребята, вы хотите проверить свои знания,  узнать,  удалось ли решить поставленную задачу.

Проведем графический диктант.

Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «-»

- Согласны ли вы с утверждениями?

1. Все тела созданы природой.

2. Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами.

3. Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.

4. Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов)

5. Все тела состоят только из одного вещества.

Самопроверка по слайду № 15.

     

                                                               

 Ответы учащихся.

Самопроверка по слайду презентации с верными утверждениями:

- Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами.                                                               - Вещества бывают жидкими, твердыми         и газообразными.                                      

- Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).                        

  1. 10. Домашнее задание.

Цель: усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком.

1-2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Изучив параграф, подготовить ответы

на вопросы и выполнить задания

на стр.37, поработать с толковым словарем, задание в тетради по данной теме выполните по желанию. Есть вопросы по домашнему заданию?

Обучающиеся задают вопросы, если они есть.

  1. 11. Самооценка работы на уроке и выставление отметок.

Цель: самооценка результатов деятельности своей и одноклассников.

По сложившейся традиции обучающиеся, которые считают, что они активно работали, встают и

по  очереди называют отметку, комментируя её.

1-2 мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А сейчас пришло время проанализировать работу в течение урока и оценить ответы.

(Учитель высказывает свою точку зрения по поводу работы на уроке обучающихся и выставляет отметки).

Обучающиеся анализируют и оценивают свои ответы.

Список используемой литературы:

  1. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», Москва «Русский язык», 1984г.
  2. А. А. Плешаков. « Окружающий мир» учебник для 3 класса начальной школы, в 2 частях, 1 часть. Москва , «Просвещение», 2012г.
  3. А. А. Плешаков. «Окружающий мир» рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы, в 2 частях, 1 часть. Москва, «Просвещение», 2013г.

Приложение 2

Авторская заявка

Фамилия Сергованцева

Имя, отчество Ольга Григорьевна

Год рождения 1954

Образование высшее

Какое учебное заведение закончил и когда Омский государственный педагогический институт им. М. Горького, 1980г.,

                                                                           Саргатское педагогическое училище, 1974 г.

Специальность учитель географии, учитель начальных классов

Место работы МОУ «Бегуницкая СОШ»

Е- mail: Olggrigors@ yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...