Электризация и электрический ток
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Татаринова Ольга Сергеевна

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrizatsiya_i_elektricheskiy_tok_.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 4

Автор: Татаринова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 8» г.Петрозаводска, 2013г.

Тема: Невидимая сила.

Цель: сформировать представление об электризации и электрическом токе (об электричестве как универсальном виде энергии).

Задачи:

  • познакомить учащихся с причиной возникновения и проявления электризации;
  • показать взаимодействие двух наэлектризованных тел; уточнить и расширить представление учащихся о роли электрического тока в жизни людей;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала и проверка домашнего задания.

3. Постановка проблемы и цели урока.

(с обратной стороны доски записана тема – Невидимая сила)

Учитель: Прежде, чем перейти к теме урока, обратимся к наблюдению.

(Один ученик демонстрирует.)  

Ученик: На перемене я играл с воздушным шариком и заметил вот что (показывает, как шарик притягивается и удерживается на голове).

Учитель: Как вы думаете, почему это происходит? Как можно охарактеризовать действующую силу?

Ученики: лёгкая, невидимая, …

Учитель: Как бы вы сформулировали тему урока? (открывает доску)

Ученики: Невидимая сила.

Учитель: Какие у вас есть предположения, что это за сила?

Ученики: Притяжения, взаимодействия, …

Учитель: (записывает на доске предположения) На какие вопросы мы сегодня будем отвечать?

Ученики:

-) как называется?

-) как возникает?

-) каким образом используется человеком?

4. Актуализация знаний.

Учитель: Встречали ли вы аналогичное явление в природе?

Ученики: притяжение волос к расчёске, снятие свитера, притяжение бумаг к ручке, …

Учитель: Что при этом наблюдается?

Ученики: притяжение, треск, искры.

Учитель: Давайте попробуем определить, почему это происходит. Из чего состоят все тела?

Ученики: Из вещества.

Учитель: А вещества?

Ученики: Из молекул.

Учитель: А молекулы?

Ученики: Из атомов.

Учитель: Какие частицы входят в состав атома?

Ученики: Протоны, нейтроны, электроны.

Учитель: Так вот, оказывается, что виновником возникновения невидимой силы является электрон, потому что электроны могут переходить от одного тела к другому. (На доску вывешиваю карточку – Электрон.)

5. Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, какие условия необходимо создать для того, чтобы возникла эта сила?

Ученики: (высказывают предположения: 2 тела, трение, сжатие,…)

Учитель: Итак, чтобы это проверить, проведём опыты по группам:

Группа 1. Возьмите в своей лаборатории бумажную полоску, положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. С их помощью попробуйте создать аналогичную силу и пронаблюдайте за ней.

Группа 2. Используя две полиэтиленовые полоски, попробуйте создать невидимую силу и пронаблюдайте за ней.

(После выполнения задания представители от каждой группы предоставляют свои результаты):

Группа 1. Мы потёрли полоски, подняли их и при сближении заметили, что полоски стали притягиваться друг к другу.

Группа 2. Мы потёрли полоски, подняли их и при сближении заметили, что полоски не притягиваются. Они отталкивают друг друга.

Учитель: Какие выводы мы можем сделать?

Ученики: невидимая сила

 -) возникает между двумя телами;

-) возникает при трении;

-) тела могут притягиваться (разные) или отталкиваться (одинаковые).

Учитель: Молодцы! Давайте разберёмся, в чём причина. Откройте учебник на с.108. Прочитайте последний абзац и найдите ответ на этот вопрос.

Ученики: (работают с текстом и отвечают на вопрос).

 Учитель: (Слайд 5) При трении электроны двигаются, переходят с одного тела на другое, при этом тела получают заряд. Заряды различны и противоположны друг другу, поэтому их назвали “положительный заряд” и “отрицательный заряд”. Когда мы брали два разных тела, что происходило?

Ученики: Они притягивались.

Учитель: Эти тела получали разные заряды, одно – положительный, другое – отрицательный.

Учитель: А если взять два одинаковых тела, что произойдёт?

Ученики: Они оттолкнутся.

Учитель: Что вы можете предположить об этих зарядах?

Ученики: Они одинаковые: положительный – положительный, отрицательный – отрицательный.

Учитель: Итак, мы видим, что между заряженными телами возникает невидимая сила, которую учёные назвали электризацией (на слайде и вывешиваю карточку на доску) Попробуйте сами сформулировать, что такое электризация.

Ученики: Электризация – это невидимая сила, вызывающая притягивание или отталкивание заряженных тел.

Физминутка.

Учитель: Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определённое расстояние, между ними возникает интересное явление. Вспомните свои ощущения, когда снимаете свитер.

Ученики: Когда снимаем свитер, слышен треск, а в темноте видно искры.

Учитель: (слайд 6) Искра, появляющаяся между заряженными телами, называется электрический разряд (вывешиваю карточку на доску).

Учитель: А кто может привести пример природного мощного электрического разряда?

Учитель: Молния. (Слайд 7)

Учитель: Чем опасно это явление?

Ученики: От него человек может погибнуть, может случиться пожар.

Учитель: Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы?

Ученики: Нельзя стоять под деревом, нельзя купаться во время грозы…

Учитель: Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Учёные смогли изменить их направление. В учебнике на с.109 первый абзац найдите в тексте, как им это удалось.

Ученики: (работают с текстом и отвечают на вопрос).

Они взяли два разно заряженных тела, проложили между ними мостик – проводник. Электроны стали двигаться в одном направлении по проводнику.

Учитель: Направленное движение электронов по проводнику называется электрическим током (вывешиваю карточку на доску). Где используется электрический ток?

Ученики: Дома: утюг, телевизор, компьютер, микроволновая печь, стиральная машина работают от электричества. На предприятиях, в магазинах.

Учитель: Откройте РТ на с. 42 №11. Поработайте в парах. Запишите, какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?

Ученики: (Слайд 9) Нельзя в розетку толкать различные вещи, нельзя браться за провод или вилку электроприборов мокрыми руками, нельзя оставлять включенными электроприборы…

Учитель: Разговор о технике безопасности я завела не зря. Мы сейчас будем работать с электрическим током. А где же нам его взять?

Ученики: В батарейке.

Учитель: Проверим, действительно ли она вырабатывает ток? Что нам ещё необходимо для проверки?

Ученики: Лампочка и проволока (проводник)

Учитель: Соедините концы проволоки – проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете?

Ученики: Лампочка загорелась! Значит, в батарейках действительно есть ток.

Учитель: Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток. Хватит ли нам такой батарейки для выполнения работы в доме?

Ученики: Тока надо много. Батарейки не хватит.

Учитель: Где вырабатывается большое количество электрического тока?

Ученики: Много электрического тока вырабатывается на электростанциях. (Слайд 10)

Учитель: А ещё есть менее мощные и доступные источники.

(Ученики рассказывают подготовленные сообщения об источниках тока.)

Учитель: Вы знаете, ребята, что электрический ток обладает ещё одним интересным свойством. Откройте учебник на с. 109 и рассмотрите рис.А. Что вы наблюдаете?

Ученики: Скрепки примагнитились к гвоздю!

Учитель: На рисунке продемонстрирован не просто магнит, а электромагнит (Слайд 11 и вывешиваю карточку на доску). 

Учитель: Посмотрите, на доске образовался ряд слов, с которыми мы познакомились сегодня:

  • Электрон
  • Электризация
  • Электрический заряд
  • Электрический ток
  • Электромагнит

Кто заметил что-нибудь интересное?

Ученики: Это все однокоренные слова. У них общий корень электр-.

6. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте проверим, как мы усвоили тему.

Ученики: (самостоятельно отвечают на вопросы теста, отмечая правильные ответы в таблицах).

 (Слайд 15) 1. Из-за какой частицы возникает явление электризации?

а) электрон

б) песчинка

в) капелька

(Слайд 16) 2. Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел – это…

а) цивилизация

б) электризация

в) классификация

(Слайд 17) 3. С помощью какого действия возникает явление электризации?

а) охлаждение

б) нагревание

в) трение

(Слайд 18) 4. Что такое электрический ток?

а) скопление электронов

б) движение электронов

в) торможение электронов

 (Слайд 20) 6. Самый сильный природный электрический разряд?

а) взрыв

б) гром

в) молния

Учитель: (Взаимопроверка). Соедините линией звёздочку первого вопроса со звёздочкой второго, второго с третьим и т.д. Что у вас получилось? На какое грозное явление природы это похоже?

Ученики.: Получилась стрелка, как молния. (Слайд 21)

 

а

б

в

1

+

 

 

2

 

+

 

3

 

 

+

4

 

+

 

5

+

 

 

6

 

 

+

Учитель: Обменяйтесь таблицами, проверьте работу. Верните таблицы. Кто согласен со своей отметкой за работу на уроке и хочет её поставить в журнал?

Ученики: (поднимают руки и обосновывают решение).

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Итак, в начале урока мы с вами поставили перед собой вопросы. Давайте посмотрим, удалось ли нам на них ответить. (Слайд 12) Итак, Невидимая сила – это…

Ученики: Электризация.

Учитель: Когда она появляется?

Ученики: При трении двух тел.

Учитель: Нужна ли она человеку?

Ученики: Да, нужна. Благодаря электризации появляется электрический ток, который помогает человеку в доме и на предприятиях.

Учитель: Выскажите своё мнение по уроку, опираясь на фразы: (Слайд 22). 

  • “Мне понравилось…”
  • “Я даже не думал(а), что…”
  • “Я узнал(а)…”
  • “Мне бы хотелось сейчас…”

8. Домашнее задание.

Учитель: с.41 №2, 8; с.42 № 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с одарёнными детьми "Электризация тел" 4 кл

Данное занятие направленно на развитие познавательного интереса в области электризации тел. Практическим путём, на доступном уровне, обучающийся узнаёт причины электризации объектов....

Сценарий круглого стола по теме: «Электрические посиделки»

Цели:Познакомить с понятием «энергия»,  её видами. Учить экономному  использованию.Повторить правила безопасного поведения с электроприборами.Показать, чем опасно поражение электрическим ток...

Опасности электрического тока.

Расширение знаний детей об электрической энергии и опасности, которую она несёт.Ознакомление с ролью электричества в быту....

Конспект классного часа на тему: «Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов

Конспект классного часа на тему:«Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов...

Конспект занятия по теме"Безопаснье обращение с электрическими приборами"

Данный материал содержит содержит конспект занятия о безопасном обращении с электроприборами....

Внеурочная (внеучебная) деятельность "Электризация тел"

Занятие в 1 классе . Занятие 5. Рассмотрение темы "Электризация тел". Проведение опытов....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «СУД НАД ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ»

Внеурочное мероприятие   по электрической безопасности «Суд над электричеством» направлено на формирование  правил безопасности жизнедеятельности при обращении с электричеством; на разв...