Индивидуальное занятие с одарёнными детьми "Электризация тел" 4 кл
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Цапко Татьяна Владимировна

Данное занятие направленно на развитие познавательного интереса в области электризации тел. Практическим путём, на доступном уровне, обучающийся узнаёт причины электризации объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektrizaciya.zip79.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

«Электризация тел»

        Цель: исследовать электризацию различных тел.

        Задачи:

  1. развивать исследовательские и творческие навыки;
  2. учить сравнивать и делать выводы;
  3. создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  4. помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Оборудование:

  1. ребус;
  2. бумажная и полиэтиленовая полоски;
  3. две полиэтиленовые широкие полоски;
  4. расчёска;
  5. вода;
  6. бланк-таблица (для формулировки выводов)

 Литература для обучающегося:

Л. Л. Сикорук «Как добыть немного электричества» из книги «Физика для малышей», изд. «Кругозор», Петрозаводск, 1996


1.  Постановка цели занятия

-Определи тему занятия, разгадав ребус. (электричество)

-Будем объяснять загадочное природное явление- электризацию тел.

2. Экспериментальная работа.

 Физика наука экспериментальная и сегодня ты будешь экспериментатором. Я прошу внимательно слушать мои инструкции иначе опыты не получатся. Итак, начнем изучать электризацию тел.

Опыт 1 (а).

Возьми в руки бумажную полоску и полиэтиленовую. Поднеси их друг к другу. Как ведут они себя между собой?

Положите на бумажную полоску полиэтиленовую плёнку и сильно потри их руками. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу. Взаимодействуют они между собой?

-В результате чего изменились свойства полосок?(трения)

-Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)

Как вели до и  после?

Опыт 1 (б)

        Подвесьте на штативе на нитях карандаш или бумажную гильзу.

        Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите её куском шёлка. Поднесите полиэтилен и шелк поочерёдно к концу подвешенного карандаша (гильзе).

        Что при этом наблюдается?

Как вели до и  после?

Опыт 2.

Потрите  бумагой две полиэтиленовые плёнки и приблизьте их друг к другу. Взаимодействуют они между собой?

-В результате чего изменились свойства полосок? ( трения)

-Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения?(отталкиваться)

Как вели до и  после? В результате электризации

-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)

-Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

Почему они отталкиваются? Какой заряд у двух полиэтиленовых полосок одинаковый или разный?(одинаковый)

Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)

Каким бывает электричество? ( положительным и отрицательным)

Что знаешь о взаимосвязи воздуха и электричества? ( Во влажном воздухе электричество не может накапливаться  на поверхности в достаточном количестве)

Опыт 3.

        Расчесаться сухой расческой.

        Расчёсываться влажной расческой.

Сделай вывод.

3. Значение электризации.

- Перечислим положительные и отрицательные значения электризации тел.

Ученик: Статическое электричество может иметь негативное влияние:

- притяжение волос к расческе;

- отталкивание волос друг от друга, подобно заряженному султанчику;

- прилипание к одежде различных мелких предметов;

- на ткацких фабриках прилипание нитей к бобинам, что ведет к частым обрывам.

Ученик: Статическое электричество может принести пользу:

- при окраске мелких деталей краскораспылителем, краску и тело заряжают противоположными зарядами, что приводит к большой экономии краски;

- в лечебных целях используют статический душ;

- для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров используются электростатические фильтры;

- для копчения рыбы в специальных электромерах (рыба заряжается положительно, а электроды отрицательно, копчение в электрическом поле происходит в десятки раз быстрее).

   

4. Обобщение.

Заполни таблицу:

электризация

Способ электризации

Виды зарядов

1.

2.

Взаимодействие наэлектризованных тел.

1. Притягиваются объекты , если_____________________________________.

2. Отталкиваются объекты, если_____________________________________.

3.Во влажном воздухе_______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение электризации

Отрицательное влияние:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительное влияние:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рефлексия.

- Отметь на листочке каким зарядом ты зарядился сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа развития одарённых детей

Индивидуальная программа развития одарённых детей...

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возм...

Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка

Выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе. Одарённые дети - интеллектуальное богатство государства. Индивидуальная программа направлена на развитие интеллетуальных умений обучающих...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 3 класса - одарённого ребёнка на 2 полугодие учебного года...

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации об...

Программа индивидуальной работы с одарёнными детьми

Материал содержит Программу индивидуальной работы с одаренными детьми, обучающимися в начальных классах...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка

Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года работы и создан на основе опыта работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста (7-10 лет). Цель проекта: создание условий для активной реализации спосо...